Смекни!
smekni.com

Внешняя политика Испании в период правления генерала Франко (стр. 9 из 10)

Обеспечив независимость страны от иностранного вмешательства, национальная диктатура получила возможность наконец заняться жгучими проблемами страны. Победа над анти-Испанией привела к возрождению исконных национальных традиции, испанская культура начала возвращаться к национальным истокам, католическая церковь заняла подобающее ей место в жизни общества (хотя все попытки иерархов церкви вмешиваться в политику Ф.Франко твердо пресекал). Все это произвело настоящую духовную консервативную революцию, которая дала нации второе дыхание, вызвала подъем национальной энергии. Но если ранее эта энергия уходила на борьбу с маврами или завоевание Америки, то теперь мозги и руки испанцев были приложены к более прозаичным, но отнюдь не менее важным проблемам экономического подъема.

Феноменальный подъем Испании времен Ф.Франко получил название «экономического чуда», хотя «чудо» объяснялось лишь здоровой и несклонной к абсолютизации тех или иных теорий экономической политики. Такой же прагматизм, как и во внешней политике, Ф.Франко продемонстрировал и в области национальной экономики, широко применяя методы планирования, госзаказа в сочетании с признанием свободы частного предпринимательства. Привлекая в Испанию иностранную технологию, а также туристов, Ф.Франко стремился ограничить приток иностранных товаров и капиталов, хотя и не отказывался вовсе от импорта. И вот как выглядело «испанское чудо» в цифрах: в 1950 году (когда был восстановлен довоенный уровень) валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения составлял около 100 долларов США (что было меньше уровня тогдашних Египта, Ирана, или Гондураса), в 1960-м – уже 300, а в 1975-м – 3300! В целом, по объему промышленного производства к концу эры Ф.Франко Испания вышла на 5-е место в Европе и 8-е в западном мире. По темпам промышленного роста -7,3% в год, а в некоторые годы – свыше 10%, франкистская Испания уступала лишь Японии.

Напомним, что Испания почти не имеет источников сырья, что в отличие от Японии военные расходы Испании были всегда велики, что Испания почти не брала иностранных кредитов, и, наконец, что страна долгое время подвергалась международному бойкоту и санкциям. Поэтому судьба некоторых удачливых государств – «витрин» (будь то «витрина капитализма», как Тайвань, или «мирного сосуществования», как Финляндия), обеспечивших себе искусственное процветание, миновала Испанию. Все, чего добилась Испания за 1939-1975 годы, есть дело рук испанцев под руководством национальной власти.

Сами испанцы, численность которых увеличилась за эру Ф.Франко с 23 до 36 миллионов человек, получили плоды от своего «чуда»: но уровню и качеству жизни достигнув западноевропейских стандартов, причем в очень короткие сроки. Если в 1960 году лишь 1% семей имел телевизоры и 4% автомобили, то в 1975 году доля владельцев увеличилась соответственно до 86% и 40%. Подобные цифры можно привести и по росту жилищного строительства, структуре потребления и т.д. и т.п. В целом только нефтяные эмираты Персидского залива могут похвастаться таким же или даже большим ростом жизненного уровня.

В этом разделе, так же имеет смысл, в качестве завершающего жеста, подводя итог правлению Ф.Франко, привести хронологию событий во внешней политике правления генерала, освещаемого периода:

1939, 1 апреля - Ф.Франко официально заявляет об окончании гражданской войны.

1940, 23 октября – встреча Ф.Франко и Гитлера на Ф.Франко-испанской границе на станции Эндай.

1941, февраль – встреча Ф.Франко с Муссолини и их переговоры в Бордигера.

1941, октябрь - 1943, ноябрь - так называемая «Голубая дивизия», сформированная в Испании, участвует в боевых действиях на Новгородском и Ленинградском фронтах совместно с немецко-фашистскими войсками.

1942, осень - Ф.Франко пытается установить контакты с Англией и США, с целью спасти гитлеризм путем заключения сепаратного мира между США и Англией, с одной стороны, и фашистской Германией - с другой.

1945, 8 мая - Испания официально объявляет о разрыве дипломатических отношений с Германией и о конфискации всей собственности государств оси («Рим - Берлин-Токио»), находящейся в Испании.

1948, 25 августа – встреча Ф.Франко и Дона Хуана на яхте «Асор».

1975, 20 ноября - смерть Франсиско Франко.

Франко скончался 20 ноября 1975 года, в 39-ю годовщину расстрела Х.А.Примо де Ривера, после 36-летнего правления (только Ким Ир Сен пробыл у власти в нашем веке больший срок). Похоронен он под Мадридом в местности с многозначительным названием Долина павших.

Здесь, на вершине скалы сооружен мемориал в память всех испанцев, погибших в гражданскую войну, на чьей бы стороне они ни сражались. В скале вырублена церковь, где под двумя могильными плитами спят вечным сном Хосе Антонио Примо де Ривера, основатель фаланги, и ФрансискоФ.Франко, воплотивший программу фаланги в жизнь.

Долина павших является не только памятником Ф.Франко и его эпохе, но символом единства, обретенного нацией после безумства раскола 30-х годов. Посвятив мемориал всем павшим, в том числе и прежним своим врагам,Ф.Франко не только проявил рыцарственность к храброму и достойному противнику, но положил начало примирению с теми испанцами, которые в силу ряда причин оказались на стороне анти-Испании. Вероятно, именно это примирение способствовало стабильности режима Ф.Франко не меньше эффективности секретных служб и экономических успехов.


Заключение

Франко умер и вместе с ним умер франкизм. На другое утро испанцы жили уже при демократии. Объяснялось это не отсутствием кандидатов в новые Ф.Франко, не тем, что анти-Испания незаметно поглотила национальную Испанию, и не тем, что сподвижники Ф.Франко оказались предателями. Просто национальная диктатура выполнила свою задачу. Все-таки Испания всегда была частью западноевропейской католической цивилизации. После конца «золотого века» и почти трех веков распада перед Испанией стояла задача «вернуться» в Европу в качестве равноправного партнера. Этого добивалась и добилась диктатура Ф.Франко. Претендовать на роль самостоятельной цивилизации и политической сверхдержавы Испании явно не под силу.

В 18-м веке любили говорить, что «Европа кончается за Пиренеями». Теперь никто не сомневается, что Испания – часть Европы. Эта страна вошла в Европейское сообщество и НАТО, став провинцией единой Европы со всеми её болезнями. Банкиры из Женевы и чиновники из Брюсселя командуют испанской экономикой; американские генералы руководят испанской армией; рождаемость в Испании упала до скандинавского уровня, и естественный прирост населения равен нулю, а традиционная многодетная испанская семья ушла в прошлое; в Испанию законно и незаконно прибыли сотни тысяч цветных иммигрантов; Испания наряду с Голландией теперь славится самым либеральным отношением к наркомании; порнография и «массовая культура» правят бал в испанских СМИ; небывалый размах получили преступность и терроризм; подъем сепаратизма ставит под угрозу территориальную целостность Испании. Да, определенно демократия есть золотая осень нации, её обеспеченная старость перед неминуемым концом без великих идей и чувств, кроме потребления и вседозволенности, осложненных старческим маразмом. Впрочем, дальнейшая судьба Испании зависит от испанцев…

Но для другой нации, перед которой стоят более великие задачи, чем вползти в «Европу» пли «мировую цивилизацию», которая еще молода и полна решимости сыграть свою особенную роль в этом мире, испанский вариант национальной диктатуры может послужить наглядным примером.

Что же касалось политических возможностей масс, то здесь Ф.Франко всегда был убежденным скептиком. Он считал, что либерализм и демократия не только оказались несостоятельными - они попросту стали причиной упадка, в котором в течение целого века пребывала испанская нация. Поэтому ему казалось необходимым сохранить свое патерналистское правление в качестве главы государства и правительства в течение возможно более долгого срока.

Более или менее доброжелательные биографы называют его «ловким тактиком», который благодаря принципу «Divide et Impera» смог удержаться в течение 35 и более лет. Даже свадьба его внучки Марии дель Кармен с кузеном принца Хуана Карлоса (1972) рассматривается именно с таких позиций. Противники же считают Ф.Франко «фашистом». Они недооценивают того, что Ф.Франко мог столь долго оставаться у власти, поскольку был склонен более к реакциям, нежели к акциям. В этой способности («habil prudencia») состояла скрытая сила Ф.Франко. С ее помощью он сумел создать и укрепить свой режим, обезопасить себя от подлинных фашистов и сблизиться с Америкой, использовать Фалангу и другие силы, а затем нейтрализовать и преодолеть их. Это редкое свойство дало ему возможность в преклонном возрасте совершить поворот к современности.

Когда около 15 лет назад Ф.Франко по собственной инициативе путем привлечения способных кадров омолодил свой кабинет столь радикально, как никакой другой глава государства нашего века, он одновременно усвоил доктрину, которая не была известна ни одному из испанских политиков трех или четырех последних поколений: нужно создать богатство прежде, чем раздавать его.

Опираясь на этот принцип, действуя в благотворной обстановке мирного периода, наиболее длительного в истории Испании, Ф.Франко пустил в ход механизм реформ, что не удалось ни Кановасу, ни Примо де Ривере, не говоря уже о революционерах в области социальной политики. Вопреки ошибкам планирования и неудачам, сопротивлению и протестам, выступлениям рабочих и диадохов Испания наверстывает виток цивилизации, который успели тем временем совершить страны, сопоставимые с ней.


Список литературы

1. Arraras J. Franco. Valladolid, 1939. Martin C. Franco, soldado у estadista. Madrid, 1965. Sanches Silva J. M., Saenz de Heredia J. L.»Franco... ese hombre». Madrid, 1975, 2tt.