Смекни!
smekni.com

Экономическое развитие Киевской Руси (стр. 8 из 10)

Прорыв тюрок-половцев в Причерноморье стал новым препятствием для торговли с Византией – киевским князьям приходилось спускаться с дружиной по Днепру, чтобы охранять купцов-гречников. В середине XII века князь Мстислав Изяславович говорил о том, что половцы «пути отнимают». Другие затруднения торговли по днепровскому то­р­го­вому пути были связаны с действиями князей – полоцких (Усвятский волок и Ви­тебск ) и черниговских (Любеч).

Особенность транзитной торговли из «варяг в греки» состояла в том, что она осуще­ствлялась местными купцами, сведений об участии в ней византийцев или других ино­странцев нет.

Торгово-экономические отношения Руси с Византией и Херсонесом периодически про­должались в XII-XIII вв. и позднее, однако в импорте этого периода больше известна продукция Солуки, Коринфа других провинциальных городов, мастерам которых трудно было соперничать со столичными умельцами. Посол Людовика IX Гильом Рубрук в 50-х гг. XIII в. встречал русских купцов в Судаке, куда они привозили «горностаев, белок и другие драгоценные меха».

8.2 ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ТОРГОВЫЙ ПУТЬ

Другой трансконтинентальный торговый путь из северно-западной и центральной Руси по реке Итиль к Хвалынскому морю проходил через земли Волжской Болгарии ее города: Булгар, Сувар, «Великий город Биляр» и др. где, сходились торговые пути, про­ходившие через Хазарию, в Сред­нюю Азию и Иран, на Русь, Прибалтику и Скандинавию, Кавказ и Византию, а также на Север – в «Земли Мрака».

К 70-80 гг. VIII в. арабское серебро из стран Переднего Востока и Средней Азии, через Северный Кавказ по Волге достигает Волго-Окского междуречья и Ладоги. Первые сведения о торговле восточных славян с прикаспийскими странами относятся к докиевскому периоду – плавая на кораблях по Волге, они достигали столицы Хазарии, где платили пошлины, а затем выходили в Каспийское море. По данным арабских источников (Ибн-Даста) можно условно судить о соотношении между монетными деньгами и мехами в X в. – в Хазарии за мех куницы давали два с половиной дирхема; на Руси он стоил один дирхем, а за мех белки давали четверть дирхема.

Булгары, еще в IX в. принявшие ислам, первыми в Европе научились выплавлять чу­гун, освоили изготовление стали, еще в X веке воздвигали каменные и деревянные ме­чети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом; позднее – торговали ро­жью по Волге и эпизодически чеканили собственную монету. Их обувь и изделия из кожи были известны во многих странах. К началу XIII века каменные и кирпичные строения в городе обогревались подпольной системой отопления, в окнах домов было цветное стекло. Во безмонетный период купцы в городе пользовались свин­цовыми или ме­ховыми деньгами – их эквивалентом служили шкурки куниц и белок. Приезжавшие издалека куп­цы останавливались в караван-сараях. Предметы новгородского и булгарского происхождения обнаруженные при археологических исследованиях Нижней Печоры и острова Вайгач свидетельствует о проникновении в этот район как новгородцев, так и булгар. В воен­ном деле булгары использовали верблюдов, чем приводили в замешательство конницу неприятелей, т.к. лошади боялись этих животных.

В течение 7 лет после Калки Волжская Булгария в одиночестве вела борьбу против монголо-татарского нашествия. В 1236 году, после монгольской осады, Биляр, как и дру­гие болгарские города, был взят, разграблен и полностью разрушен.

Попытки Киевской Руси установить контроль над волжской торговлей и торговыми связями с восточными странами были предприняты в конце X в. Первый поход против Волжской Булгарии и Хазарии возглавил Святослав (965-969 гг.) – следующий предпри­нял князь Владимир (985 г.). Об этом пишет историк В.Н. Татищев: «Владимир в 990 году многих ремесленников в Россию из Грек и Болгар призвал и многие рукоделия за­вел» (Булгар). Около 1006 г. было заключено торговое соглашение между Русью и Бул­гарией.

О сокращении торговли Руси с востоком в XI веке свидетельствует уменьшение по­ступления арабских дирхемов, служивших основной монетой на Руси. Однако, это не от­носится к русско-булгарской торговле. Региональное значение Волжского и Вол­го-Дви­нского пути, как отмечал М.Н. Тихомиров, обуславливает упадок древних – Рос­това и Суздаля и выдвижение ряда городов, расположенных по Волге и Оке (Ярославль, Нижний Новгород, Кострома) с центром в Москве.

В 1024 и в 1229 годах булгары снабжали продовольствием голодающие русские го­рода.

XII-XIII вв. происходило чередование военных столкновений Болгарского государс­тва и Владимир-Суздальской земли (спор за мордовские земли) с мирными периодами, когда развивалась торговля. Около 1229 г. упоминается мир, по которому обеим сторо­нам разрешалось торговать, платя пошлины.

На районах бассейна рек Камы и Вятки была обнаружена серебряная посуда иранско­го происхождения. В ряде городов Владимир-Суздальской земли при раскопках об­на­ру­же­ны находки болгарской красной керамики. Считается, что более поздняя московская ке­рамика сложи­лась под влиянием болгарской.

Есть сведения о том, что еще в IX в. изделия из льна и конопли, основным поставщи­ком которых была Владимир-Суздальская земля, где его принимали в уплату податей,– в значительных количествах вывозились через Дербент в Среднюю Азию и далее морем попадали в Иран, а в XIII в. были известны и в Европе (Италии).

В конце XII – начале XIII в. в Новгород привозилась белоглиняная фа­янсовая посуда иранского присхождения. Это были, как правило, чаши и блюда, украшенные сюжетно- геометрическим орнаментами.

Волго-Балтийская торговля испытывала затруднения из-за столкновений Владимир-Суздальцев с Новгородом.

8.3 ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Новгород, расположенный на северо-западе русских земель, был связан рекой Вол­хов с Финским заливом и Балтийским морем с Ливонией, Швецией, со многими норвеж­скими и германскими городами. Ближайшими городами, с которыми Новгород вел тор­говлю, были Нарва, Дерпт, Рига, Ревель. Этот морской балтийский путь являлся стабиль­ным центром внешней торговли в киевский период. Через Балтику новгородские купцы доходили до немецких городов Данцига и Любека, до Готланда, а также Або и Выборга.

В период Киевской Руси в городе шел процесс складывания сословия торговцев; они вели торговлю, выступали приказчиками и посредниками в торговых сделках. Крупные имущественные состояния, нажитые внешней торговлей, были отмечены в Новгороде уже к концу ХII века; тогда же в городепоявляются торговые союзы, которые объеди­няли купцов, осуществлявших операции за рубежом такие, как: Иванское сто, Заморские купцы, Низовские купцы, Югорщина. Купеческие объединения регулировали внеш­не­тор­говую деятельность, определяя порядок взимания с товаров таможенной пошлины и ее ставки, о чем свидетельствует «Устав купеческого общества в Новгороде», согласно ко­торому льготная пошлина была установлена для новгородских торговых людей, более высокая – для иноземных гостей. Новгородское купечество, в отличие от других городов, имело большее экономическое и политическое значение.

Новгород держал в своих руках транзитную торговлю Европы с Русью: Полоцкой, Смоленской, Владимир-Суздальской и другими землями. Через Новгород, Псков, Торжок (Новый Торг – торгово-ремесленное поселение) в Европу вывозилисьценные меха – со­больи, горностаевые и др., которые в больших количествах поступали из всех частей об­ширных Новгородских и Владимир-Суздальких земель, а также традиционные товары рус­ской торговли: мед, воск, лен, кожи, древесина, смола, китовый и моржовый жир, ры­бий зуб и т.д. Сюда же привозили хлеб из соседних русских земель (Смоленска, Полоцка, Суздаля и из европейских стран), арабские, византийские и др. товары по трансконтинен­тальным торговым путям: оружие, шелк, изделия из золота и серебра, вина, произведения художественного ремесла, кожаная обувь, предметы роскоши, украшения и др.

Торговля воском и медом в издавна процветала в Новгороде. Сюда сбывали эти про­дукты смоленские, полоцкие, торжокские, бежецкие купцы. В 1170 году пуд меда стоил около 10 кун. Мед и воск продавались в особых вощаных и медовых рядах.

Великий Новгород экспортировал за границу лес: лесоматериалы были в числе пер­вых товаров, которыми он торговал. Об этом свидетельствует и его торговля с Ганзой – годовой вывоз лесных товаров этим купеческим объединением достигал впоследствии 20 тысяч тонн. Многие европейские страны покупали хвойные (сосну, ель, пихту, лиственницу, кедр), а также лиственные (дуб, бук, ясень, березу, липу).

В киевский период возникли торговые связи новгородских купцов с Ганзейским сою­зом, получившие развитие в последующие века. В архивах сохранился древнейший доку­мент – договор Новгорода с немецкими городами в 1189-1199 гг. Как следует из содер­жания, договор был продолжением ранее существовавшего соглашения.

Жизнедеятельность Новгорода была тесно связана с речным и морским транспортом, он иногда фрахтовали немецкие или швед­ские суда и строил свои. Недостаток удобных сухопутных дорог, а также зависимость от поставок зерна и от­сутсвие универсальной денежной единицы – делали уязвимыми позиции города во внеш­ней торговле. Важным источником новгородского экспорта были торгово-военные экспедиции уш­куйников (ушкуя – речное весельное судно) в земли северных народов – ненцев, зырян, перми, югры и др., а также дани с подвластных ему территорий.

8.4 ТОРГОВЛЯ С ЗАПАДОМ

Еще в X – первой половине XI вв. на Русь из Европы ввозились франкские мечи и панцири, по­ливная и стеклянная посуда. Развитие в XII в. сухопутной торговли Киевской Руси с Центральной Европой смягчило последствия потери византийских и арабских рынков и спо­соб­ство­вало ее структурным изменениям.