Смекни!
smekni.com

Проблема датировки основания Ярославля в трудах историков и краеведов (стр. 2 из 6)

История Российской империи велась теперь не от Московского княжества, а от основания Киева и возникновения мощного государства Киевская Русь, и киевские князья начиная с 9 века стали включаться в число российских правителей.

Ярославль являлся начиная с 17 века одним из крупнейших городов России. Хотя после реформ Петра 1 его значение как торгового центра значительно уменьшилось, он постепенно стал превращаться в значительный промышленный и торговый центр, в нем возникают светские учебные заведения, проводятся первые научные археологические исследования, сбор письменных источников по истории города, возникает музей (древлехранилище).

Первые крупные работы по истории Ярославского края, использовавшие этот накопленный материал, стали появляться в 19 веке.

Дореволюционные историки обладали тем же набором письменных источников, что и сейчас – краткие летописные упоминания, сохранившиеся устные народные предания. К середине 19 века накопился значительный археологический материал – были открыты погребения X-XI вв , начаты первые раскопки на территории Ярославля.

То, что именно Ярослав Мудрый основал город, назвав его в свою честь Ярославлем, считалось абсолютно бесспорным в силу того обстоятельства, что до первого упоминания в летописи Ярославля под 1071 г. известен только один великий князь Ярослав – а именно Ярослав Мудрый.

Основание города мыслилось как событие, в ходе которого была воздвигнута крепость – именно она называлась «градом», т.е. огороженным, укрепленным пространством. Именно эта крепость и была названа «град Ярославль», и дата ее основания должна считаться датой начала существования города Ярославля, хотя более древние поселения существовали на этом месте издавна.

Предполагалось, что князь Ярослав основал город лично - то есть он побывал на месте его основания по крайней мере в тот момент, когда здесь была заложена крепость.

По сообщениям летописи, которые считались (и считаются по сей день) бесспорно верными, Ярослав Владимирович был князем в Ростове с 988 по 1010 год, после чего уехал на княжение в Новгород. Кроме того, упоминается, что Ярослав лично возглавлял карательный поход против восставших племен Ростовской земли в 1024 г. и в это время мог побывать на территории будущего Ярославля по пути в Ростов.

Конкретные года назывались разные, зачастую без каких-либо весомых доказательств. В краткой статистической таблице Ярославской губернии, составленной в 1823 г., просто указано: «Ярославль основан великим князем Ярославом Владимировичем в 1028 г.».

В книге Ленивцева «Описание построения г. Ярославля и заложение в основание оного церкви во имя Святого пророка Илии великим князем Ярославом I» указывается дата начала княжения Ярослава на Ростовской земле – 990 г.[3], в «Истории г. Ярославля» Троицкого указывается период 1026-1036 гг.[4]

К.Д. Головщиков в книге «История губернского города Ярославля» выстраивает следующую логическую цепь рассуждений, которая в дальнейшем стала «классической» для ярославских краеведов.

Отправной точкой для этих рассуждений остается, как и прежде, признание достоверным и доказанным фактом, что город Ярославль был основан как сторожевая крепость на границах Ростовского княжества князем Ярославом Владимировичем Мудрым. Доказательством является то, что другого великого князя с таким именем кроме него до 1071 г. летописи не упоминают.

Таким образом, для определения точной даты основания Ярославля надо лишь проанализировать известную по летописям биографию Ярослава Мудрого.

Для того, чтобы основать город – то есть дать указания о месте расположения крепости, оставить в отстроенной крепости гарнизон, основать храм необходимо было личное присутствие князя, причем довольно длительное, поскольку Ярославль находился на далекой окраине Киевской Руси, в диком лесном краю.

Летописи указывают годы, когда Ярослав во главе своих войск совершал походы в Прибалтике, южных землях, был занят междоусобными войнами с братьями за киевский престол и просто не имел времени для того, чтобы побывать в ростовской земле.

Поскольку иной роли, кроме сторожевой крепости, Ярославль в первые годы своего существования играть не мог в силу ряда причин, К.Д. Головщиков считал, что наиболее вероятным временем, когда Ярослав мог основать город своего имени, был период его княжения в Ростове с 989 по 1010 г.[5]

Он же указывал, что «Ярославль как поселение, и, вероятно, очень небольшое, существовал …..и ранее прибытия сюда Ярослава.»[6]

Хотя рассуждения К.Д. Головщикова были очень логичными и поэтому – убедительными, его точка зрения оспаривалась другими краеведами.

Возражения в основном сводились к тому, что в период своего ростовского княжения Ярослав был очень молод – в 988 г., при прибытии в Ростов, ему было всего 11 лет. К тому же он не считался в тот период главным претендентом на Киевский престол и не мог располагать необходимыми материальными ресурсами для основания города.

Только когда Ярослав стал князем новгородским, а позже – Киевским, такие ресурсы у него появились.

Наиболее поэтично излагал эту версию энтузиаст-краевед Н. Верховой в своей книге « Ярославль. Историческая монография о времени основания города», изданной в г. Рыбинске в 1903 г.

По его мнению, во время военного похода по Волге в 1024 г. Ярослав просто не мог не заметить такое удобное место для основания крепости, как место, где река Которосль впадает в Волгу. Причем, по мнению автора, князь должен был получить такое впечатление от увиденного, что такое удобное место ему буквально снилось и он не мог успокоиться до тех пор, пока специально не поехал вновь в те места и не основал город, назвав его своим именем.[7]

Аргументация Верхового сводится утверждению, что основание крепости на месте впадения Которосли в Волгу было необходимо для укрепления границ Киевской Руси.

Несмотря на всю наивность подобных утверждений, именно такая точка зрения стала преобладающей к 1917 г. даже в известном издании – «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона указывается, что Ярославль был основан в период между 1025 и 1036 гг.

Начавшиеся в 19 в. первые научные археологические исследования на территории Ярославской губернии подтвердили тот факт, что в раннем средневековье территория Ярославской области была населена племенами финно-угорской языковой группы – «меря». Колонизация славянами началась со стороны Новгорода, активное участие в ней принимали и «варяги» - т.е купцы и воины из Скандинавии, захоронения которых были обнаружены рядом с мерянскими и славянскими могильниками. Был доказан факт существования торговых связей с западными и восточными странами – обнаружены клады с европейскими и арабскими монетами.

Итак, к 1917 г. историки и краеведы, занимавшиеся историей основания г. Ярославля, путем анализа письменных и археологических источников, пришли к следующим выводам:

Ярославль был основан как сторожевая крепость на подступах к Ростову, и его название позволяет утверждать, что основал его князь Ярослав Владимирович Мудрый, самый могущественный правитель Киевской Руси, поскольку о других князьях с именем Ярослав, правивших до 1071 г.(первого упоминания Ярославля в летописи) источники не упоминают.

Возник Ярославль на месте более древних поселений и стал одним из опорных пунктов распространения христианской религии. Кроме того, его основание стало результатом славянской колонизации Верхней Волги. В ходе этой колонизации прежние обитатели – мерянские племена смешались с пришлыми славянами и утратили собственный язык и традиционную культуру, войдя в великорусскую народность.

Наиболее вероятными периодами, когда был основан Ярославль являются временные промежутки 988-1010 гг. и 1024-1036 гг.

Советские историки о дате основания Ярославля.

А. Сторонники даты «1024 г.»

В первые годы после революции и гражданской войны исследования по истории Ярославского края практически перестали проводиться. Это было связано с тем, что Ярославль очень пострадал во время событий 1918 года – антисоветского мятежа. Сгорела библиотека Демидовского юридического лицея, да и сам лицей просуществовал после этого очень недолго, погибли или эмигрировали многие представители ярославской интеллигенции, в результате чего заниматься краеведением стало просто некому.

Новая советская государственная идеология провозгласила борьбу с религией одной из своих стратегических задач. Причем борьба с религией мыслилась как «борьба нового со старым». Ярославль должен был стать образцовым социалистическим городом, полностью освобожденным не только от старого уклада жизни, но и от древних церквей и монастырей, разрушить которые планировалось очень быстро, не дожидаясь, когда они исчезнут сами собой.

В такой обстановке заниматься изучением истории края становилось просто опасным. В результате вплоть до начала 40-х годов на территории края не проводились археологические исследования, не выходили труды по истории Ярославля, не собирались музейные коллекции. В ходе антирелигиозной компании погибли многие памятники архитектуры – древние храмы и монастыри, вместе с ними были уничтожены бесценные творения древних иконописцев, художников, зодчих.

Изучение истории Древней Руси, ее культурного наследия, тем более пропаганда этого наследия, рассматривались как контрреволюционный «великодержавный шовинизм», который И.В. Сталин на XVI съезде ВКПб в 1930 г. назвал главной опасностью.

Только в начале 40-е годов возобновляются археологические исследования на территории Ярославского края. Они проводятся теперь на государственные средства, под наблюдением специалистов недавно образованного Института археологии Академии наук СССР. Раскопки дают интереснейшие результаты, которые позволяют лучше понять историю Ярославского края периода возникновения раннего средневековья.