Смекни!
smekni.com

Национально-освободительное движение в Индии во второй половине XIX века (стр. 2 из 6)

Среди общих работ по истории Индии, затрагивающих данную проблему, в первую очередь, стоит отметить «История Индии» под редакцией Антоновой, Бонгард – Левина. В ней рассмотрены такие вопросы, как политическая, экономическая и социальная обстановка в Индии во 2 половине 19 века. Другая работа – «История Индии» (сост. Андреев А.Р.) послужила основой для изучения социально-экономического и политического положения индии рассматриваемого периода.

Стоит отметить работу С. Таммита-Дельгода «Индия. История страны» в ней рассматривается вопрос о влиянии Британии на экономическое развитие Индии, а так же в целом политика колонизаторов.

Вопрос об национально - освободительных организациях в Индии наиболее полно рассмотрен в книге «Новая история Индии». Авторы рассматривают причины формирования организаций, их основные требования и деятельность. Внимание уделяется также разделению течения по направленности – религиозные организации, политические, просветительские организации. Также в работе рассматриваются причины образования Индийского Национального Конгресса.

В работе «Национально – освободительное движение в Индии и деятельность Тилака» 1958 года издания под редакцией Рейснера И.М. и Гольдберга Н.М. рассматривается вопрос роли Тилака в национально- освободительном движении. Но в большинстве своем внимание уделяется революционному подъему в Индии в 1905 -1908 гг., а этот вопрос является темой дальнейшего исследования. Поэтому в данной работе следует обратиться к статье Н.М. Гольдберга «Бал Гангадхад Тилак – вождь демократического крыла национального движения в Махараштре», в которой автор освещает вопрос о том, как формировались взгляды Тилака на первом этапе его деятельности – в Махараштре. Вторая статья, которая представляет интерес – статья Э.Н. Комарова «Из истории национально- освободительного движения и общественной мысли в Бенгалии в конце 19 – начале 20 века». В ней весьма полно освещены вопросы о ситуации в Индии во 2 половине 19 века, об освободительной борьбе в Бенгалии, о причинах недовольства политикой Англии.

В книге И.П. Челышевой «Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г. Тилака и Аурбиндо Гхоша», изданной в Москве в 1986 г., следует обратить внимание на раздел, посвященный Тилаку – «Гита Рахасья» Б.Г. Тилака. Хотя в целом этот раздел посвящен формированию религиозных идей Тилака, но в дальнейшем они станут основой движения свадеши, которое сыграло не малую роль в национально – освободительной борьбе начала 20 века.

К сожалению, проблема национально-освободительного движения в Индии во 2-й половине 19 века мало рассмотрен в публицистике. В журналах «Восток» и «Азия и Африка сегодня» чаще встречаются исследования более позднего этапа освободительного движения в Индии в начале 19 века. Это еще раз говорит о том, что тема требует изучения.

В целом исследование будет основано на изучении основной литературы по теме. В своей структуре будет содержать 2 главы, в которых я постараюсь осветить все вопросы, которые я поставила перед собой в задачах.


1. Индия во второй половине XIX века

Индия во 2 половине XIX века, была колонией Англии. Вследствие этого ее политическое и социальное развитие происходило при участии английского правительства, которое вмешивалось во все сферы жизни индийского народа. Более всего были затронуты социально-экономическая и политическая сторона. Стоит рассмотреть развитие Индии в этот период для того, чтобы сделать вывод как развитие этих сфер повлияло на формирование общественно - политической мысли в Индии 1860-1890 гг.

1.1 Социально-экономическое развитие Индии

В 19 веке в связи с крупными изменениями в экономике Англии произошли значительные экономические и социальные изменения в Индии. В 17 -18 вв., когда Англия еще не была развитой промышленной страной, одним из основных предметов вывоза из Индии были хлопчатобумажные и шелковые изделия, производство которых достигло здесь очень высокой степени совершенства и получило мировую известность. Но уже с конца 18 в., когда в Англии начала развиваться текстильная промышленность, английскому промышленному капиталу стало невыгодно ввозить индийские изделия. Между представителями английского торгового капитала и английскими промышленниками возникли острые противоречия. Под давлением представителей промышленного капитала Ост - Индийская компания была лишена монопольного права на торговлю с Индией, и из нее был свободно разрешен ввоз товаров. Индия превратилась в рынок сбыта английских товаров. Индийские хлопчатобумажные ткани, изготовлявшиеся ручным трудом, не могли выдержать этой конкуренции. Ручное производство стало катастрофически разрушаться. Таким образом. Промышленный переворот в Англии повлек за собой подрыв основ индийской общины. Разрушение ремесла, особенно ткачества, приняло огромные размеры. Положение ремесленников было ужасающим.

К 50 – годам в Индии накопилось сильное недовольство в разных слоях населения, в том числе среди феодалов, а так же сипаев. Лордом Дальхузи был издан закон о наследовании, по которому феодалы теряли право передачи своих владений приемным детям или дальним родственникам. В случае отсутствия прямых родственников, их владения переходили непосредственно к компании.

Произведенная в 50 – х. годах в Ауде отмена льгот для семей сипаев вызвала среди них большое недовольство. В результате этого в 1857 году вспыхнуло восстание, известное под именем сипайского. Причина этого восстания имела религиозную подоплеку. Сипаи (солдаты английской службы, но местного индийского происхождения) с воцарением в индий английского порядка управления, отрывались от обычных им устоев жизни. Европейская культура была им не по душе. Помимо этого они понимали, что составляют значительную опору для установившегося положения англичан. Между этим, сипаи не могли симпатизировать отношению англичан к индийцам. Положение у сипаев и солдат-англичан оставалось разным. Индийские офицеры не могли рассчитывать на какую либо карьеру. Даже если офицер - индиец выше по званию, чем офицер - англичанин, он не мог им командовать. С расширением территорий английских владений в индии пришлось значительно увеличить штаты гражданских чинов, многих офицеров – туземцев перевели на гражданскую службу. Чиновники - индийцы получали меньшее жалование, чем чиновники – англичане, занимавшие те же посты. Они по закону могли занимать высшие должности, но должны были пройти очень сложный экзамен в Англии, который в силу их образования они не могли сдать. Индийцы могли занимать высшие судебные должности, только за исключением дел, связанных с англичанами. Все это волновало чиновников, население и сипаев. Повод к восстанию нашелся скоро. В войсках стали вводить новые ружья с бумажными патронами. По религиозным обычаям, индийцам запрещено есть мясо, и прикасаться к говяжьему жиру, а мусульманам нельзя есть свинину. Патроны, которые выдавались сипаям, нужно было надкусывать, а их, по слухам, смазывали говяжьим жиром и свиным салом. Солдаты перестали слушаться. Начались поджоги, которые в дальнейшем переросли в восстание. Мятеж быстро охватил почти все английские провинции, Восстание длилось в общей сложности 2 года, и было окончательно подавлено в 1859 году.

Характеризуя сипайское восстание, Маркс пишет: « мятежи бывали и до этого в индийской армии, но нынешнее восстание отличается от предыдущих характерными и особо опасными чертами. Это первый случай в истории, что сипайские полки перебили своих европейских офицеров, что мусульмане и индусы, забыв взаимную неприязнь, объединились против общих господ». Стоит обратить внимание на это восстание и именно на то, что два враждующих религиозных течения объединились для достижения общей цели. В дальнейшем, создание одной религии будет одной из идей, начавшегося в 60 х. годах национально-освободительного движения, а именно его религиозного направления. У индийских деятелей найдут свое отражение идеи Блаватской о создании единой религии.

После сипайского восстания власть переходит непосредственно к английской короне и Индия становится колонией Англии.

Отношения англичан к индийцам в колониях характеризовалось положением высшего образования среди индусской молодежи. Англичане е хотели смешиваться с туземцами, а поэтому посылали своих детей в английские университеты и те по возвращению получали места, которые оплачивались в 10 раз больше, чем места, которые получали индийцы. Обучающиеся в калькуттском университете. Англичане не запрещали индийцам ехать учиться в метрополию, но для индуса это было связано с большими финансовыми затруднениями. К концу 80-х. гг. всего в Индии насчитывалось 127 правительственных высших учебных заведений (14500) учащихся, 4400 школ с 445000 учащихся. Хотя цифры были значительными, стоит сказать, что народное образование оставалось отсталым. Грамотных по переписи 1891 г. насчитывалось всего 6 % учеников. Англичане, внесшие в Индию европейскую цивилизацию в деле образования, сделали промах в отношении образования женщин. Они дали возможность им учиться, расширять свой кругозор, но их положение оставалось прежним, поэтому это было невыносимо для них.

Промышленность в Индии развивалась под влиянием англичан.

Со 2 половины 19 в роль и значение Индии как источника сырья возрастают, начинается усиленный вывоз английского капитала.

В 50 – х. годах начинаются строиться железные дороги. Первая линия была проложена в 1853 г. строительство дорог шло быстрыми темпами. К концу 19 в. в Индии насчитывалось более 36 тыс. км железных дорог. Одним из центров этой «паутины» стал Бомбей, где в 1887 году был открыт крупнейший в Индии вокзал «Виктория», названный в честь королевы Виктории. Также продолжалось активное строительство шоссейных дорог. Самой известной из них стала Большая дорога. Она протянулась через весь субконтинент, от Калькутты до Пешавара на афганской границе. Строительство железных дорог повлекло за собой возникновение других капиталистических предприятий. Были созданы железнодорожные мастерские, возникла потребность в развитии топливной промышленности. Появились первые фабрики - хлопчатобумажные, джутовые. В джутовой и угольной промышленности преобладал английский капитал.