Смекни!
smekni.com

Внутренняя политика самодержавия в XIX в. (стр. 5 из 9)

Итоги тридцатилетнего царствования Николая I подвела Крымская война 1853-1856 гг., показавшая, что при сохранении существующих порядков Россия не может состязаться на равных с передовыми государствами Западной Европы. Прогрессировавшая экономическая отсталость обусловливала несоответствие уровня военной мощи страны требованиям времени. Николаевская система обанкротилась.

Достигшее своего апогея самодержавие оказалось не в состоянии обеспечить эффективное, отвечающее условиям эпохи функционирование государственной машины. Обладавший неограниченной властью монарх не мог справиться с коррупцией и некомпетентностью чиновничества. От общества бюрократический аппарат не зависел, а контроль сверху, несмотря на все усилия Николая I, не приносил никакого эффекта. "Взгляните на годовые отчеты, - писал в 1855 г. курляндский губернатор П.А.Валуев, - везде сделано все возможное, везде приобретены успехи... Взгляните на дело, всмотритесь в него, отделите сущность от бумажной оболочки... и редко, где окажется прочная плодотворная польза. Сверху блеск, внизу гниль"[5]. В 1855 г. в обстановке военных неудач Николай I умер. Очевидная несостоятельность проводившегося им курса выдвинула на повестку дня вопрос о проведении реформ, способных обновить страну, преодолеть отставание России от ведущих держав.


3. От либерализма к консерватизму в пореформенной России

Александр II. Великие реформы.

19 февраля 1855 г. на российский престол вступил новый император, сын императора Николая I – Александр II. Он вступил на престол в возрасте 36 лет, вполне сложившимся человеком, хорошо знакомым с государственной деятельностью. Новый император не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Более того, ему нравились порядки установленные отцом. Но все же, как военный человек, осознававший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для которого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ.

Главной целью внутренней политики правительства императора Александра II во второй половине XIX в. было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства. Царствование Александра II ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь.

Громадные расходы на только что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войны серьезно подрывали экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие фуража и скота, рост повинностей разоряли население. Крестьяне роптали. Во многих губерниях крестьяне целыми деревнями отказывались выходить на барщину, платить оброк и государственные повинности. Помещики просили прислать в сои имения воинские отряды, но часто встречали отказ со стороны властей, поскольку просьб было очень много, а видимых поводов как будто бы и не было. Массовые выступления крестьян произвели сильное впечатление на помещиков и правящие круги. Перед ними возник образ новой «пугачевщины».

Однако не столько внутренние, сколько внешние обстоятельства – поражение России – заставили Александра II решительно заняться проблемой отмены крепостного права. Через 40 лет после блестящих побед в войне 1812 г. над объединенной армией почти всех крупных европейский держав страна потерпела поражение в Крымской войне. Война выявила экономическую отсталость России, а вместе с ней реально вырисовывалась опасность скатывания страны в разряд второстепенных держав.

Первые годы правления Александра II напоминали начало правления Александра I: в обществе царила та же атмосфера всеобщего ожидания. Александр II издал ряд указов, значительно смягчавших политический режим. 26 августа 1856 г. по случаю коронации он объявил амнистию политическим заключенным: декабриста, участникам польского восстания, петрашевцам; приостановил на 3 года рекрутские набора, списал недоимки. В 1857 г. царь принял решение о ликвидации военных поселений. В это же время была разрешена свободная выдача заграничных паспортов, ослаблена цензура. Стали издаваться новые журналы – «Русский вестник», «Сельское благоустройство», «Русская беседа» и др. Особой популярностью пользовались печатавшиеся А.И. Герценом в Лондоне «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол».

Самой важной проблемой, настойчиво поднимавшейся в изданиях Вольной русской типографии, была необходимость отмены крепостного права. Считая, что со времен Петра I развитие России в значительной мере определялось действиями правительства, А.И. Герцен обращался к новому императору: «Государь, дайте свободу русскому слову… Дайте нам вольную речь… Нам есть что сказать миру и своим. Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит; смойте с России позорное пятно крепостного состояния…». Подобные мысли в более скрытой форме высказывали и многие отечественные издания. Царь внимательно следил за такими публикациями.

Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна се. Однако это было очень непросты делом, поскольку затрагивало интересы всех слоев общества. При этом главная опора власти – дворянство оставалось в своем большинстве противником подобной реформы. Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, должен был подчеркнуть, что будет гораздо лучше, если ликвидация крепостного права произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу.

Программа правительства была изложена в рескрипте[6] императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В течение 1858 г. похожие рескрипты были даны и остальным губернаторам. В 46 губерниях были учреждены губернские №комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян». Окончательным шагом в обнародовании планов подготовки реформы стало переименование в феврале 1858г. Секретного комитета в Главный комитет, председателем которого стал великий князь Константин Николаевич.

В марте 1859 г. в качестве «рабочего органа» при Главном комитете были учреждены так называемые Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян . председателем комиссий был назначен Я.И. Ростовцев. Он привлек к к работе комиссий последовательных сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков, которых современники стали называть «красными», так как они выступали за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи коренным образом отличались от большинства предложений. После смерти Ростовцева на его место Александр II назначил министра юстиции графа В.Н. Панина, известного как консерватора. Министру было приказано ничего не менять в проекте, подготовленном при Ростовцеве. 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии были закрыты. Работа по доведению реформы до конца была перенесена в Главный комитет. Затем проект реформы был утвержден в Государственном совете.

19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости. «Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего, была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). «Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

Следить за осуществлением реформы на местах должны были особые мировые посредники, а также губернское по крестьянским делам присутствие в составе губернатора, министерского чиновника, губернского предводителя дворянства, прокурора, двух избранных членов от дворян и двух представителей помещиков, назначенных правительством.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных. Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели. Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии.