Смекни!
smekni.com

Становление идеологии нацизма (стр. 8 из 13)

До написания книги религиозный аспект нацизма заключался в провозглашении свободы вероисповедания, о чем было сказано в программе "25 пунктов". Антихристианская сущность нацизма, проявившаяся уже после обретения им господствующего положения, не имела на первых порах широкой публичной огласки, поскольку всем понятно, в том числе и Гитлеру, что начинать путь к власти в христианской Германии с нескрываемым антихристианизмом – это значит тут же этот путь и закончить. Таким образом, нацисты, в силу требований политической выгоды, скрывали до поры до времени свои антихристианские настроения, объявив в своей предвыборной программе о свободе вероисповедания и о том, что их партия не связывает себя с какой-либо религией.

После выхода книги "Майн Кампф" религиозный аспект нацизма кардинально изменился. Проявив политическую хитрость, Гитлер решил воспользоваться религиозностью немцев – на страницах "Майн Кампф" активно утверждалось о его непоколебимой вере во Всевышнего, а также о необходимости религии для духовного развития человека: "Светские школы недопустимы, поскольку в таких школах нет религиозного обучения, а общее обучение морали без религиозной подоплеки держится на пустоте; следовательно, воспитание личности и религия должны исходить из веры".

Умело используя положения христианского учения в совокупности с религиозностью немецкого народа, национал-социалисты активно внушали людям концепцию единства Бога и арийцев и говорили об их благословении Всевышним в их борьбе за выживание: "господь всевышний, благослови наше оружие, окажи ту справедливость, которую ты всегда оказывал! Суди сам, заслуживаем ли мы теперь свободы. Господь бог, ниспошли благословение нашей борьбе!". Таким образом они использовали христианство для оправдания будущих жертв "борьбы немецкого народа за выживание", а если конкретнее, то борьбы с "еврейской чумой".

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что "Майн Кампф" способствовала смене "нейтрального" отношения нацизма к христианству на "положительное", то есть " официально прохристианское". И эта смена произошла в силу требований политического прагматизма. Таким образом, в очередной раз можно убедиться, что политические цели поспособствовали кардинальному изменению основных положений нацизма.

Стоит отметить, что на взаимоотношения нацистской идеологии и религии и, соответственно, нацистов и различных христианских институтов оказывал влияние такой важный фактор, как борьба за влияние. Ведь из истории известно, что на протяжении столетий церковь играла одну из ключевых ролей в государстве, и часто между руководством страны и духовенством возникали существенные разногласия в процессе распределения полномочий. И такая реалия политической жизни, как борьба за влияние, привнесла свою лепту во взаимодействие идеологии с религиозной сферой жизни общества, еще больше усиливая антирелигиозную и, соответственно, антихристианскую политику нацистов.

Как уже было сказано в заключительном параграфе прошлой главы, нацисты в ходе борьбы за власть выдвигали требования социалистического толка. Делалось это для привлечения рабочих, поддержка которых смогла бы сыграть решающую роль на выборах. Однако антикапиталистическая риторика не помешала нацистам обращаться за помощью к влиятельным капиталистам Германии. Возможно, что казна НСДАП пополнялась за счет вложений органов французских разведывательных служб и от американского промышленного магната Генри Форда, но эта информация официально не подтверждена, хотя некоторые нацистские деятели признавали, что эти данные имеют под собой основания. Но основную часть своих средств партия получала от крупных немецких промышленников: "к этому времени в Баварии сложилась стабильная группа промышленников, сделавших ставку на гитлеровскую партию. <…> Деньги баварских промышленников сыграли важную роль в проведении предвыборной кампании в 1924 г. <…> уже на первом этапе своего существования НСДАП оказалась тесно связанной с промышленниками Баварии, в которой она тогда действовала. Однако связи НСДАП с промышленностью были гораздо шире. Начиная с 1922 г. руководство гитлеровской партии установило контакт с рядом влиятельных представителей монополистической верхушки всей Германии". В 1926 г. установлен контакт с рурскими промышленниками, через два года – с нюрнбергскими предпринимателями. Все это способствовало получению нацистами значительных средств. Возможно, решающую роль при привлечении крупных промышленников сыграла антикоммунистическая направленность партии, поскольку декларируемый господствующей социал-демократической партией марксистский сценарий развития государства с его общественной собственностью был для зажиточной буржуазии крайне невыгоден.

Несмотря на активную поддержку со стороны, "период между 1925 годом и началом экономического кризиса 1929 года оказался неблагоприятным для нацистского движения".

"Час Гитлера пробил, когда наступила "черная пятница" 19 октября 1929 г. В этот день произошел крах на Нью-йоркской бирже, и начался самый страшный в истории экономический кризис, охвативший весь мир. В Германии, экономическое положение которой было и без того трудным, кризис повлек за собой роковые последствия. Вначале казалось, что это временный спад конъюнктуры, но он перерос в невиданную доселе катастрофу, в которой экономический развал и политическая радикализация шагали нога в ногу. <…> Кризис охватил всю Европу, но в Германии он принял особенно разрушительный характер. В этой ситуации парламент оказался совершенно беспомощным". Вполне возможно даже, что если бы не этот кризис, то нацизм так и остался бы "воспоминанием времен инфляции".

Общественное недовольство отразилось на итогах выборов, на которых все больше голосов получали радикальные партии. Если в 1928 году, накануне кризиса, НСДАП получила на выборах в рейхстаг 2,63% голосов, то спустя всего лишь два года эта цифра выросла до 18,33%, а в 1932 году нацисты получили уже 37,36%, став крупнейшей партией Германии. Но Гитлер, недовольный тем, что его партия не получила абсолютного большинства, отказался войти в правительство, и потребовал для себя пост рейхсканцлера и чрезвычайные полномочия. Эти события спровоцировали ухудшение политической ситуации, и, в конце концов, Гитлер добился своего – 30 января 1933 года президент Гинденбург провозгласил его канцлером – причем добился конституционным путем, как он и хотел. С этого момента начинается история Третьего Рейха – "официальное нацистское название режима правления, существовавшего в Германии с января 1933 по май 1945".

2) Политика Третьего Рейха

Национал-социализм был монопольно господствующей идеологией в Германии времен Гитлера. Придя к власти, нацисты начали воплощать в жизнь свои видения относительно государственного устройства. Сфабриковав поджог рейхстага, они моментально обвинили в этом коммунистов и начали на них гонения, что позволило НСДАП получить на выборах в марте 1933 года больше половины голосов, а спустя несколько дней путем уговоров и угроз Гитлер вытребовал для своего правительства чрезвычайные полномочия, юридически закрепив свою диктатуру; после этого за пять месяцев нацисты провели унификацию, то есть установление однопартийной тоталитарной системы, в ходе чего были распущены все существовавшие политические партии, введен запрет на создание новых, НСДАП была объявлена единственной партией Германии, а демократия была и вовсе ликвидирована; затем в конце 1933 года вышел закон, по которому НСДАП была объявлена носительницей германской государственности, в результате чего партия стала государственной, Гитлер объявлен вождем нации, а остальные лидеры партии стали руководителями государства, заняв места в органах власти всех уровней; таким образом, Германия окончательно стала тоталитарным государством, в котором нацизм стал официальной господствующей идеологией.

Практически сразу по приходу к власти нацисты активно начали претворять в жизнь свои расистские идеи, в основе которых лежал антисемитизм и концепция расового превосходства арийцев. Сам Гитлер утверждал, что "вся человеческая культура, все достижения искусства, науки и техники, свидетелями которых мы сегодня являемся, - плоды творчества арийцев <…> если поделить человечество на три категории: творцов культуры, ее носителей и ее разрушителей, то представителем первой следует считать лишь арийцев <…> Немецкий народ - воплощение достоинств арийской расы, он призван в качестве расы господ подчинять себе менее ценные народы, прибегая к любым средствам принуждения… Пусть тот, кто хочет жить, вступает в борьбу, а тот, кто не хочет воевать в этом мире вечной борьбы, не заслуживает права на жизнь"".

Подобного рода заявления раскрывают их явный фанатический характер. Эта концепция превосходства арийцев, не имевшая никакой полноценной научной аргументации, преподносилась, таким образом, как незыблемое тождество, аксиома, не требующая доказательств. Конечно же, нацисты различными способами пытались доказать правоту своих идей, но даже невооруженным глазом видно, что это делалось для оправдания их агрессивной политики. Они приводили эти аргументы либо из своего слепого фанатизма, либо для легитимизации своей власти. Таким образом, многие пункты концепции расового превосходства арийцев постоянно сопровождает такое явление, как фанатизм.