Смекни!
smekni.com

История тюркских народов происхождение, быт и культура (стр. 14 из 24)

Инициатор реформ Рашид ад-дин происходил из еврейской семьи Хамадана, принявшие ислам. Убедив повелителя сделать то же самое, он расширил социальную опору монгольского правителя Ирана. Тяжелое экономическое положение вынудило Газан-хана согласиться на принятие некоторых мер, направленных на ограждение райатов от произвола баскаков. Но был утвержден закон о прикреплении крестьян к земле. Были урегулированы размеры налогов, установлена единая система мер и весов, в основу которой были положены меры в столице.

Завоевание Ирана сопровождалось разорением городов, сокращением ремесла. Понимая необходимость возрождения ремесленного производства первые Хулагуиды пошли по своеобразному пути: они создавали государственные мастерские – кархане. После реформ рабы стали переводиться на положение полунезависимых работников. Реформы временно укрепили державу, но привели к большему росту налогов и разорению производителей. Одновременно усилилась военно-кочевая знать – главная опора государства.

Кочевая знать торжествовала победу, не видя, что она приближает конец державы Хулагуидов. Неудачные войны с Золотой Ордой, Чагатаидами, Египтом, сочетались с мятежами местных эмиров, усилением их самоуправства. Государство ильханов прекратило свое существование, главными претендентами оказались правители Золотой Орды и Мавераннахра.

Тема: Государство мамлюков в Египте.

1. Земельные отношения в мамлюкском государстве

2. Город, ремесло, торговля

3. Народные движения. Упадок государства.

Государство Мамлюков (так называли в Египте белых рабов) – наиболее значительное политическое образование. /1250-1517 гг./ на Ближнем Востоке в эпоху развитого феодализма. К середине 13 в. мамлюки составляли большинство египетской армии. Захватив власть в Египте в 1250 г. в результате убийства последнего Аййубида, Туран-шаха, они образовали две династии: Бахри, или тюркскую /1250-1390/, и Бурджи, или черкесскую /1390-1517/.

Название первой из них связано с тем, что султаны этой династии по происхождению относились к тюркской народности половцев, кочевавших в причерноморских степях, входивших в то время в Золотую Орду. Монголы захватывали их в плен и продавали их в рабство итальянским купцам, а те вывозили их морем / араб. Бахр/ и сбывали египетским султанам. Обезлюдение со временем половецкой степи вследствие войн побудило монголов к обращению в рабство жителей Северо-Западного Кавказа, откуда и происходит название второй династии – Бурджи / от араб. Бурдж – крепость, известно, что первый полк из кавказских мамлюков, созданный султаном Калауном, был размещен им в башнях каирской крепости/.

Из ранних мамлюкских султанов наиболее известны Кутуз / 1259-1260/, разбивший вторгшееся глубоко в Сирию монгольское войско при Айн Джалуте /1260 г./, и Бейбарс Бундукдари /1260-1277/, который вел также успешную борьбу с крестоносцами. Под суверенитетом мамлюкского Египта находились Сирия, Барка, Нубия, Йемен, Хиджаз, а с 1375 г. – Киликия.

Социальные отношения Египта при Бахри характеризуется дальнейшим развитием института военных икта, ставших преобладающей формой феодального землевладения. Естественно, что на египетскую военную и, следовательно, земельную иерархию большое влияние оказали монгольские порядки. Структура постоянной египетской армии, численность которой сравнительно с эпохой Салах ад-дина возросла вдвое, стала более четкой, появились эмиры 5, 10, 40 и 100 мамлюков, на содержание им предназначалось 2/3 доходов с икта их эмира, тогда как ранее число мамлюков, находящихся на службе эмира, и их обеспечение целиком зависели от произвола эмиров.

Все земли, облагавшиеся хараджем, делились в Египте в ту эпоху на 24 доли /кират/. Из них до 1298 г. 20 киратов составляли икта / по 10 киратов принадлежало свободным наемникам-гвардейцам халка и эмирам с их мамлюками/, а 4 кирата предназначались на содержание личных мамлюков и двора султана. Продажа и передача икта по наследству не разрешались.

О стремлении ранних мамлюкских султанов к увеличению домена, или собственно государственных / или султанских/ земель, свидетельствуют происходившие при них земельные переделы / равк/: в начале 1298 г. / равк Хусами/ и в конце 1315-начале 1316 г. / равк Насири/. Султан Хусам ад-дин Ладжин /1296-1299/ опасался как выступлений своих свергнутых предшественников, так и нового вторжения монголов в союзе с правителями Киликии и стремился создать новую армию из мамлюков, для которой выделил 9 киратов самых лучших земель. Личные владения султана остались в прежних пределах, а икта халка и эмиров с их мамлюками уменьшились с 20 до 11 киратов, причем у эмиров были отняты захваченные ими икта халка. Однако эмиры составили против султана заговор, убили его и присоединили к своим владениям земли выделенные 9 киратов. Таким образом, цель передела достигнута не была.

Второй передел был произведен султаном Насиром Мухаммадом во время его третьего правления /1310-1341/. Из 24 египетских киратов султан выделил в свое владение 10 / вместо прежних четырех/, возвратив себе земли, некогда проданные казной, остальные 14 киратов отошли к эмирам, халка и прочим. Султанские 10 киратов впоследствии также были розданы в икта / в 1340-1341 гг. – султанским мамлюкам/.

Развитие землевладения со второй половины 14 до конца 15 в. можно проследить по сохранившемуся египетскому кадастру Ибн ал-Джиана – редкому для арабского средневековья документальному источнику. Кадастр показывает, что в течение этого периода султанские земли значительно увеличились за счет икта, конфискованных у опальных мамлюков, а также в случае непригодности мамлюка к военной службе или его смерти. Однако, по сообщению хроник, возвращенные султанами земли использовались ими для новых раздач. Кадастр зафиксировал большой рост вакуфных земель благодаря пожалованиям, особенно сделанным черкесскими султанами Барсбеем /1422-1438/, Иналом /1453-1461/ и Каитбеем /1468-1496/, а также держателями икта. Обращение икта в вакф давало реальную возможность сохранять доходы с них за потомками дарителей.

Важной чертой развития феодального землевладения с 14 в. становится превращение икта в объект купли-продажи. Купленные икта превращались в безусловную земельную собственность типа мульк. В качестве основных покупателей выступало торгово-ремесленное городское население: приобретение земель в ту эпоху было наиболее реальной формой вложения накоплений горожан. Общая площадь икта к концу правления Мамлюков уменьшилось вдвое.

Крестьянство, эксплуатируемое чуждыми ему этнически и по языку мамлюками, было в этот период прикреплено к земельным наделам и лишено права их покидать. Наряду с общинным существовало и индивидуальное крестьянское землепользование в виде аренды, испольной или денежной. Арендные отношения были особенно развиты на вакуфных землях. Однако основная масса крестьян эксплуатировалась путем изъятия хараджа, натурального или денежного. Большая часть его доставалась держателям икта. Немусульманское население уплачивало сверх этого подушную подать. Крестьяне несли повинности по возведению и сохранению в исправности ирригационных сооружений, собственниками которых был султан, или мамлюки. Личная зависимость феллахов выражалась, в частности, в снабжении продовольствием мамлюка и его приближенных во время поездки по вверенному ему икта. При черкесских Мамлюках крепостная зависимость стала особенно жестокой. Крестьяне, самовольно покинувшие свой участок, подлежали принудительному возвращению и наказанию.

Египетский город 14-15 вв. – оживленный центр ремесла и торговли. При тюркской династии Мамлюков наблюдался рост столицы – Каира, где сосредотачивалось большинство мамлюков. Расширению столицы к северу и югу способствовали значительные ирригационные работы, которые велись в дельте Нила. Торговая жизнь Каира производила сильное впечатление на иноземцев. Султан и мамлюкские эмиры, владевшие огромными икта, жили в столице, играя значительную роль в городском землевладении и домовладении.

Большинство городского населения составляли торговцы и ремесленники самых разнообразных профессий. У аль-Макризи упоминаются специализированные рынки, располагавшиеся в Каире: рынки решетников, башмачников, парфюмеров, кузнецов, замочников, изготовителей шпор, уздечек, игольщиков, оружейников, книжный и т.д. Простое товарное производство городских ремесленников было рассчитано главным образом на столицу и провинциальные центры – места пребывания султана и мамлюков – и, в меньшей степени, на внешний рынок.

Социальное положение ремесленников не было одинаковым. Одни из них работали в мастерских, принадлежавших султану, религиозным учреждениям и военным /халка/, другие являлись собственниками орудий производства. Трудовое городское население не было ограждено от произвола султанской администрации, которая по своему усмотрению могла перемещать ремесленников из одного квартала или города в другие, определять вид продукции, принуждать к строительным работам. При султане Баркуке /1382-1389/ сапожники из квартала стекольщиков в Каире были переведены на новое место, при султане Калауне для сооружения канала в Булаке были вызваны землемеры из Дамаска, Халеба, из иракских городов. Использование наемного труда основывалось на внеэкономическом принуждении и носило феодальный характер.

Имелись простейшие объединения ремесленников по месту жительства во главе со старостами / ариф/, исключавшие какую-либо регламентацию производственной деятельности и ограничивавшиеся фискальными функциями. Представителем государства, осуществлявшим контроль над городским ремеслом и торговлей являлся мухтасиб со своими помощниками: эта должность имелась во всех крупных городах.