Смекни!
smekni.com

Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованного государства в Китае (стр. 5 из 5)

Надёжность дорог проверил лично император, осуществив поездки в западные районы страны. После того, как он убедился в их благонадёжности, он отправился в восточные районы страны, на территорию бывших царств Чжоу и Хань. По пути своего следования туда, он поставил огромные каменные стелы: Ишаньскую, Тайшаньскую и Ланъятайскую. В них содержались сведения о заслугах императора в период объединения Китая, подчеркиваются его личные качества, говорится о том, как отразилась его деятельность на простом народе. Основной функций этих стел, как следует из текстов, выгравированных на них, является идеологическое обоснование объединения страны и распространение информации среди населения о своих заслугах перед государством, что должно было умножить уважение к нему.

Подводя итог внутренней политики Цинь Шихуанди можно сказать, что все его реформы были направлены на объединение огромной империи и стирание границ между разными её частями. Также, он стремился укрепить своё государство и защитить его жителей от врагов. Многие его меры можно назвать жестокими и бесчеловечными, однако с помощью них и было создано могущественное централизованное государство с жесткой императорской властью, в котором все работало на его усиление. При нём развернулось очень широкое строительство дорог, храмов, дворцов, была построена Великая Китайская Стена, защищавшая китайцев от кочевников (Меликсетов А.В., 2002, с. 114-117).

Однако у этих свершений были свои негативные стороны. Для обеспечения функционирования государства требовались огромные ресурсы. Увеличились сроки трудовых и воинских повинностей, налог на зерно равнялся 2/3 урожая общинника. Все это приводило к массовому недовольству властью, и, в некоторых случаях, к бегству общинника вместе с семьей в безлюдные районы северо-востока Китая, что являлось одной из форм протеста крестьян против деспотической власти императора. Однако, ею были недовольны не только крестьяне, но и наследственная аристократия шести покоренных царств. Они неоднократно организовывали на него покушения, которые, впрочем, ни разу не достигали своей цели. Некоторые из них были казнены, но их борьба с императором шла вплоть до самой его смерти (Никифоров В.Н., 2002, с. 104-108).

Высшие чиновники империи Цинь так же были недовольны императором. Поводом для их недовольства стал отказ Цинь Шихуанди разделить некоторые районы страны на земельные владения и передать их чиновникам вместе с крестьянами. Некоторые из высших чиновников начинают помогать конфуцианцам в распространении их идеологии. В 213 г. до н.э. император приказывает сжечь всю конфуцианскую литературу, находящуюся в частных руках, кроме книг по медицине и сельскому хозяйству, лишив конфуцианцев их оружия.

В 210 г. до н. э. в возрасте 50 лет во время поездки по восточным районам страны Цинь Шихуанди тяжело заболел и через несколько дней скончался. После его смерти во дворце началась борьба за престол, в ходей которой на нём оказался младший сын умершего императора Эр Шихуан. Противоречия в империи при нём обострились ещё больше, протест против власти императора уже никем не скрывался. Произошла череда народных восстаний, во многих городах была свергнута власть императора и передана в руки восставших. В ходе народной войны, один из лидеров восставших Лю Бан, разгромил других лидеров и основал империю Хань, в которой и начал править под именем Гао-цзу. Так закончилась история и империи и династии Цинь, объединившей все китайские царства в одно государство.


Заключение

В представленной курсовой работе я рассмотрел тему «Деятельность Цинь Шихуанди по созданию централизованного государства в Китае». Цинь Шихуанди является первым императором объединенного китайского государства. Путь к объединению Китая был непростым. Множество ученых, как конфуцианцев, так и легистов изыскивали пути для его объединения. Однако самым действенным путем оказался путь завоевания царством Цинь всех остальных царств. Причинами для этого послужили, во-первых, междоусобные войны соседних с Цинь царств, что их ослабляло, во-вторых, отсутствие противоборства в Цинь наследственной аристократии и чиновниками, во главе с правителем, а в-третьих, за счет реформ Шан Яна, своего географического положения и эффективной системы управления государством, оно развивалось куда стремительнее, чем все остальные царства.

В конечном итоге, в 221 г. до н. э. Цинь удалось объединить все царства в единое государство. В новом централизованном государстве были унифицирована письменность, единицы измерения, деньги. Проводились реформы, направленные на поддержку земледелия, торговли и ремесла. Территория империи расширялась за счет земель кочевников, куда переселяли крестьян, из областей, где было слишком мало плодородной земли. Было построено множество дорог, оборонительные стены, защищавшие жителей окраинных царств от кочевников, в т.ч. Великая Китайская стена.

Однако, методы, использовавшиеся при реформах, оказались слишком жесткими для китайцев. На строительстве государственных объектов погибали тысячи людей, которых, как правило, там же и хоронили. Наказания за малейшие проступки были крайне суровыми, применялись такие жестокие виды смертной казни, как варка заживо, выламывание ребер, разрыв колесницами. Очень часто, для устрашения народа, казни проходили публично.

Все это не могло не сказаться на настроении народа. Поэтому, как только Цинь Шихуанди умер в 210 г. до н. э., царство тут же сотрясло мощное народное восстание. Оно было подавлено, но вслед за ним стали возникать другие восстания во всех частях империи. Все это привело к тому, что в 208 г. до н. э. империя Цинь рухнула и началась гражданская война.

Заслуги Цинь Шихуанди перед Китаем невозможно недооценить. Множество из того, что было создано в его правление стало образцом для последующих китайских династий, например, административно-бюрократическая система управления государством, денежная система и т.д. Однако столетиями он считался жестоким и суеверным деспотом, а о его заслугах конфуцианцы умалчивали. Однако теперь можно сказать, что объединение Китая в единое государство Цинем Шихуанди являлось благотворным событием для всего народа. Объединившись, он стали представлять собой грозную силу, которая заставила считаться с собой соседей. Развитие хозяйственной жизни в этот период происходит очень бурными темпами, начинается усиленная торговля с некоторыми из мирных северных племен кочевников. В области земледелия начинают применяться передовые технологии, повышается урожайность. Поэтому можно сказать, что Цинь Шихуанди был великим императором и его фигура навсегда останется в истории.


Список литературы

1. Книга правителя области Шан. «Ладомир». М., 1993.

2. Люйши Чуньцу. «Мысль». М., 2001.

3. Сыма Цянь. Ши Цзи. Т. 2. Восточная литература. М., 2003.

4. Сыма Цянь. Ши Цзи. Т. 6. Восточная литература. М., 1992.

5. Сыма Цянь. Ши Цзи. Т. 7. Восточная литература. М., 1996.

6. Сыма Цянь. Ши Цзи. Т. 8. Восточная литература. М., 2002.

7. Чжуань-цзы. Ле цзы. «Мысль». М., 1995.

8. Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 2. Восточная литература. М., 2000.

9. Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 3. Восточная литература. М., 2004.

10. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. Восточная литература. М., 2003.

11. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайского государства. Восточная литература. М. 1983

12. Древнекитайская философия. Т.2. «Мысль». М., 1973.

13. История Древнего Востока под ред. Кузищина В.И. «Высшая школа». М., 2003.

14. История Древнего Востока. Тексты и документы под ред. В.И. Кузищина. «Высшая школа». М., 2002.

15. История Древнего мира. Под ред. Дьяконова И.М. Т.1. «Наука». М., 1989.

16. История Древнего мира. От ранних государственных образований до древних империй под ред. А. В. Седова. Восточная литература. М., 2004.

17. История Китая под ред. А.В. Меликсетова. «Высшая школа». М., 2002.

18. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века. Учпедгиз. Л., 1961 г.

19. Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных империй. «Наука». М, 1983.

20. Никифоров В.Н. Очерки истории Китая. Институт Дальнего Востока РАН. М., 2002.

21. Переломов Л.С. Империя Цинь – первое централизованное государство в Китае. Восточная литература. М., 1962

22. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. «Наука». М., 1981.

23. Рубин В.А. Идеология и культура Древнего Китая: четыре силуэта. «Наука». М., 1970.

24. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. Восточная литература. М., 1999.

25. Фань Вэнь-Лань. Очерки истории Китая. Восточная литература. М., 1958.

26. Шан Юэ. Очерки истории Китая (с древности до «опиумных» войн). Издательство Академии Наук СССР. М., 1959.