Смекни!
smekni.com

Борьба чернокожего населения Соединенных Штатов Америки за гражданские права (стр. 5 из 21)

Так одной из первых бомб недовольства негров США явился бойкот автобусных линий Монтгомери. Именно в этом городе, являвшимся одним из самых сегрегационных городов так называемого «глубокого Юга» США и родилась первая победа против несправедливости. Негры больше не боялись арестов и возможности потерять работу, они стали сплачиваться в тот организм, который показал истинное торжество американской демократии. В Монтгомери зажглась звезда лидера борьбы за гражданские права, имя которому Мартин Лютер Кинг.

Черные американцы, вдохновленные победой жителей Монтгомери, стали уверенно бороться с системой. Еще в 1951 году впервые случился прецедент, позволивший чернокожей девочке посещать школу для белых. Негры боролись против сегрегации в школах, общественных местах, транспорте. Им приходилось отстаивать свои права даже для того, чтобы чернокожие американцы могли купаться в одном озере с белыми и пить из одной и той же емкости.

В этой главе я постараюсь рассказать о бойкоте автобусных линий в Монтгомери, позволившем движению борцов за гражданские права подняться на ноги продолжить борьбу. Также я постараюсь освятить проблемы и их решения относительно сегрегации в школах и общественных местах. Также я выделил проблему студенчества, которое всегда являлось очень активным и первым, показавшем единство белого и черного человека.

3.1 Бойкот автобусных линий в Монтгомери

Бойкот автобусных линий явился одним из первых и самых громких эпизодов в истории борьбы чернокожих за гражданские права. В начале 50-х годов XX века движение за гражданские права было еще достаточно слабым и не могло противостоять серьезным политическим и экономическим институтам белой Америки. Но продолжавшие действовать на территории США сегрегационные законы продолжали подогревать котел, в котором уже кипело недовольство чернокожих американцев. Следует отметить, что и до инцидента с Розой Паркс, были случаи неповиновения установленным законом нормам, но после «правонарушения» негров либо оправдывали, либо в большинстве случаев они уплачивали штраф.

Но вернемся к событиям в Монтгомери. 1 декабря 1955 г. Роза Паркс, 42-летняя чернокожая швея одного из универмагов Монтгомери и активистка местного, еще робкого, движения за гражданские права, была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру. Я еще не упоминал о самих нормах, которые были установлены правительством штата. В те годы негры подвергались очень жестокой сегрегации в общественном транспорте. Вот как описывал состояние городского транспорта Мартин Лютер Кинг: «Среди водителей автобусов не было негров и, хотя некоторые белые водители были вежливы, слишком многие из них позволяли себе оскорбления и ругательства по отношению к неграм. Совершенно естественно было услышать в автобусе, как они кричали неграм: "Черные коровы", "ниггеры", "черные обезьяны". Нередко негры платили за проезд у входа, а затем были вынуждены сойти, чтобы снова сесть в автобус с задней площадки, и очень часто автобус уходил до того, как негр подходил к задней двери, увозя его плату за проезд... Негра заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места "только для белых". Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а негров набивалось много им не разрешалось садиться на первые четыре места. Но и это было еще не все. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, негры, сидящие на нерезервированных местах, находящихся позади мест, предназначенных для белых, должны были встать и уступить им место. Если негр отказывался это сделать, его арестовывали. В большинстве случаев негры подчинялись этому правилу без возражения, хотя время от времени встречались такие, которые отказывались подчиниться этому унижению».[24]

Добавлю к этому, что в том же 1955 году в Монтгомери за неподчинение сегрегационным правилам поведения в автобусах было арестовано пять женщин и двое детей, не считая нарушителей-мужчин, а один чернокожий монтгомериец был застрелен водителем. В Монтгомери, чье население к началу 50-х годов составляло 150 тысяч человек, каждый третий был чернокожим. Так как большинство из них не являлось так называемым «средним классом», у них не было машин. (Собственно, признаками «среднего класса» американцев являются свой автомобиль, иногда два и собственный дом). Чернокожие жители Монтгомери составляли не меньше 70% от всех пассажиров местного автобусного парка. Арест Розы Паркс стал катализатором, побудившим негров к массовому протесту. Эд Никсон, возглавлявший местный профсоюз проводников спальных вагонов, призвал негритянскую общину к однодневному бойкоту городского транспорта в знак протеста. 5 декабря - первый день бойкота - прошел успешно. В городских автобусах не было ни одного чернокожего пассажира.

В тоже утро Розу Паркс, за отказ подчиниться закону штата Алабама о сегрегации в городских автобусах штрафуют на четырнадцать долларов. Мартин Лютер Кинг так высказывался по этому инциденту: «Она подала апелляцию. Это был первый случай, когда негра судили за отказ подчиниться закону о сегрегации. Раньше в подобных случаях негра либо освобождали, либо обвиняли в нарушении порядка. Поэтому фактически арест и признание вины миссис Паркс имели двойное значение: это был факт, заставивший негров перейти к действию, и, кроме того, он явился проверкой законности самой сегрегации».[25] В тот же день (5 декабря), представители негритянской общины решили продлить бойкот линий до полной победы. Единственное чего добивались Кинг и его единомышленники, - предоставить равные права пассажирам автобусов, независимо от цвета их кожи. Городские власти не желали идти на компромисс, не считая свои действия противозаконными. Напротив, они утверждали, что действия Кинга и его сторонников нарушают законы штата. Бойкот, сам по себе, есть нарушение порядка, как и использование частных автомобилей в качестве замены автобусам. Таким образом, городские власти считали правыми себя, а чернокожих – нарушителями закона.

Эдвард Никсон полагал, что сам он неспособен руководить этой акцией из-за своей малограмотности. Его привлекала кандидатура Мартина Лютера Кинга, молодого баптистского пастора церкви на Декстер-авеню. Кинг приехал в Монтгомери совсем недавно, успел себя хорошо зарекомендовать, и у него еще не было врагов среди «отцов города». Однако, Никсон не верил, что молодой пастор решится возглавить бойкотный комитет. На собрании он поделился с присутствующими своими соображениями и отметил, что священнослужители местных черных церквей, к сожалению, трусливы и вряд ли согласятся взять на себя руководство протестом. Тогда Кинг, тоже принимавший участие в обсуждении проекта бойкота поднялся и сказал: «Никто не может публично назвать меня трусом, чтобы это осталось безнаказанным».[26] Сразу же из глубины зала раздался чей-то голос: «Предлагаю, чтобы доктор Кинг возглавил протест». Предложение было единодушно поддержано. Фактически протест став организованным вместе с его председателем Кингом оформляются в организацию «MIA» («Ассоциация улучшения положения негров Монтгомери»).

Мартин Лютер Кинг фактически со школьной скамьи встает во главе ненасильственного сопротивления. Серьезную поддержку ненасильственному противостоянию в Монтгомери оказала известная американская религиозная миротворческая организация «Союз примирения» (Fellowship of Reconciliation). Один из ее лидеров, белый священник Гленн Смайли был направлен в столицу Алабамы сразу же после начала протеста.

В основу тактики бойкота его организаторы, убежденные христиане, положили Иисусову формулу любви: "Любите врагов ваших" (Мф. 5:43-44). Кинг считал, что христианин никогда не должен примиряться с несправедливыми порядками, но сердце его не должно ожесточаться, ибо насилие невозможно ликвидировать насилием, ему следует противопоставить «силу души». Таким образом, христианская любовь в негритянском движении за гражданские права стала рассматриваться как эквивалент ахимсы в гандизме. Участникам движения объясняли, что даже, несмотря на репрессии, необходимо последовательно и сознательно руководствоваться принципом евангельской любви ко всем, пробуждая ее в сердцах своих оппонентов. Благодаря усилиям Кинга и членов бойкотного комитета, протест негритянского населения длился 381 день и вошел в историю под названием «Ходьба во имя свободы».

Итак, местные автобусные компании терпели большие убытки. Так как никто из чернокожих жителей Монтгомери больше не использовал общественный транспорт, чтобы попасть на работу и домой. Черные владельцы такси перевозили своих пассажиров по сниженным ценам, соответствующим автобусным тарифам. Переговоры с властями о полной десегрегации городского транспорта не дали ожидаемых результатов. Напротив, пользование такси по сниженным тарифам было запрещено. У таксистов, перевозивших участников бойкота, отбирались лицензии.[27] Был организован автопарк из 300 легковых автомобилей для перевозок людей, поддерживающих протест. Движение солидарности с черными гражданами Монтгомери появилось не только в США, но и за рубежом. Было прислано еще 20 автомобилей, но большинство, включая стариков предпочитали ходить пешком. Своей решимостью они демонстрировали глубокое понимание характера ненасильственного сопротивления и силы любви в борьбе за свои права.

Безусловно, представителям власти города это не нравилось. Они предприняли меры, чтобы сбить пыл бойкотирующих и внести раскол, в сплоченные ряды своих граждан, протестовавших против античеловеческих законов. После того как властям города не удалось склонить негров к компромиссу, они обратились к более тонким методам для подавления движения бойкота, попытавшись сыграть на разобщении его руководителей. По городу поползли грязные слухи о лидерах движения. Некоторым неграм-рабочим их белые хозяева говорили, что их вожаки думают только о том, как бы выколотить побольше денег за их счет. Другим говорили, что негритянские лидеры ездят в больших автомобилях, в то время как они ходят пешком. Именно тогда прошел слух, что Кинг купил себе прекрасный новый кадиллак, а жене — бьюик-фургон. Все это, конечно, было ложью.