Смекни!
smekni.com

Экономическое развитие Киевской Руси (стр. 9 из 10)

Северный торговый путь в западноевропейские страны проходил через прибалтий­ские стра­ны шел по балтийскому побережью через Ригу и Эстонию на Новгород, Полоцк, Смоленск. Концентрация находок европейской монеты (денария) в районах Новгород­ской земли и в бассейне р. Камы связана со значением торговли ценными мехами на этом направлении.

Другой торговый путь в Западную Европу шел в направлении – Регенсбург на Дунае – Краков – Галич – Киев – Чернигов – Рязань – Владимир. Топография пред­метов западноевропейского импорта (произведений художественного ремесла) показы­вает что связи Руси с Францией, Германией, Италией были наиболее интенсивными в коце XII – начале XIII вв. На этом пути торговля ценными мехами не имела столь важ­ного значения, т.к. в районах где он пролегал таких зверей не было.

Русская пушнина в Западной Европе использовалась, чаще всего, не для меховых из­делий целиком, а шла только на отделку. Мех в отделке или большой меховой воротник – часто из соболя – во Франции был отличительным признаком знатных людей, дворян; его носили рыцари; мех горностая носили представители правящей династии.

Через юго-западную Русь проходил западный торговый путь «из варяг в греки», со­единявший Балтийское и Черное моря через реки: Висла, Западный Буг, Днестр. Один из сухопутных путей в Византию по Днестру – через Луцк, Владимир Волынский, Завихост, Краков – вел из Киева в Польшу, другой – южнее, через Карпаты, связывал русские земли с Венгрией, откуда открывались дороги в другие в другие западноевропейские страны. Упоминается также сухопутный путь, начинавшийся в Праге, проходивший через Киев на Волгу и далее в Азию.

9.ПРОМЫСЛЫ

9.1 БОРТНИЧЕСТВО

О существовании множества пчелиных роев на территории нашей страны, на землях за Дунаем, прилегающих к Черному морю, упоминает Геродот еще в V веке до нашей эры. Он сообщал, что левобережье Днепра занимал большой лес. По дан­ным палеогеографии, по долинам рек Черноморского бассейна тогда росли широколи­ственные богатые медом леса.

На Руси бортничество существовало с незапямятных времен и распространено было повсеместно в лесных и лесостепных районах, составлявших бóльшую часть ее террито­рии. С появлением собственности намечаются границы разделения – бортные ухожья – участки леса с бортными деревьями, которые тянулись на десятки километров и отделя­лись друг от друга бортной межой и знаком (знамен), наносимым на деревья; к ним примыкали бобровые гоны, рыбные ловли, перевесища и другие угодья. Эти межи тща­тельно метились и соблюдались. Были случаи когда они использовались для опредеделе­ния государственных границ.

По мере феодализации земли лучшие бортные ухожья становились собственностью вла­дельцев, которые держали бортников в своих ухожьях, кроме того, были и свободные оброчные бортники – они выдалбливали борты, переселяли семьи пчел в удобные места и собирали мед. Оброк платили натурой. Облагались налогом не отдельные борты, а целый участок леса – ухожье, включающее несколько десятков бортей. Обычно оброк составлял деся­тую долю собранного меда (десятину). В различных районах в разные периоды он мог значительно ее превышать и доходил до половины. Бортные леса, освобождаемые от ме­довых даней, имело духовен­ство – епископы, мо­настыри, церкви. Князья жаловали им бортнические села.

Существовали целые поселения, главным занятием жителей которых, было бортничество, имевшие многовековую историю. Есть сведения о том, что бортники были одними из первых поселенцев Харьковщины.

Несколько статей Русской Правды посвящены бортничеству – собственность на ухожье приравнено к праву на землю. Из нее же мы узнаем и существовавшие тогда цены на борть и пчел: борть без пчел стоила 5 кун, с пчелами или рой пчел – полгривны.

На Руси бортники составляли свободное сословие и объединялись в цеха, которые имели устав и свое знамя а также старост, следивших за соблюдением обычаев и законов.

В старину мед использовали для производство хмельных и десертных медовых на­питков, он был единственным сырьем для виноделия. Употребление на Руси вино­град­ных и других вин, крепких хлебных спиртных напитков было незначительным. Медовые вина производили в монастырях, получавших мед со сво­их бортных ухожий. Они были – шипучими, легкими и выдержанными и играли такую же роль, как виноградные вина у фран­цузов или пиво у немцев. Простые люди перед праздниками и на продажу варили медовые напитки. Оброк с этого производства шел в казну. В 996 г. киевский князь Вла­димир по случаю победы над печенегами: «И сотворяше празд­ник велик, варя 300 пере­вар меду и сзываше боляры свои и посадники, старейшины градом, люды многи».

Бортничество наложило отпечаток быт, обычаи, свадебные и религиозные обряды на­селения. Мед ели с кашами и киселями, подавали к блинам. Он входил в народные куша­нья, с ним пекли пироги «с медом и маком творены», коврижки и печенья; готовили раз­варистую пшеницу, ячмень и другие блюда, сладкие творожники и пудинги.

По свидетельству византийских историков еще в V веке до нашей эры при похоронах ели мед, ставили на могилах сосуды с медом, на обедах по покойникам употребляли его в пищу. При поминовениях усопших могилы поливали медом и медовым вином, еще в языческие времена у славян мед был обычной жертвой богам.

Воск получали разваривая освобожденные от меда соты в воде и процеживая их через шерсть, а потом стали и прессовать. Примерно из двух пудов сотов выходил пуд вос­ка. Были в Древней Руси воскобои, котрые получали воск требуемого качества, пригодный для употребления и продажи.

9.2 ОХОТА

В период Киевской Руси флора и фауна Восточной Европы была богата и разнообразна. В первых грамотах – встречаются названия многих животных и птиц, служивших объектами охоты. Среди них – медведь, тур, лось, олень, серна, косуля (дикая коза), вепрь, волк, белый волк, соболь, куница, горностай, белка (веверица, векша, мысь), бобр, заяц, хомяк, суслик, песец, дикая лошадь, лисица черная (чернобурая). По данным раскопок, роль охоты, как средства добывания пищи, повсеместно снижалась по мере роста численности населения и развития животновдства.

Наибольшее значение она имела в лесной зоне Северной Руси, где водились ценные пушные звери, мех которых составлял главную статью экспорта и одновременно служил средством обмена и платежей. Кроме того, охота доставляла пищу значительной части населения районов проблемного земледелия, обеспечивала мехами, необходимыми для изготовления теплой одежды в местностях с суровыми зимами и служившими одновременно предметами торговли и средством платежей; давала шкуры для скорняжных и кожевенных ремесел и средства для уплаты дани.

Охотой на Руси не только в киевский период занималисъ князья и бояре, которые часто держали профессиональных охотников различных специальностей: со­кольничих, ловчих, выжлят­ников, псарей, конюхов и др.; в ней участвовали и дружинники. При псовой охоте использовались собаки типа лайки, борзой и гончей. При охоте на быстроногих животных кроме собак использовали охотничьих леопардов (пардусов). С ловчими птицами (соколами, кречетами, ястребами) охотились на птиц: лебедей, мясо которых считалось на Руси деликатесом, а также на журавлей, гусей, уток, цапель, на зайцев и лисиц.

Даже для феодалов охота (ловитва, ловы) была не только развлечением, но и промыслом а также – применялась для защиты домашних животных и людей от хищников (медведей, волков и др.). В районах, где было много промыслового зверя существовали охотничьи общины. Места для охоты (ловища, перевесища, бобровые гоны, тетеревники, гоголиныеловы) могли находиться в собственности феодалов – князей, монастырей и ограждались межевыми знаками. В Русской Правде были предусмотрены штрафы за охоту в чужих угодьях, а также за кражу или порчу охотничьих сетей и убийство охотничьей собаки.

На животных и птиц охотились при помощи луков и стрел; использовали топор, меч, копье, сулица (метательное копье), рогатину; ловили живьем в сети и ловушки разных типов. Небольшие силки использовались для ловли птиц. В источниках того времени упоминаются: тенеты, силы, промысловые сети, перевесы, пруглы, кляпцы. Тенетами ловили зайцев и серн (косуль); пруглами, которыми называли разного рода ловушки для птиц, кляпцами и силами (петлями) ловили боровую дичь; перевесы служили для поимки водоплавающей птицы. Петли и большие сети ставились в лесах для поимки лосей и оленей. Встречаются также упоминания о самоловах и капканах.

Перевесы, применявшиеся при ловах птиц, представляли собой крупные сети, установленные на столбах или местных предметах на путях перелета уток и гусей у берегов озер и заливов рек; их развешивали в лесах между деревьев для ловли животных, которых загоняли в них охотники; они сохранились на Севере до недавнего времени.

На тура, зубра и других крупных животных охотились, применяя ямы-западни, прикрытые ветками и листьями.

Зверина и дичина была важным компонентом питания простых людей и знати. Ели тетеревов и глухарей, уток и гусей, журавлей и лебедей, мясо медведя и дикого кабана, косули и лося, зайца и оленя, тура и зубра. Простые люди употребляли мясо белки, суслика, хомяка, бобра. Христианская церковь на Руси выступала против использования в качестве пищи мяса некоторых животных: белки, суслика, хомяка, медведя, бобра и др.

9.3 РЫБОЛОВСТВО И МОРСКИЕ ПРОМЫСЛЫ

Этот вид промыслов был повсеместно распространен на Руси, но чаще всего служил аль­тернативным занятием призводителей наряду с земледелием, охотой, животновдством, ре­меслом. В источниках XII в. упоминаются профессинальные рыболовецкие артели на Севере – на реке Волхов и озере Белом (Белоозеро). Тогда же галицкие рыбаки обосно­ва­лись в низовьях Дуная. Ловили: щуку, сома, сазана, окуня, язя, линя, налима (мень), судака и др. Од­ной из самых ценных рыб считался осетр.