Смекни!
smekni.com

Внешняя политика Испании в период правления генерала Франко (стр. 8 из 10)

Положение, сложившееся в верхних эшелонах власти, усугублялось мощными выступлениями рабочего класса, студенчества, католических кругов, интеллигенции, средних слоев, требовавших подлинной, а не мнимой демократизации.

Раздел 3. Итоги внешнеполитической деятельностиФ.Франко

Все отзывы о Ф.Франко его современников неизбежно носили конъюнктурный характер. Ничего удивительного в этом нет. Ф.Франко был слишком заметной и влиятельной фигурой на европейской политической сцене, слишком во многом оказался замешан в разные периоды своей жизни, для того чтобы избежать подчас весьма откровенных оценок как своих сторонников, так и своих противников. Левые не могли простить Ф.Франко организации мятежа 1936 года, переросшего в затяжную и жестокую гражданскую войну,[29] унесшую миллион жизней, повлекшую низвержение республики и установление диктатуры; «фалангисты» возмущались тем, что Ф.Франко открыто заигрывал с католической церковью и вернул Испанию в лоно монархии: германские нацисты и итальянские фашисты обвиняли генералиссимуса в неблагодарности за то, что он не оказал должной помощи фюреру и дуче в годы второй мировой войны и даже подозревали его в откровенной трусости. «Франко, - писал в своих дневниках Геббельс, - это явно пуганая ворона. Он очень пыжится, когда случай представляется ему благоприятным; но когда возможность ускользает, он снова становится робким и трусливым»[30].

Итоги франкистского режима: К 1975 г. Испания – современное индустриальное государство высокого уровня. Однако социальная ситуация в стране неблагоприятна. После смерти Ф.Франко страна осуществила быстрый переход к демократии. Ноябрь 1975 – смерть диктатора Ф.Франко. Дольше Ф.Франко во главе Испании находились только Карл 1 и Филипп 2 (16 век).

На престол восходит Хуан Карлос 1 Бурбон (и по сей день занимающий этот пост). В 1977 он обретает всю полноту власти.

Традиция изображать Ф.Франко расчетливым и жестоким диктатором, лицемерным и изворотливым политиком, по понятным причинам, более всего была характерна для работ советских исследователей. На протяжении десятков лет, по сути, единственной доступной массовому российскому читателю литературой об Испании «эпохи Ф.Франко» были многочисленные сборники воспоминаний воинов-интернационалистов, сражавшихся во время гражданской войны 1936–1939 годов на стороне республиканцев против так называемых «националистов» (так именовали себя участники военно-фашистского мятежа, который возглавил генерал Ф.Франко)

В трудах об Испании общего характера, опубликованных в СССР, их авторы, как правило, не пытались глубоко и всесторонне описать жизнь и деятельность Ф.Франко. Преимущественно они ограничивались лишь внешними характеристиками генерала как «способного и коварного политического деятеля», ставленника правящих классов Испании, педантичного олицетворения власти военщины, поддержанной «самыми черными силами реакции».[31]

В исследованиях, претендовавших на более подробное рассмотрение отдельных аспектов испанской истории во времена франкистской диктатуры, при всем богатстве фактического материала идеологические установки тем не менее оставались неизменными.[32]

Лишь в последнее десятилетие появились сочинения, в которых отечественные историки попытались ответить на вопрос: «Так каким же он был, последний диктатор в Западной Европе, почти 40 лет правивший Испанией?».

Постепенно, освобождаясь от идеологической зашоренности, российские исследователи сумели дать более взвешенную оценку режиму, установленному генералиссимусом Ф.Франко в Испании в 1939 году и благополучно просуществовавшему в стране (хотя и не без ряда важных модификаций) вплоть до смерти Ф.Франко, последовавшей 20 ноября 1975 года. Верно заметил П. Ю. Рахшмир: «Во франкистской Испании традиционная элита оказалась намного сильнее фашистской партии – фаланги».[33]

Сам Ф.Франко был ближе к традиционному типу военного диктатора, чем к тоталитарному вождю. Там тоталитарный режим фактически не сформировался, дальше авторитаризма с фашистскими чертами дело не пошло, что облегчило эволюционный переход к парламентской демократии». У истоков современной Испании со всеми его достоинствами и недостатками, вне зависимости от того, какие чувства он вызывает, находился Ф.Франко, ибо в «период с 1939-го по 1947 год... Испания была в государственно-правовом отношении неясно определенной диктатурой во главе с генералом Ф.Франко».

Во всяком случае, сам Ф.Франко еще в начале 60-х годов отзывался о режиме, создателем которого он был, как о преобразившем Испанию в течение последних 25 лет»[34]. У него были веские основания для этой, прямо скажем, достаточно лестной самооценки.

В те годы, когда он находился у власти, был сделан решительный шаг к модернизации испанской экономики, и уже «в начале 70-х годов Испания заняла пятое месте в Западной Европе по объему промышленного производства». За десяток лет перед тем генералиссимус распорядился соорудить мемориальный комплекс в «Долине павших», где был перезахоронен прах «победителей» и «побежденных» в гражданской войне 1936–1939 годов. Это должно было, по его мнению, символизировать примирение «двух Испании», на которые раскололось испанское общество во второй половине 30-х годов.

А еще двенадцатью годами раньше, в результате плебисцита, или, как выражался сам Ф.Франко, «прямой консультации с нацией», генералиссимус пришел к мысли о необходимости официально восстановить монархию. Кандидатом в короли стал внук умершего в изгнании Альфонса XIII - Хуан Карлос. «Сам прагматик, Ф.Франко большое значение придавал практическому воспитанию будущего монарха. Хуану Карлосу вменялось в обязанность регулярно посещать различные министерства и ведомства для обретения опыта государственного мужа...» После смерти диктатора именно его назначенцу Хуану Карлосу выпала честь осуществить переход от авторитарной системы Ф.Франко к демократии. Так что, как это ни парадоксально звучит, без Ф.Франко был бы вряд ли возможен тот политический консенсус, который характерен для Испании сегодняшнего дня.

Разумеется, при всем многообразии оценок, переоценке подлежит далеко не все из «наследия Ф.Франко». На том основании, что он был яростным антикоммунистом, его никак нельзя считать демократом, равно как и наличие представительных органов власти в «эпоху Ф.Франко» вовсе не означало того, что в Испании отсутствовал диктаторский режим, Ф.Франко, безусловно, был диктатором, но диктатором достаточно дальновидным для того, чтобы своевременно перестроиться, провести реформы, продиктованные самой жизнью, пойти на некоторую либерализацию авторитарного по своей сути режима.

Испания времен Ф.Франко, как и сам генералиссимус Ф.Франко, давно уже стала частью истории, а историки еще раз получили возможность обратиться к изучению трагического опыта, который приобрела в годы франкистской диктатуры страна на Пиренейском полуострове. Это важно хотя бы лишь для того, чтобы не пережить ничего подобного вновь на практике.

Победа над анти-Испанией досталась дорогой ценой: свыше миллиона испанцев погибло, 500 тысяч эмигрировали, полностью или почти полностью было разрушено 192 города, страна потеряла половину подвижного состава железных дорог, треть судов торгового флота, 70% автомашин. В 1939 году промышленное производство составляло лишь 30% от довоенного уровня, а сельскохозяйственное – лишь 20%. И это все в стране, которая и так была одной из самых отсталых в мире, и где к тому же предвоенный промышленный уровень 1936 года был значительно меньше, чем до великой депрессии 1929 года! Добавьте к этому международную изоляцию нового режима, осложненного к тому же начавшейся Второй мировой войной. Полуразрушенная Испания представляла своим геополитическим положением интерес для всех воюющих сторон. В этих условиях для Ф.Франко требовались незаурядные качества дипломата, чтобы не втянуться в мировую схватку.

Гитлер постоянно требовал от Испании вступления в войну на своей стороне, напоминая об активной поддержке Германией Ф.Франко в период борьбы с республиканцами. В октябре 1940 года Ф.Франко в первый и в последний раз встретился с фюрером на станции Эндай, причем Ф.Франко демонстративно опоздал на час. Несмотря на все старания Гитлера, его обещания и лесть, Ф.Франко наотрез отказался не только вступить в войну, но и вообще связывать себя какими-либо обязательствами перед Германией.

Позднее Ф.Франко все же послал на советско-германский фронт так называемую «голубую дивизию» (по цвету форменной рубашки фалангиста), состоящую из добровольцев и уничтоженную под Ленинградом. Но добровольное участие испанских граждан в войне не меняло нейтральный статус Испании. Напомним, что несколько тысяч шведов воевали против СССР в финской армии, по это не считалось нарушением шведского нейтралитета.

Западные демократии также были не прочь завладеть Испанией, и штаб Эйзенхауэра разрабатывал планы оккупации страны с неугодным режимом, наподобие того, что сделали союзники с Ираном в 1941 году, когда шах стал слишком своевольничать. Однако наличие у Ф.Франко миллионной армии и всем известный патриотизм испанцев, а также исторические предания о народной войне Испании против Наполеона не позволили англо-американцам высадиться в Испании.

Уже после Второй мировой войны Ф.Франко все же бросил Западу кость, предоставив США две военные базы на испанской земле, но от всяких предложений вступить в НАТО Ф.Франко категорически отказался. Сама мысль, что испанской армией будут командовать иностранцы, казалась ему кощунственной.