Смекни!
smekni.com

Национально-освободительное движение в Индии во второй половине XIX века (стр. 4 из 6)

В то время когда Англия начала делать свои капиталовложения в Индию основной отраслью плантационного хозяйства стало производство чая. В Бенгалии это развивалось в округе Дарджилинг. Английское колониальное государство поддерживало развитие плантационного хозяйства и сдавало в аренду землю на льготных условиях. Для Англии Индия была основным источником сбыта и получения сырья, что послужило причиной развития во второй половине XIX в. товарно-денежных отношении. Бенгалия специализировалась на чае, джуте, а так же была основным поставщиком красителя – индиго. Но индийские купцы сотрудничали не только с английским капиталом, но и способствовали развитию внутреннего рынка в стране. В Махараштре доля от продажи английских тканей составляла всего несколько процентов от всего товарооборота. В городах Махараштры товарооборот не ограничивался только экспортом и импортом товаров, а развивал новые направления во внутреннем товарообороте. Возделывание экспортных монокультур потребовало ввоза продуктов питания в такие районы.

В середине 19 века в Индии происходил процесс экспроприации крестьянства, который привел к созданию рынка рабочей силы - одной из главных предпосылок развития капитализма. В районах железнодорожного и ирригационного строительства спрос был особенно велик. Вследствие этого, заработная плата в таких районах повышалась. В Бомбее в 1860 – 1864 гг. она выросла в 2 раза. Недалеко от Бомбея крупным купцом – парсом было основано крупное хозяйство с плантациями сахарного тростника, индиго, дававшее чистой прибыли около 20 тыс. рупий.

Развитие товарно-денежных отношений давало почву для формирования отрасли производства ремесленных товаров. В 80-х годах в Махараштре насчитывалось 2240 ткацких станков.

Свое развитие так же получила и крупная промышленность. Нарождающаяся индийская буржуазия Бомбея стала основателем фабрично-заводской промышленности Индии. Первая фабрика Бомбея вошла в строй в 1854 г. К исходу 60-х их насчитывалось уже 9.

Второй по значению отраслью промышленности была джутовая, которая получила свое развитие в окрестностях Калькутты. Основными акционерами фабрик были помещики и торговцы из Бенгалии.

Как уже упоминалось ранее, особое значение в Индии получило становление рынка рабочей силы. Первые отряды рабоче - заводского пролетариата были сформированы в 60-х годах в Бомбее, Бенгалии и Калькутте. Но условия жизни и труда рабочих были ужасными. Присутствовал женский и детский труд. Буржуазия взимала с развивающейся национальной промышленности в Индии тяжелую дань, оборудование и материалы поставлялись по очень высоким ценам. Английская буржуазия, используя политическое господство в Индии, всемерно тормозила самостоятельное экономическое развитие страны. Молодая индийская буржуазия с самого начала формирования как класса столкнулась с экономическим и политическим гнетом империализма.

Усиление колониальной эксплуатации, развитие капитализма в стране, которое стало причиной образования новых классов, привели к противоречиям между классами индийского общества и английским империализмом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Бенгалия, Бомбей и Махараштра были главными экономическими и политическими центрами страны, узловыми пунктами связей колониальной Индии с внешним миром, с капиталистическим мировым рынком. Уже во 2 половине XIX в. это были крупные города, приобретавшие капиталистический облик. Отсюда были проложены первые железные дороги, открыты первые фабрики, высшие учебные заведения.

Следует заметить то, что причины недовольств носили так же национальный характер. Индийский народ видел несправедливость со стороны английских властей по отношению к индийцам. « Было общеизвестно, что всякий раз, когда англичанин убивает индийца, суд, состоящий из соотечественников убийцы, оправдывает его». Индийский народ не хотел терпеть такого отношения по отношению к себе. Экономическая дискриминация дополнялась социальной – « в поездах для европейцев были отведены специальные купе… в парках и других общественных местах для европейцев также были отведены специальные стулья и скамейки. Я негодовал на чужеземных властителей моей родины, возмущался их поведением». Такими словами Неру, выразил мнение всего индийского народа по отношению к колонизаторам.

Так же одной из причин национально – освободительного движения можно выделить религиозную причину. В Индии во 2 половине XIX в. где сознание индийца было пронизано религиозными представлениями и в быту господствовали кастовые обычаи, новые общественно – политические идеи зачастую облекались в форме реформаторских сектантских учений. В этой связи получила распространение идея реформы индуизма. Одно из таких учений стремилось приспособить индуизм к условиям буржуазного развития общества. Другое было за возрождение индуизма, объявляя его олицетворением национальной культуры, антитезой христианству, ассоциированному с иностранным владычеством.

Таким образом можно сделать вывод о том, что обстановка в Индии в начале 1860-х годов сложилась благоприятным образом для свободомыслящей интеллигенции. Почва для создания национально – освободительных организаций была подготовлена. Индия вступила в новую эпоху – эпоху освободительных движений, религиозных организаций, образования национальных правящих органов и новых героев индийской истории.

2.2 Общественно-политические организации Индии 1860-1890 гг.

Общественно-политическое движение получило свое развитие в нескольких районах страны. В Бенгалии, Бомбее и Махараштре это наиболее заметно, так как именно они стали основными центрами их формирования.

В Бенгалии в конце XIX в. стала складываться мелкобуржуазная демократическая национальная интеллигенция. Для нее экономический и культурный прогресс страны, освобождение от колониального угнетения становились вопросом самого существования. Эта интеллигенция была по своему близка к народу и была готова выступить в борьбе за его независимость.

В Бенгалии самой влиятельной политической организацией бенгальских националистов была «Ассоциация Британской Индии». Она представляла интересы националистически настроенных заминдаров, торговой буржуазии, и связанной с этими слоями британской интеллигенции. Деятели «Ассоциации Британской Индии» одобряли политику колониальных властей, предусматривающих развитие путей сообщения, и расширения торговых путей между Индией и Англией, поддерживали аграрную политику колонизаторов, направленную на укрепление феодально – помещичьего землевладения. В своей политике выступали против начавшейся в 60 годах введения новых налогов и сборов, затрагивающих интересы бенгальских заминдаторов. Главным требованием Индийской ассоциации было требование об участии индийцев в управлении страной. Сначала это участие понималось лишь как предоставление индийцам равных с англичанами возможностей для службы в государственном аппарате.

«Ассоциация Британской Индии» лишь робко критиковала отдельные стороны английской колониальной политики. Их требования сводились к возможности получения европейского образования. Вследствие движения крестьян ассоциация приблизилась к колонизаторам.

В результате от него отделилось «Левое демократическое крыло буржуазного национализма» Второе свое название они получили как мелкобуржуазные демократы. Во главе их стоял Б.Ч. Чаттерджи (Б. Чоттопадхайя) В своих произведениях он писал о пагубных последствиях английских колониальных завоеваний. В своих произведениях он рисовал картины борьбы британского народа в 18 веке, тем самым пытаясь возродить национальный дух индийского народа. Мелкобуржуазные демократы представляли интересы прослойки торговой буржуазии, владельцев мелких промышленных заведений, малоимущей части интеллигенции, разорившихся мелких помещиков и верхушки арендаторов - райятов. Представители этой организации выступали в поддержку антиколониальной борьбы народных масс, проявляли антифеодальную направленность. Они имели свою экономическую программу – планировалось создать в Индии национальные школы и колледжи, национальную печать, национальный банк, торговую палату, заводы, рынки, фермы. В 1874 г – призвали к бойкоту английских товаров и проведению кампании, предвосхитившей идею «гражданского несотрудничества» Ганди. В своей политике они выступали против эксплуатации крестьян колониальным государством, заминдарами, ростовщиками и торговцами. Но они не смогли выработать единой и четкой политической программы, не смогли создать собственной политической организации, хотя в 1870 году Хеманта Кумар Гхош совершил поездку по Бенгалии, агитируя за создание местных политических организаций бенгальских националистов.

В Бенгалии можно выделить еще одну организацию, которая получила свою поддержку в среде индийского студенчества. Это была «Студенческая Ассоциация», которая была основана в 1875 году под рук. Ананда Мохан Боса. В ее состав входили студенты Калькуттского университета. Большое влияние в распространении этих идей среди бенгальского студенчества имели лекции, прочитанные в этой организации Сурендранатхом Банерджи. Он воспитывал университетскую молодежь в духе патриотического служения родине. «Студенческая Ассоциация» выпускала свой журнал «Шодхарани». Руководители калькуттских мелкобуржуазных демократов и Студенческой ассоциации совместно начали подготовительную работу по созданию новой общебенгальской политической организации. В августе 1875 г. в журнале «Шодхарани» была опубликована программа, в которой основное место отводилось распространению политических знаний и воспитанию национального самосознания в бенгальском обществе, а так же одним из пунктов программы было предложение принять меры для развития экономических ресурсов страны.