Смекни!
smekni.com

История России от расселения восточных славян до нашего времени (стр. 26 из 52)

Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально-концертные представления.

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г.

Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению Художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг "Библиотека для самообразования", и Ф.Ф. Павленкова, издававшего "Научно-популярную библиотеку по естествознанию".

Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).

Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Наука. Во второй половине XIX начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал A. M. Бутлеров. Н.Д. Зелинский заложил основы учения об органическом катализе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии.60-70-е годы XIX в. стали "золотым веком" в отечественной химии.

Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков ПЛ. Чебьппева, A. M. Ляпунова, С.В. Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.

Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблочкова (дуговая лампа), А.Н. Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен А.С. Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал П.Н. Лебедев, подтвердивший электромагнитную природу света, измеривший его давление на твердое тело и газы. "Отцом русской авиации" называют Н.Е. Жуковского основоположника современной гидроаэродинамики.

К.Э. Циолковский своими работами в области ракетодинамики обосновал возможность космических полетов.

Энциклопедические труды В.И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений.

Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. И.М. Сеченов заложил основы отечественной физиологической школы, сделал ряд открытий в психологии. Нобелевские премии получили И.П. Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения, а также И.И. Мечников автор фагоцитарной теории иммунитета. К.А. Тимирязев основал русскую школу физиологии растений.

Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли: Тянь-Шаня, Тибета, Туркестана, Монголии, Индонезии, Филиппин, Эфиопии и др. Во время путешествий П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.М. Пржевальского, Н.Н. Миклухо-Маклая, В.К. Козлова и других были созданы карты этих районов, собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вицеадмирал С.О. Макаров совершил два кругосветных плавания, дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Он же предложил использовать ледоколы для исследования Северного морского пути. Экспедиции Э.В. Толля и А.В. Колчака начали изучение Арктики, которое продолжил Г.Я. Седов. В 1912-1914 гг. он организовал экспедицию к Северному полюсу, провел геодезическую съемку побережья и островов Северного Ледовитого океана.

На развитие гуманитарных наук особое воздействие оказывали общественные изменения, обострение социальных конфликтов, более глубокое, чем прежде, размежевание идейных позиций. Открытия в естественных науках (делимость атома, рентгеновские лучи, радиоактивность) изменили прежнее представление о материальности мира и в значительной степени повлияли на общественные науки.

В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилились нападки на эволюционную теорию Ч. Дарвина, объяснявшую биологическое развитие естественным отбором. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Значительной части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (B. C. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский). Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов. Однако политическая практика марксистов, их нацеленность на преобразование общества революционным путем, признание преобладания материальной жизни над духовной оттолкнули от них (особенно после революции 1905-1907 гг.) часть интеллигенции. Все чаще философы и социологи стали склоняться к идее, что только через нравственное совершенствование, духовное очищение и творческие устремления можно создать справедливое общественное устройство.

Во второй половине XIX-XX вв. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд "История России с древнейших времен". В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, создавший оригинальную концепцию русской истории, оказал огромное влияние на развитие отечественной исторической науки. Различные идейные взгляды историков вызвали появление трудов, в которых история России рассматривалась или с либеральных (П.Н. Милюков), или с марксистских позиций (М.Н. Покровский).

Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В.И. Ульянов-Ленин, А.А. Богданов) и их критиков (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М.М. Ковалевский основал в Париже "Высшую русскую школу общественных наук".

В ней преподавали известные общественные деятели и учились ру эмигранты.

Билет №35

Культура России во второй половине XIX в.

Падение крепостного права означало начало нового, капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй, изменил социальный и духовный облик населения, его быт, условия жизни, способствовал росту культурных потребностей.

Капитализм в целом создал условия для более высокого культурного уровня общества, расширял объективные социальные возможности для овладения культурой значительных общественных слоев.

Капиталистическая эпоха, требовавшая определенного уровня культуры в сфере материального производства, способствовала ускорению процесса демократизации культуры в целом. В пореформенное время была расширена сфера образования, фактически создана силами земства народная школа. Значительно выросла техническая высшая школа, повысился интерес к книге, увеличилась читательская среда, изменился социальный облик читателя.

Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной - капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа.

Развитие культуры во второй половине XIX - начале XX в. не было равномерным процессом. Его внутренние этапы определяли подъемы и спады в общественно-политической борьбе.

Культура, являясь важнейшей системой общественной жизни, аккумулировала идеи эпохи. Духовная жизнь при капитализме продолжала сохранять классовый характер. Класс выступал носителем и создателем идеалов, ценностных ориентации, этических и эстетических норм жизни. Поэтому, только будучи выразителем общественного прогресса, этот класс мог формировать общечеловеческие ценности и тем самым отражать потребности национального развития.

Именно в таком положении в пореформенную эпоху оказалась русская буржуазия, которая при отсутствии революционности объективно была прогрессивной силой. В.И. Ленин отмечал, что в 40-60-е годы XIX в., когда "новые общественно-экономические отношения и их противоречия. были еще в зародышевом состоянии", "никакого своекорыстия. тогда в идеологах буржуазии не проявлялось.". Антифеодальная, буржуазно-демократическая направленность идейной борьбы того времени определяла общечеловеческую значимость создаваемых культурных ценностей, буржуазных по своей сущности.