Смекни!
smekni.com

Становление идеологии нацизма (стр. 6 из 13)

Таким образом, можно сделать вывод, что сопоставление термина "ариец" со словом "честь" и сыграло решающую роль в появлении арийского мифа. Возникшее представление об интеллигентной расе со временем трансформировалось в расовые теории, в большинстве которых преобладал антисемитский характер, поскольку именно понятие "арийцы" отделяет евреев от остальных европейцев. Одной из таких теорий и был нацизм.

4) Оформление идеологии

Нацизм начинает формироваться в качестве политической идеологии уже после Первой Мировой войны. Вполне закономерно, что поражение в войне способствует обострению пессимистических и националистических настроений в обществах побежденных стран, в чем мы уже имели возможность убедиться на примере того воздействия, которое оказали решения Венского Конгресса на немецкое общество, пангерманские идеи которого в очередной раз не были реализованы. Как мы уже убедились, для немцев такого рода обострения не в новизну. Но оглашение итогов войны для Германии послужило невероятно мощным катализатором обострения националистических настроений в немецком обществе.

"7 мая 1919 г. победители объявили о своих условиях. Немцы были готовы к худшему, но такого не ожидал никто. Требуемые территориальные уступки превышали самые пессимистические ожидания. Установленный верхний предел численности немецкой армии в 100 тыс. солдат и офицеров делал ее пригодной только для полицейских акций, но не для обороны страны. Экономические и финансовые требования еще не были определены, но теперь не оставалось сомнений в том, что они будут крайне тяжелыми. <…> Немецкая сторона сразу отвергла эти условия. Шейдеман официально отказался подписывать такой договор и подал в отставку. Но союзники настаивали на своих требованиях. Под давлением продолжающейся морской блокады страны и угрозы Запада возобновить военные действия, если Германия безоговорочно не примет выдвигаемых условий, большинство членов Национального собрания в конце концов согласились на его подписание. <…> Церемония подписания мирного договора, этого тяжелейшего для немцев последствия проигранной войны, проходила в том самом Зеркальном зале, где почти полвеком ранее была торжественно провозглашена Германская империя. Как тогда, так и теперь церемония стала символом триумфа победителя над униженным побежденным, который должен был не только платить, но и пресмыкаться. Крупный немецкий ученый Эрнст Трёльч обоснованно писал, что "Версальский договор - это воплощение садистски-ядовитой ненависти французов, фарисейски-капиталистического духа англичан и глубокого равнодушия американцев" <…> Среди немцев возобладали чувства унижения и бессилия перед несправедливым для них актом, которые стали питательной почвой для подъема реваншизма и национализма. Еще в Версале британский премьер Дэвид Ллойд Джордж пророчески заметил, что "главная опасность состоит в том, что мы толкаем народные массы в объятия экстремистов" <…> По Версальскому мирному договору, Германия оставалась единым государством, но в военном отношении – беззащитным, экономически - разоренным, политически - униженным. <…> С точки зрения немцев, "диктат Версаля" был инструментом западного террора. Население восприняло демократию как чужеземный порядок, навязанный победителями. Роковым стало то, что борьба против Версаля означала и борьбу против демократии. Политические деятели, которые призывали к сдержанности и компромиссу с Западом, немедленно объявлялись политическими капитулянтами, а то и предателями. Все это и стало той почвой, на которой в итоге вырос тоталитарный и зловещий режим Гитлера".

Очевидно, что итоги войны привели к окончательному закреплению национализма в немецком обществе. Масла в огонь добавляли еще такие факторы, как хронический пессимизм немецкого народа, разоренная экономика, свершившаяся революция, ставшая "стихийным выступлением уставших от войны масс". Все это отложило негативный отпечаток на национальном самосознании. В народных массах неумолимо росли идеи реваншизма. Наиболее активные из этой недовольной массы трансформировали это общественную послевоенную реальность в какие-либо учения и теории. Одной из таких теорий и стал национал-социализм.

Таким образом, есть прямая взаимосвязь между положениями нацистской идеологии и той обстановкой, в которой она зарождалась, и эта взаимосвязь является вполне закономерной. Ведь разве не закономерным было то, что "перенос" Германии европейскими державами в разряд "ограниченных" приведет к таким последствиям? Разве такое унизительное отношение сможет привести послевоенную измотавшуюся Европу к миру? Разве возможно, чтобы угнетенный народ закрыл глаза на целенаправленное унижение по отношению к себе, и неужели представители победивших стран не могли оценить возможные последствия своих решений, или же при принятии решений они не ставили перед собой цель обеспечить в дальнейшем мирное сосуществование европейских народов? Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что появление нацизма для послевоенной Германии было вполне закономерным явлением.

Национал-социализм был политической идеологией, и поэтому логично, что его основоположники стремились прийти к власти. Рассмотрим заключительный этап формирования идеологии – ее оформление именно как политической.

В январе 1919 года в Мюнхене образовывается Немецкая рабочая партия, которая спустя чуть больше года была переименована в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (НСДАП), которую возглавил неудавшийся художник Адольф Гитлер. Как и любая партия, она опубликовала свою политическую программу: "Программа Национал-социалистической рабочей партии Германии ("25 пунктов"). Утверждена 24 февраля 1920. (В изложении.)

1. Объединение всех немцев в границах Великой Германии.

2. Отказ от условий Версальского договора и подтверждение права Германии самостоятельно строить отношения с другими нациями.

3. Требование дополнительных территорий для производства продуктов питания и расселения увеличивающегося немецкого населения ("Лебенсраум").

4. Предоставление гражданства по расовому признаку; евреи не могут быть гражданами Германии.

5. Не-немцы в Германии являются лишь гостями и субъектами соответствующих законов.

6. Назначение на официальные посты не может происходить по принципу кумовства, а лишь в соответствии со способностями и квалификацией.

7. Обеспечение условий существования граждан - первейшая обязанность государства. При недостатке государственных ресурсов, не-граждане должны быть исключены из числа пользующихся льготами.

8. Въезд в страну не-немцев должен быть прекращен.

9. Участие в выборах - право и обязанность всех граждан.

10. Каждый гражданин обязан трудиться на общее благо.

11. Незаконно полученная прибыль подлежит конфискации.

12. Все прибыли, полученные за счет войны, подлежат конфискации.

13. Все крупные предприятия должны быть национализированы.

14. Участие рабочих и служащих в прибылях на всех крупных производствах.

15. Достойная пенсия по старости.

16. Необходимо поддерживать мелких производителей и торговцев; крупные магазины должны быть переданы им.

17. Реформа землевладения и прекращение спекуляции землей.

18. Безжалостное уголовное наказание за преступления и введение смертной казни за спекуляцию.

19. Обычное римское право должно быть заменено на "германское право".

20. Полная реорганизация национальной образовательной системы.

21. Государство обязано поддерживать материнство и поощрять развитие молодежи.

22. Замена наемной профессиональной армии на национальную армию; введение всеобщей воинской повинности.

23. Средствами массовой информации могут владеть только немцы; не-немцам запрещается работать в них.

24. Свобода вероисповедания, за исключением религий, опасных для германской расы; партия не связывает себя каким-либо исключительным вероучением, но борется с еврейским материализмом.

25. Сильная центральная власть, способная эффективно осуществлять законодательство".

В программе виден и националистический, и антисемитский, и социалистический характеры нацистской идеологии, присутствуют также и положения концепции "лебенсраума". Вместе с тем под объявлением свободы вероисповедания прикрыта реальная антихристианская сущность нацизма.

Для привлечения рабочего класса выдвигаются требования социалистического духа, которые отвечают нуждам низших слоев общества: в десятом пункте говорится о всеобщей трудовой повинности, в тринадцатом – о национализации крупных предприятий, в четырнадцатом – о непосредственном участии рабочих в прибылях крупного производства, в шестнадцатом – о поддержке мелкого предпринимательства. Требования такого толка вложили немалый вклад в дело прихода нацистов к власти, способствуя росту популярности партии в среде низших слоев. Но вместе с тем нацисты не спешили осуществлять свои требования и идеи социалистического толка, так как на то имелись свои объективные причины: "Именно эти идеи приводили Гитлера в замешательство, когда крупные промышленники и землевладельцы начали довольно основательно пополнять партийную кассу, в результате чего ни одно из этих требований, естественно, не было осуществлено".