Смекни!
smekni.com

Национально-освободительное движение в Индии во второй половине XIX века (стр. 5 из 6)

Еще одна политическая организация - «Индийская лига» была оформлена в начале сентябрь 1875 года. Ее деятельность началась с открытия технического колледжа в Калькутте. В начале своей деятельности, «Лига» провела кампанию за выборность калькуттского муниципалитета, что привело к столкновению с Ассоциацией Британской Индии. Тем самым обострилась борьба между левым и правым течением в национальном освободительном движении Бенгалии. В 1876 году из состава « Индийской лиги» вышла группа членов во главе с Ананда Мохан Гхошем и Сурендранатхом Банерджи, которые создали новую общественно – политическую организацию, которая получила название «Индийская ассоциация». Социальный состав этой организации был смешанный, что позволило другим либералам, не только в Индии, примкнуть к ассоциации.

В первые годы после создания ассоциации, их деятельность развертывалась в основном вокруг требований о проведении экзаменов на замещение вакансий не только в Англии, но и в Индии. В 1879 г меморандум был передан в парламент. Экономические вопросы не играли главной роли в деятельности организации. В 1881 г. в меморандуме, направленном «индийской ассоциацией» колониальным властям по поводу проекта нового закона об аренде в Бенгалии, который укреплял феодальную зависимость райятов, указывалось, что ассоциация рассматривает проектируемый закон о ренте как попытку наладить отношения между помещиками и арендаторами, и что ассоциация признательна правительству за это. Можно сделать вывод о том, что индийская ассоциация положительно относилась к политике колониальных властей. Так же это можно заметить в том, что в отличие от мелкобуржуазных демократов, либералы отрицательно отнеслись к борьбе народных масс, ограничиваясь принятием петиций, направлявшихся в адрес колониальных властей. С 80-х годов организация занималась разработкой проектов конституции, а так же своих политических программ, целями которых, по свидетельству банерджи, были «создание общественного мнения в стране, объединение различных расовых группировок народов индии на основе общности интересов и стремлений, содействие установлению дружбы между индусами и мусульманами, вовлечение масс в деятельность национально – освободительного движения».

Банерджи совершил с мая по июль 1877 года ряд поездок по крупным городам Пенджаба и Соединенных провинций и в результате в нескольких городах были основаны филиалы Индийской ассоциации, а затем установил связи с организациями в Бомбее и Мадрасе.

Таким образом, к середине 70 годов в национальном движении Бенгалии определилось 3 основных направления – консервативное (Ассоциация британской индии), либеральное – индийская ассоциация, радикальное – мелкобуржуазные демократы.

Стоит заметить, что стремление объединится, объективно отражало укрепление экономических связей между национальной буржуазией отдельных национальных и экономических регионов. Установлению экономических и политических связей способствовало единство экономических и политических интересов националистов, общим противником которых был колониальный режим. В целом, стоит отметить то, что национально – освободительные организации придерживались нереволюционной борьбы, и эти идеи потом найдут свое отражение в деятельности М. Ганди.

В Бомбее в 1852 г. была основана «Ассоциация Бомбейского президентства». В ее состав входила торговая и формировавшаяся промышленная буржуазия. Главой был Дадабхай Наороджи. Наороджи выступал «за истинно британское правление в экономике, это единственное что приведет к процветанию Англии и Индии». Но в свою очередь, Британия должна снизить налоги и ограничить колониальную дань.

Основные место в деятельности бомбейских либералов занимали вопросы расовой дискриминации, расширения возможностей поступления индийцев на государственную службу. Ассоциация Бомбейского президентства предлагала представительство Индии в английском парламенте. Сам Дадабхай Наороджи выступал против колониального режима, так как считал, что это приведет к полному обнищанию страны. Но, тем не менее, был против борьбы народных масс с колонизаторами.

В Махараштре в 60-х. началось оживление политической жизни. Одной из значимых организаций была организованная в 1870-м г. « Пуна сарваджаник сабха». Ее руководителем стал Ганеш Васудев Джоши, затем Махадев Говинд Ранаде она была широкой по своему составу. В нее входила как буржуазия и интеллигенция, так и землевладельцы. Это объясняет тот факт, что организация уделяла большое внимание аграрному вопросу. Махадев Говинд Ранаде писал работы об остром аграрном вопросе, который стоял в Индии. Выступал за уничтожение верховной собственности колониального государства и утверждение принципа буржуазной частной собственности, за постепенное развитие промышленности и ремесел, при поддержке со стороны государства путем проведения политики таможенного протекционизма. Так же в Махараштре зародилось движение «свадеши» – движение поощрения развития отечественного производства. «Пуна саваржданик сабха» выступала против революционной борьбы с английским колониальным режимом, аргументировали это тем, что Англия много сделала для Индии

В Махараштре возникло в 1880 г и демократическое движение, которое получило название « новая английская школа». Одним из организаторов был Б.Г. Тилак. В развитии его политической мысли уже с первых лет наметились противоречия - с одной стороны он выступал за решительное сопротивление колониальному режиму, а с другой - поддерживал политическую программу национальных организаций умеренного направления и активно участвовал в их работе. Благодаря организации издавались две газеты – «Махратта» - на английском и «Кесари» на маратхском. Организация выступала сторонником улучшения материального положения народных масс. В самом начале своей деятельности они выбрали формой защиты интересов индийских промышленников бойкот английских товаров. В своей деятельности организация ставила перед собой ряд задач: организация народного просвещения, воспитание в широких демократических слоях духа патриотизма и национализма. Как и освободительные организации, в Бенгалии, «новая индийская школа» выступала против революционной борьбы с английским колониальным режимом.

В северной и южной Индии условия возникновения национально – освободительных организаций отличались от условий Бенгалии и Бомбея. В этом районе почти не наблюдалось развитие капиталистического предпринимательства. Толчком к созданию местных националистических организаций в этой части страны была поездка туда в 1878 году С. Банерджи. тогда там возникли местные отделения калькуттской организации.

В 1880 г. в Аллахабаде была создана первая организация - «хинду самадж» под руководством Мадана Мохана Малави. Основной задачей этой организации было осуществление начального образования на индийских языках. Тем самым они хотели национальной независимости в области образования.

В северной Индии национально-освободительное движение носило скорее религиозную окраску. Таким примером может послужить движение

«Найя махаз» – движение ваххабитов. Мохаммед Касми стал организатором мусульманских учреждений нового типа – одно из которых - Дар – ул – улум в Деобанде. Основной целью своей деятельности они считали необходимость объединения усилий мусульман и индусов в антианглийской борьбе. Стоит отметить, что хотя организация была мусульманской, но ради достижения целей они готовы были пойти на уступки друг другу и быть более веротерпимыми. Но, тем не менее, Деобанд не стал центром массовой борьбы против колониального режима. Деятели организации слишком увлеклись теологией, поэтому не наладили связей с национальными организациями ближайших районов.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что общественно-политические освободительные организации 2 половины 19 века в Индии начали бурно развиваться в наиболее развитых районах страны, таких как Бомбей, Бенгалия и Махараштра. Основное направление их деятельности - просвещение народа, так как в основном организаторами были представители интеллигенции, которые выпускали газеты, выступали с речами перед народом. Стоит заметить, что основной целью этих организаций выступало свержение колониального режима, но метод они не выбирали революционный метод борьбы (за исключением радикально направленных националистов). Деятельность общественно – политических организаций была мощным шагом вперед для развития общественной мысли в Индии.

2.3 Религиозно-реформаторские организации

индия национальный освободительный организация

Во второй половине 19 века религия для индийцев была одной из основных вех жизни. Поэтому религиозный аспект нашел свое отражение и в национально-освободительном движении. Новые идеи облекались в форме реформаторских и сектантских учений. Распространение получила идея реформы индуизма, в которой выделялось два основных направления – одно за приспособление индуизма к условиям буржуазного развития общества, другое – за обособление индуизма, олицетворяло его с национальной культурой и независимостью от колонизаторов.

Религиозно-реформаторское движение среди индусов началось в Бенгалии одновременно с общественно-политическим. Одной из основных организаций было «Брахмо Самадж» (общество Брахмы). Руководил этой организацией Дебендронатх Тагор. Она выступала за право вдов вступать в брак, но строго придерживалась кастовых обычаев, и были против применения радикальных мер. Но рост общественного движения повлиял на деятельность этой организации. От нее отделилась группа под руководством К.Ч. Сена – «Пратинидхи сабха» (Представительная организация), которая в дальнейшем получила название «Брахмо самадж Индии». Они выступали против кастовых браков, поэтому и стали более популярны в обществе. Сам руководитель был близок к либеральным идеям. Он выступал за получение высшего образования, и считал что это «единственный способ избавиться от всего зля которое существует в стране». Стоит отметить, что он одобрял колониальное господство Англии и даже считал, что она была спасительницей Индии. Эта организация выступала за женское образование, но в общественной жизни разделение полов все же существовало. Так же они были против ранних браков. Но организация раскололась из-за отступления самого Сена от своих принципов - он отдал свою дочь замуж в раннем возрасте.