Смекни!
smekni.com

Внутренняя политика самодержавия в XIX в. (стр. 3 из 9)

В условиях экономического кризиса было решено сократить расходы на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой организации вооруженных сил. В короткий срок в северо-западных, центральных и некоторых южных губерниях России появились поселения государственных крестьян и казаков, которые по-прежнему занимались хозяйством, но одновременно несли службу, поддерживая свою боевую готовность. И все это без каких бы то ни было затрат со стороны государства.

В районе военных поселений были возведены поселки с жилыми домами для поселян, между ними протянулись шоссе, вдоль дорог расположились пункты связи, здания штабов, школы, гауптвахты, дома для офицеров, церкви, были сооружены госпитали. Аракчеев превратил военные поселения в прибыльные хозяйства. К концу царствования Александра I их капитал, находящийся в созданном Аракчеевым поселенческом Кредитном банке, составлял 26 млн руб. Размещение военных поселений происходило лишь на государственных землях, что вызывало многочисленные восстания крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн руб.

К концу царствования Александр столкнулся с тем, что его реформаторские проекты вызывали не просто неприятие, но и активное противодействие большинства дворян по печальному опыту своего отца он понимал, чем ему это может грозить. Испытывая с одной стороны давление дворян, а с другой – страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы. Более того, началось и попятное движение: издавались указы, вновь разрешавшие помещикам ссылать крестьян в Сибирь, крепостным запретили подавать жалобы на своих господ; все более строгими стали цензурные требования и правила выезда за границу. Непосредственно конец конституционным мечтам положили события 1820 г. – революции в Италии и восстание гвардейского Семеновского полка. Убежденный что восстание семеновцев было спровоцировано тайным обществом , Александр I в 1821 г. ввел в армии тайную полицию, а в 1822 г. издал указ запретивший деятельность всех тайных организаций и масонских лож и начал преследование их членов. Реорганизованное Министерство духовных дел и народного просвещения все решительней и масштабней внедряло в преподавание богословские начала для искоренения вольнодумства и безбожия. В некоторых учебных округах взяли верх сторонники выдвижения на первый план в университетском образовании религиозных предметов. Все чаще Собственная Его Величества Канцелярия, выполняя волю монарха, подминала под себя различные министерства и ведомства. Все это наряду с существованием военных поселений позволяло говорить об усилении реакционных черт в последние годы правления Александра I.

Таким образом, во внутренней политике России противоречиво уживались конституционные, антикрепостнические начала, обращенные к регионам Прибалтики, Финляндии, Польши и наоборот – реакционные, самодержавные, крепостнические тенденции, милые сердцу дворянства, бюрократии и духовенства и направленные на сохранение существующего режима на всей остальной территории страны. Россия продолжала безнадежно топтаться на месте, все более отставая от цивилизованного мира. Именно это впоследствии и привело к мощному революционному взрыву, в центре которого оказалась не стихийная ярость казаков и крестьян, а организованное сопротивление просвещенной, молодой, решительной части дворянского сословия, прежде всего офицерства.

Осенью 1825 г. во время поездки по стране Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в городе Таганроге. У императора не было сыновей, наследником престола считался его брат Константин. Но в 1822 г. Константин отказался от своих прав на престол. По закону права наследования переходили к следующему брату царя – Николаю, о чем был издан специальный манифест, но этот документ опубликован не был, о нем знали лишь несколько человек. Поэтому когда 27 ноября весть о смерти императора достигла Петербурга, столица и вся страна стали присягать Константину, который находился в Варшаве, будучи наместником в Польше. Узнав о смерти Александра, Константин подтвердил отречение от престола. Переприсяга была назначена на 14 декабря. Возникшей заминкой собрались воспользоваться члены тайного общества декабристов. Они собирались не допустить присяги солдат новому царю. Под предлогом требования воцарения Константина они планировали вывести полки, которыми командовали к Сенату, где в это время должна была происходить присяга членов Госсовета и сенаторов. С помощью оружия они хотели принудить Сенат и Госсовет обнародовать написанный декабристами «Манифест об отмене крепостного права и изменении системы управления страной». Одновременно планировался арест и заключение в Петропавловскую крепость членов царской семьи. Однако все вышло иначе. Николай знал о готовящемся восстании и провел присягу ночью. Утром восстание началось. После неудачной попытки разрешения конфликта мирным путем мятеж был подавлен с помощью оружия. 13 июля пять декабристов из числа предводителей казнили, более ста человек были сосланы на каторгу и на вечное поселение в Сибирь. Многих офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где шла война с горцами. Туда же отправили весь Черниговский полк


2. Николай I и укрепление самодержавной власти в России

россия реформа самодержавная власть

Император Николай Павлович был третьим сыном Павла I . в роли самодержавного правителя его никто себе не представлял, так как при двух старших братьях его вступление на престол было маловероятным. Николая Павловича готовили к военной службе. Хотя Николай и не числился изначально наследником, Александр с ранней юности приобщал своего младшего брата к государственным делам.

Восстание декабристов оказало большое влияние на правительственную политику. Активная и целеустремленная борьба с любыми проявлениями общественного недовольства стала важнейшей составной частью внутриполитического курса Николая I. Необходимым условием упрочения существующего строя император считал усиление личного контроля монарха за работой государственного аппарата. Николаевское царствование - время предельной централизации управления империей, апогей самодержавия. Все рычаги, приводившие в движение сложную государственную машину, находились в руках монарха. Резко возросло в этой связи значение царского секретариата - Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, с помощью которой Николай I осуществлял управление колоссальной державой.

Стремясь предотвратить революцию в России, особое внимание император уделял укреплению репрессивного аппарата. Существовавшая в стране в первой четверти XIX в. система политического сыска нуждалась, как показало восстание декабристов, в реорганизации. С 1826 г. обеспечивать “безопасность престола и спокойствие в государстве” стало III отделение Собственной его императорского величества канцелярии. Исполнительным органом III отделения был Корпус жандармов, образованный в 1827 г. Страна делилась на жандармские округа, возглавлявшиеся жандармскими генералами. В каждой губернии вопросами охраны государственной безопасности ведал специально назначенный штаб-офицер (старший офицер) жандармерии. Общая численность Корпуса была, впрочем, невелика. В 1850 г. в его составе насчитывалось 210 офицеров и более 5 тыс. нижних чинов. Это, однако, не мешало III отделению развернуть чрезвычайно активную деятельность по защите существующего строя. Оно располагало обширной сетью тайной агентуры, организовывало секретный надзор за частными лицами, правительственными учреждениями, литературой и т.п. Любые проблески свободомыслия, оппозиционности привлекали внимание жандармского ведомства, стремившегося держать под своим контролем всю жизнь русского общества.

Возглавлял III отделение граф А.Х. Бенкендорф (1783-1844 гг.). Он происходил из семьи прибалтийских немцев-дворян, перешедших на русскую службу при Петре I, после включения в состав России восточных районов Балтийского побережья. Его отец, генерал Х.И. Бенкендорф являлся военным губернатором города Риги. Получив обычное для своего времени светское образование, А. Бенкендорф в 1798 г. поступил на военную службу, участвовал в различных военных кампаниях во время войны с Наполеоном. В 1819 г. получил свой первый заметный пост – стал начальником штаба Гвардейского корпуса. Стремительный взлет карьеры Бенкендорфа начался при императоре Николае I. С первого дня его воцарения Бенкендорф оказался рядом, деятельно помогал Николаю Павловичу в подавлении мятежа 14 декабря 1825 г. неизменным условием для благополучия и процветания Российской империи Бенкендорф видел установление порядка и спокойствия в огромной стране. Почти 20 лет граф являлся ревностным хранителем общественного порядка.

Дела, связанные с политическими преступлениями, составляли лишь часть повседневных занятий чиновников Третьего отделения. Ежегодно сюда поступали тысячи прошений, каждое из которых подлежало рассмотрению. Около 10% всех касалось вопросов жестокого обращения помещиков со своими крепостными. Кроме того, ежегодно массовыми были дела, связанные с выдачей пенсий, пособий, предоставления наград и т.д. Деятельность ведомства, возглавляемого А.Х. Бенкендорфа, с самого начала вызывала недовольство в различных кругах русского общества. Больше всего роптали те, кто занимал заметные должности в государственном аппарате, поскольку главнейшей функцией Третьего отделения было выявление и пресечение служебных злоупотреблений. Высшему чиновничеству не мог понравиться такой контроль. Бесконтрольность в деятельности чиновников и вызываемые ею злоупотребления теперь не оставались незамеченными. Служба Бенкендорфа, это «недремлющее око государя», всегда была начеку, и любой подданный мог передать туда информацию о неблаговидных поступках должностных лиц. И передавали. Граф, которого Николай I искренне уважал и высоко ценил, немедленно доводил подобные сведения до монарха. Следовали различные кары – от выговора до увольнения с должности, лишения положения и пенсий. Петербургское высшее общество, где как раз и задавали тон верхи чиновничества, не могло понять и принять новые правила жизни и службы. Бенкендорф стал объектом критики и поношения. В глаза всесильному начальнику ничего не говорили, «могущественного временщика» боялись, но в своем ругу обвиняли последнего чуть ли не во всех смертных грехах. Наушничество и доносительство, возведенные на уровень государственной политики, нельзя не считать злом. И все же безопасность государства надежно охранялась. За годы правления Николая I возник лишь один значительный заговор, который властям удалось быстро раскрыть. Это была деятельность кружка, организатором которого стал М.В. Петрашевский (1821-1866 гг.). члены тайного общества вынашивали планы свержения монархии и установления республики.