Смекни!
smekni.com

Городское общество Италии XIV-XVI в (стр. 3 из 6)

Различают несколько типов бедности.

1) Добровольная бедность. Такая бедность получила распространение в Италии в XIII-XIV веках. Добровольную бедность принимали, следуя идеалу Христа - страдальца, поэтому таких бедняков называли еще «христовы бедняки».[19] Таких бедняков почитали, считая их угодными Богу. Им с большой охотой жертвовали. Добровольная бедность считалась привилегированной.

2) Стыдливые бедные. К ним относились: бедные по старости или инвалидности (в связи с болезнью или увечья); сироты и вдовы; многодетным семья. Такие бедные имели крышу над головой, входили в корпорации, но не имели средств, чтобы платить налоги. Эти бедные стыдились просить открыто милостыню. Им помогали цеха и городские советы; в завещаниях отписывали суммы на пожертвования для бедных такого уровня; устраивали «столы» при церквях и приходах, где их кормили, подавали милостыню, давали самое необходимое (одежду, обувь, постельное белье, посуду).

3) Бедность по судьбе - самый распространенный вид в низших городских слоях. Такая бедность была результатом неблагоприятного стечения обстоятельств, результат судьбы. Они находились на обеспечении цехов, городских властей, святых братств.

4) Со второй половины XIV века распространяется новый тип бедных - это так называемые « работающие бедные». К трудолюбивым бедным относятся наемные рабочие и поденщики. Часто они не являются горожанами. Трудолюбивые бедные перемещаются по стране в поисках работы. Они селятся близ портов, в бедняцких кварталах на окраинах города. Не имеют постоянного места жительства и работы. Часто становятся инициаторами волнений в городе.

Бедные таких категорий пытаются преодолеть нищету, стремясь к улучшению своего положения.

Но существовала группа профессиональных нищих. Эти маргинальные элементы не стремятся выйти из своего нищенского положения. Они жили подаяниями, ведя праздный образ жизни. Чтобы получить как можно денег с «сочувствующих» проходили специальное «обучение», и даже шли на прямой обман. В XV-XVI веках появляются специальные сочинения, помогающие отличить благочестивых нуждающихся от нищих - обманщиков. Например, большой популярностью пользовались « Зеркало шарлатанов» (ок. 1485 г.) и « Книга бродяг» (1509-1510).[20]

Как мы видим низшие слои имели широкий контингент, входящих в него элементов. Они были социально, экономически и политически слабы, и поэтому зависели от богатых слоев городского населения.

1.4 Женщины

Образ женщины в средневековой культуре был двояким. Существовало два распространенных образа - символа.[21] Первый - образ Девы Марии. Такая женщина должна быть добродетельной, благочестивой, благоразумной и воздержанной. Второй - образ Евы-соблазнительницы. Она выступает как «сосуд греха». Женщина по сравнению с мужчиной - некое незавершенное творение, по своей природе - слабая, порочная, несовершенная. Идея слабости женской природы проходит через всю интеллектуальную историю средневековья.

Городская литература враждебнее относилась к женщине. Яркие примеры произведений городской литературы, в которых прослеживается отмеченный взгляд на женщину, можно обнаружить в культуре многих европейских регионов. Например, в «Новеллино» Мазуччо Гвардато пишет о женщине и ее недостатках и порочной природе так:

1) «Стоит ли напрягать свою мысль, описывая бесчисленные недостатки, предательства и гадости женщин? Легче сосчитать звезды на небе!»[22];

2) « Самого могучего красноречия недостаточно, чтобы рассказать все, что следует, об этом гнилом, подлом, несовершенном женском поле, вероломство и гнусные деяния которого таковы, что не только разум человеческий, но даже мудрость богов никогда не будут в состоянии оградить нас от них»[23].

В своих новеллах Мазуччо клеймит женскую природу, их уловки и хитрости для достижения своих греховных целей. Автор рисует яркие образы своих героинь, но они однообразны в своей порочности, в стремлении к греховным связям и обману.

В XIV- XV веках для европейских городов характерен рост женского населения. В городах среди женского населения преобладают две возрастные группы: это девушки от 13 до 17 лет и женщины после сорока. Возрастная группа от 18 до 40 лет у женщин меньше, чем того же возраста у мужчин. Это связано с высокой смертностью при родах и сопутствующих заболеваний.[24]

Численность женщин растет за счет девушек, которые иммигрировали из деревень для поиска работы и лучшей доли.

Экономическое положение, образ жизни и специфика занятий женщин различных слоев городского населения различались. Богатые горожанки занимались домашним хозяйством и управлением поместья. Основная же масса женского населения городов была вынуждена сочетать домашний труд и непосредственное производство товаров и услуг. [25]

Женский труд применялся в ремесленном производстве. Женщины выступали в качестве наемных работниц и как самостоятельные предпринимательницы. Молодые незамужние горожанки из бедных слоев работали прислугой в богатых домах. Женщины получали более низкую плату за свой труд, чем мужчины.

Вообще все отрасли производства, на которые физически были способны женщины, принимали их в качестве рабочей силы. Были и исключительно женские профессии - вышивальщицы, белошвейки, шелкомотательницы и другие.

В XV веке происходит сокращение использования женского труда. В этот период женщин вытесняют из ряда цеховых ремесел.

Одинокие женщины, не обладающие профессиональными навыками, вынуждены были бедствовать. Многие становились на греховный путь, занимаясь проституцией.

В средневековом городе проституция процветала. Женщины данной профессии различались по своему положению. Выделяют «честных» куртизанок и проституток низших слоев.

«Честные» куртизанки были своеобразной «элитой». Она обучена правилам хорошего поведения, умеет вести застольную беседу, а иногда является обладательницей высокой культуры и литературного таланта. Куртизанки такого типа обслуживали высшие сословия. Они находились на содержании одного или нескольких богатых покровителей.

Второй тип куртизанок - проститутки низших слоев. Они работали в публичных домах, борделях, в портах, на улицах.

Власти с одной стороны, преследовали куртизанок, а с другой, требовали и поощряли подобный род деятельности. Это было связано с преобладанием мужского населения и чтобы уберечь уважаемых дам от насилия. Роль куртизанок состояла в сохранении семейной ячейки.

С начала XV века власти предписывают публичным женщинам носить особые платья и другие знаки, чтобы отличать их от честных горожанок. Проституткам запрещалось находиться в церкви вместе с дамами из приличных семей, для них были отведены отдельные места, а, начиная с XVI века, устраивались отдельные богослужения. Селились они в определенных кварталах.

Для падших женщин открывали «божьи дома» и специальные монастыри. В начале XVI века открывается монастырь Santa Caterina di Cordai, куда отправляли, иногда насильно, дочерей куртизанок в возрасте от восьми до двенадцати лет, там им в течение семи лет преподавалось христианское учение. Затем девушки могли выйти замуж или стать монахинями.


Глава 2. Купцы по новеллам эпохи Возрождения

В средневековье к купцам относили не только людей, которые занимались торговлей. Они имели широкий круг деятельности.

Купцы занимались предпринимательством, ростовщичеством, банковским делом и т.д. Торговлябыланеобходимымусловиемдляэкономическогоразвитияобщества,города,государства.Создавалисьразличногородаторговыекомпании.Онипредставлялисобойорганизациюкупцов,занятыхпреимущественновнешнейиликрупнойдальнейторговлей. Прибыльвтакихкомпанияхраспределяласьпропорциональновложенномупартнерамикапиталу.

Активизироваласьбанковскаядеятельность.Былочастымявлением,когдаторговая,предпринимательская,банковскаядеятельностьсосредотачиваласьводнихрукахпредприимчивыхлюдей.

Например,флорентийскиекомпанииБардииПеруцциуспешносовмещалиторговлюсукномидругимитоварамиибанковскуюдеятельность.Формируется образ доброго купца- buono mercante.

Это человек, который занят торгово - предпринимательской деятельностью.

Главная цель его деятельности – приумножение и сохранение капитала.

Создается «кодекс чести» купца, который состоит:

- честного ведения дел:

- приобретать дополнительные доходы при любом удобном случаи, но соблюдая осторожность;

- вежливое обращение со всеми;

- аккуратное ведение счетов и торговых тетрадей.[26]

Отдавалось большое значение самостоятельности в мышлении и поступках. Воспитание самостоятельности было необходимо, так как в купеческом сословии детей приобщали к семейному делу с четырнадцати лет.[27]

Род деятельности обязывал их к образованию. Горожане были образованными людьми, вели торговые книги, путешествовали не только по Италии, но и по другим странам. У купеческого сословия отмечается уважение к знанию и любознательность.

Образ купцов был популярным в литературе. Авторы в своих произведениях их представляли с разных сторон. Это не только образ добропорядочного члена купеческого сообщества, но и скряги, нечестного на руку торговца, который в конце наказан за это.

Одним из выдающихся новеллистов XIV века был Джованни Боккаччо. Боккаччо был сыном купца и рос в купеческой среде. Он не стал заниматься торговлей, а посвятил себя литературе. Новеллы Боккаччо показывают, что он не прекратил наблюдать за жизнью купеческого сословия и других слоев населения.

«Декамерон» является реалистичной картиной жизни Итальянского общества XIV века. В книге собрано сто новелл, которые рассказывали десять человек в течение десяти дней. Здесь собрано много героев, которые имеют различный социальный, экономический и политический статус. Присутствуют в этих новеллах и образы представителей купеческой среды.