Смекни!
smekni.com

Борьба чернокожего населения Соединенных Штатов Америки за гражданские права (стр. 12 из 21)

1 декабря 1963 года, спустя девять дней убийства Джона Ф. Кеннеди, на встрече в Нью-Йорке Малкольм Икс приписал смерть президента атмосфере ненависти и насилия, созданной белым человеком. Он также заявил: «Цыплята возвращаются к своему насесту. Так как я старый крестьянин, возвращение цыплят к насесту никогда не делало меня грустным; оно заставляло меня радоваться».[45] Некоторые авторы указывали на последнее утверждение, как катализатор разрыва Малкольма с «Нацией Ислама». Верно то, что Илайджа Мухаммед, использовал это специфическое заявление, чтобы запретить Малкольму выступать и заткнуть ему рот. Это и вызвало разрыв между Малкольмом и «черными мусульманами». Диалектический материализм объясняет, что потребность выражается через случайность. Малкольм Икс искал революционную альтернативу в «Нации ислама», и когда он не нашел такой альтернативы, он ушел.

Малкольм Икс уходит из «Нации ислама» и 12 марта 1964 года основывает свою организацию, названную «Мусульманская мечеть». Вскоре он посещает Мекку и познает опыт ортодоксального ислама. Малкольм Икс начинает придавать религии второстепенное значение относительно консолидации чернокожего населения. «Никакая религия никогда не заставит меня забыть условия жизни нашего народа в этой стране». – говорил он – «Никакой бог, никакая религия, ничто не заставит меня забыть об этом, пока это остается, пока с этим не покончено, пока это не устранено. Я хочу ясно дать понять этот пункт». Весной 1964 г. Малкольм Икс совершил ещё один хадж, совместив его с поездкой по Африке с большим количеством встреч с местными лидерами. После разговора с белым послом США в одной из африканских стран, имя которого Малкольм Икс оставил неизвестным, он пришел к выводу, что белые американцы не являются врожденными расистами, а расистскую психологию им внушает политическая, социальная и экономическая атмосфера в стране. В итоге Малкольм Икс перестал определять себя и членов своей организации как сепаратистов на расовой основе. Малкольм Икс основывает Организацию Афроамериканского Единства. Эта организация, в отличие от «черных мусульман» являлась поликонфессиональной. Малкольм объявил о том, что все чернокожие США должны объединиться под флагом этой организации, несмотря на различия относительно веры. Программа была глубоко вдохновлена освободительной борьбой, развернувшейся тогда в Африке. Она содержала ряд интересных положений вроде организации самозащиты против расистских нападений. Это было намного более прогрессивно, чем ненасильственный подход, продвигавшийся некоторыми умеренными черными лидерами, которые фактически оставляли движение беззащитным перед лицом продолжавшихся расистских атак. Однако OAЕ была далека от того, чтобы стать социалистической организацией, и их экономическая политика свелась к мелкобуржуазным идеям черного национализма.

Тем не менее, организация отрицала участие белых американцев в их деятельности. Малкольм Икс объяснял это тем, что прежде чем неграм Америки можно будет искать единства с белым населением, чернокожим людям необходимо добиться единства в своих рядах. Эта идея оставила борьбу против расового угнетения только лишь жертвам расового угнетения. Тогда наиболее продвинутый слой рабочих и студентов симпатизировал борьбе против расового притеснения, но эта политика остановила их от участия в борьбе. Верно, что черный национализм является прямым следствием расистского притеснения, проводимого капитализмом. Тем не менее, он может быть серьезным тормозом для единства угнетаемого черного рабочего класса и их белых товарищей. История Соединенных Штатов полна примеров, которые показывают, как влияние этих мелкобуржуазных движений падает, когда черные рабочие видят возможность бороться вместе с белыми, для достижения каких-то конкретных результатов. Один такой пример — волна забастовок в 1919, когда белые и черные рабочие боен шествовали вместе через черные кварталы Чикаго.

Малкольм Икс полагал черный национализм, его ограниченность, решение расистского притеснения, которое капитализм наложил на черные массы. Он также понял, что гнилая природа капитализма был причиной расистского угнетения: «Невозможно иметь капитализм без расизма», — сказал он однажды на собрании в Гарлеме. В другом случае, когда он говорил об освободительной борьбе в Африке, он заявил следующее: «Нельзя использовать капиталистическую систему, если ты не хищник. Покажите мне капиталиста, я покажу вам кровопийцу». Он пошел даже далее. Следующая цитата показывает, что он двигался к классовой позиции: «Мы живем в эпоху революции, и восстание американского негра — часть восстания против угнетения и колониализма, которое характеризует эту эпоху... Неправильно классифицировать восстание негра как просто расовый конфликт черных против белого, или как чисто американскую проблему. Скорее, мы сегодня видим глобальное восстание угнетенных против угнетателя, порабощенных против эксплуататора».

В последние месяцы своей жизни Малкольм Икс развил свои взгляды, отбросив последние остатки сектантства в своем мышлении. За время прошедшее с момента заключения Макольм Икс кардинально изменил свою точку зрения. Он признал, что борьба за права чернокожих не может вестись без участия белых людей, и эти белые люди, не обязательно должны быть врагами. Малкольм также смог побороть свои предубеждения относительно смешанных браков и признал роль женщин в освободительной борьбе черных. Его взгляды относительно двух крупнейших партий США также видоизменилась. Еще будучи в составе «черных мусульман», на начальном этапе он также, как и остальные члены организации отвергал любую причастность к политике, в конце жизни Малкольм Икс утверждал, что как демократы, так и республиканцы представляют интересы белого правящего класса. Он боролся против черных лидеров, которые пробовали связать движение гражданских прав с Демократами. Он разоблачал «самое прогрессивное» крыло американской буржуазии как худших и наиболее лживых врагов угнетаемых меньшинств в США. Он указал, что Демократы произошли от рабовладельцев, прибывших из Южных штатов США.

Малкольм Икс после разрыва продолжал пускать критические стрелы в адрес «Нации ислама», которая пыталась подорвать то, чего он не смог добиться, будучи членом «черным мусульман», - создать подлинную организацию сопротивления угнетению чернокожих. В глазах американских правящих кругах Малкольм Икс становился очень опасным человеком. Если бы не его трагическая смерть 21 февраля 1965 от руки одного из членов «Нации ислама», Малкольм вполне мог бы, учитывая переосознание им сути борьбы афроамериканцев за свои права, выстроить организацию способную консолидировать чернокожих от Калифорнии до Мэна. Малкольм Икс был подлинным революционером, который к сожалению так и не смог выстроить если не совершенную, то хотя бы относительно прочную систему объединения чернокожих США. Вопреки мнению многих, так называемых марксистских групп США Малкольм Икс никогда не был социалистом, и уж тем более не именовал себя таковым. На основании его высказываний, понятно, что он двигался к антикапиталистческой и антиимпериалистческой позиции, и его первоначально враждебное отношение к социализму изменилось.

Малкольм Икс был человеком, который никогда не боялся выступать против несправедливости, не боясь того, что у него могли появиться и появлялись враги не только среди расистов и «Нации ислама», но и среди правящей элиты США. Даже не смотря на некоторую ограниченность его идей, Малкольм Икс является одним из самых честных и бескомпромиссных борцов за права чернокожего населения Соединенных Штатов Америки.

4.2 Мартин Лютер Кинг и его учение

Согласно тринадцатой поправке к Конституции Соединенных Штатов Америки, которая гласит, что «В Соединенных Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено», рабство было официально отменено.[46] Но так уж устроен человек, в частности «белые американцы» того времени, воспитывавшиеся всю жизнь с осознанием того, что негр – раб, что они не могли сразу поверить в факт свободы своих чернокожих невольников. Впрочем, и сами невольники, ставшие свободными людьми не сразу восприняли свою свободу. Как и в России, во время отмены крепостного права, в США негры на протяжении нескольких поколений считали, что они являются неполноценной нацией. Но ведь это был XIX век, и конечно же, сознание людей было устроено иным образом. Широкое распространение имела и доктрина американской церкви, всячески поддерживающей идею о несовершенстве чернокожих. Но именно церковь, ее заповеди, вероучение и лягут в основу будущего требования прав для афроамериканцев, права, которые им даны так же, как и белому населению.