Смекни!
smekni.com

Происхождение и общественный строй древних славян (стр. 4 из 18)

В XV веке Золотая Орда распалась, от неё отделились независимые ханства (Крымское, Казанское, Астраханское). Ордынское иго приобретало всё более формальный характер, так как Русь не уступала татарским ханствам. Окончательно русские земли освободились от ордынской зависимости в 1480 году после стояния на реке Угре.

Учёные предлагают различные оценки влияния монгольского завоевания на русские земли. Л.Н. Гумилёв и его последователи считают необходимым пересмотреть традиционные оценки. По их мнению, в XIII-XV веках имело место взаимовыгодное сосуществование Руси и Золотой Орды. Благодаря ему Россия сохранила свою православную цивилизацию противостояния с Западом и получила доступ к восточной торговле. В политической сфере монголы, поддерживая великого князя, способствовали централизации русских земель.

Однако большинство учёных не согласно с этой точкой зрения. Влияние монгольского нашествия следует оценить как негативное. Разорение Руси и уплата дани затормозили экономическое и социальное развитие страны. С этого момента наблюдается отставание России от европейских стран. Существенные изменения произошли и в политической сфере, монархическая власть заметно усилилась и стала приобретать деспотический характер.

Одно из объяснений заключается в том, что под влиянием монголов, Русь, утратила свои демократические традиции и превратилась в деспотическую монархию восточного типа. Однако элементы самодержавия появились на Руси ещё в домонгольский период, поэтому роль монголов нельзя считать решающей. Она заключалась в создании благоприятных условий для развития этих тенденций. Но как бы мы не оценивали монгольское иго, очевидно, что оно оказало заметное влияние на ход российской истории.

В результате монгольского нашествия территория бывшей Киевской Руси оказалась разделенной на две части, каждая из которых развивалась по-своему. Южные и западные земли вошли в состав Великого княжества Литовского и развивались по западному пути, тогда как в северо-восточных землях сложилась самостоятельная православно-восточная цивилизация, которая развивалась в отрыве от Европы.

Постоянная угроза со стороны Золотой Орды определяла высокую степень милитаризации Русского государства, основные ресурсы которого направлялись на организацию защиты от военных нападений. В этих условиях большое значение приобретала роль сильной княжеской власти, которая доминировала над обществом. Монгольское нашествие и ордынское иго ослабили те слои общества, которые могли бы противостоять усиливавшейся монархии, и сдерживали развитие в России элементов гражданского общества и буржуазных отношений. В идеологической сфере противостояние православной Руси и Орды создавало обстановку, в которой складывалось представление об исключительности православного христианства и недопустимости распространения католического влияния. Это вело к воинствующей изоляции России от Запада.

Образование Русского централизованного государства.

Преодоление феодальной раздробленности и образование единого централизованного государства является новым этапом развития феодального общества. В различных странах этот процесс происходил в разные сроки, которые зависели от комбинации целого ряда политических, экономических и других факторов. В России образование единого государства происходило в XIV-XVI веках и совпало по времени с аналогичными процессами в Западной Европе, но отличалось некоторыми особенностями:

1) в Западной Европе политическая централизация опирается на экономическую основу в виде единого общенационального рынка. В России складывание экономических предпосылок было задержано монгольским нашествием, поэтому здесь ведущую роль играли политические факторы, и главным из них была борьба с внешней угрозой;

2) процесс централизации происходил в России под сильным влиянием внешних факторов;

3) на Западе процесс централизации сопровождался началом разложения феодализма и зарождением капиталистических отношений. В России централизация привела к укреплению феодального строя и установлению крепостного права;

4) В России объединительная политика князей была поддержана крупными феодалами.

Образование Русского централизованного государства происходило путем объединения земель под властью московских князей. Внутри этого процесса можно выделить три этапа.

Первый этап (конец XIII – начало XV вв.). Это период борьбы московских князей за политическую гегемонию в Северо-восточной Руси. Главным соперником Москвы в этой борьбе стало Тверское княжество.

В 1276 г. Московское княжество получило самостоятельность при сыне Александра Невского, Данииле Александровиче. А уже в начале XIV века сыновья Даниила, Юрий и Иван Калита, включились в борьбу за ярлык на великое Владимирское княжение, символизировавший высшую политическую власть на Северо-востоке.

Быстрому усилению Москвы способствовали ее выгодное географическое положение, приток населения, умелая политика московских князей в отношении церкви и Золотой Орды, благоприятное развитие внутренних и внешних политических факторов, ослаблявших противников Москвы.

Основные события первого этапа:

В 1304 г. князь Юрий Данилович Московский вступил в борьбу за великокняжеский ярлык с тверским князем Михаилом, потерпел поражение в военной борьбе, но путем интриг при дворе хана Узбека добился казни своего противника и завладел великокняжеским ярлыком. Однако победа Юрия оказалась недолгой, и соперничество между московскими и тверскими князьями продолжилось.

В 1327 г. московский князь Иван Данилович Калита возглавил карательный поход против Твери. За счет этого он сумел серьезно ослабить своих противников и получить великокняжеский ярлык. Крупным успехом Ивана Калиты стало перенесение в Москву резиденции русского митрополита. Москва стала религиозным центром Руси, а ее князья могли рассчитывать на идеологическую и финансовую поддержку церкви.

Решающих успехов в борьбе за политическое верховенство добился московский князь Дмитрий Донской. Он успешно противостоял вмешательству Литвы во внутреннюю борьбу русских княжеств, а в 1375 г. организовал объединенный поход русских князей на Тверь. Большое значение имели победы Дмитрия Донского над ордынцами в сражении на р. Воже (1378 г.) и в Куликовской битве (1380 г.), закрепившие роль Москвы как общерусского центра борьбы с ордынским игом.

После Дмитрия Донского Москва уже не имела серьезных противников среди русских княжеств, но внутри самого Московского государства вызревала новая угроза процессу объединения.

Второй этап (1425-1453 гг.). В 1425-1453 гг. Великое княжество Московское оказалось охвачено феодальной войной, которую вели между собой внук Дмитрия Донского Василий II и сын Дмитрия, Юрий Звенигородский, с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Причиной войны стало нарушение завещания Дмитрия Донского и передача Василием I великого княжения не брату, а сыну.

Феодальная война была для Василия II очень сложной. Он не раз терпел поражение, но сумел одержать победу над своими противниками благодаря поддержке московских бояр и церкви.

События 1425-1453 гг. нередко изображают как столкновение сторонников и противников централизации, но более правильным представляется мнение тех исследователей, которые утверждают, что главным предметом борьбы было то, какая из линий московской княжеской династии займет главенствующее положение.

Значение феодальной войны 1425-1453 гг. заключается в том, что она показала необратимость процесса централизации, ускорила ликвидацию удельной системы и способствовала окончательному утверждению престолонаследия по прямой линии, от отца к старшему сыну.

Третий этап (1462-1521 гг.) – завершающий этап объединительного процесса, связанный с правлением Ивана III и Василия III.

Основные события:

1471, 1478 гг. – походы Ивана III на Новгород, ликвидация Новгородской республики и присоединение новгородских земель.

1480 г. – стояние на реке Угре, освобождение Руси от ордынского ига.

1485 г. – присоединение Твери.

1497 г. – издание Иваном III Судебника, начавшего процесс создания единых правовых норм и усилившего централизацию судебной системы

1510 г. – присоединение Пскова.

1521 г. – присоединение Рязани.

В конце XV – начале XVI вв. московские князья отвоевали у Литвы чернигово-северские и смоленские земли. Таким образом, возникло крупное единое государство, которое называли Московским или Российским.

По форме правления это государство являлось феодальной монархией, в которой власть монарха доходила до деспотической. Эта власть получила идеологическое обоснование в женитьбе Ивана III на Софье Палеолог и принятии из Византии символов царской власти, символизировавших преемственность московских правителей с великой империей средневековья.

Та же идея преемственности лежала в основе и религиозно-политической доктрины «Москва – III Рим», которая получила окончательное оформление в начале XVI в посланиях старца Филофея. Эта доктрина утверждала идею исключительности России как нового оплота истинной христианской веры после падения Константинополя. Она укрепляла авторитет великокняжеской власти и обосновывала внешнеполитические притязания московских правителей.

Бывшие удельные князья вливались в состав феодальной верхушки Московского государства. Вместе с московским боярством они образовывали привилегированный слой крупных землевладельцев-вотчинников. Отношения этой части феодалов с монархом в XIV-XV веках заметно изменились. Московские князья последовательно проводили политику ограничения феодальных иммунитетов. Вотчинники лишились права свободного отъезда, и главным условием владения землей становится служба московскому князю. Судебник 1550 года запретил пожалование вотчинникам тарханов – грамот, освобождавших вотчины от княжеских налогов и суда. Владельцы вотчин из почти независимых вассалов князя превращались в его подданных, обязанностью которых была служба при княжеском дворе.