Смекни!
smekni.com

История тюркских народов происхождение, быт и культура (стр. 9 из 24)

Первые контакты тюрков с арабами-мусульманами

Принятие тюрками ислама является важным событием не только в тюркской и исламской, но и в мировой истории. Тюрки приняли новую религию не впоследствии пребывания в политическом подданстве исламского государства, а в результате длительного периода признания.

Первые контакты тюрков и мусульман состоялись, несомненно, в 642 году, когда в результате Нихавендской войны был завоёван Иран. До этого периода значительно отдаленные друг от друга тюрки и арабы имели опыт общения посредничеством Сасанидской империи. Привлекает внимание факт воспевания тюркских воинов арабскими поэтами до Исламского периода.

С другой стороны, во многих хадисах, приписываемых пророку Мухаммеду, вновь делается акцент на воинские качества тюрков. «Не трогайте тюрков, пока они не тронули вас» и т.д. Достоверность этих хадисов не вызывает сомнений. Известен факт: во время подготовки к Хендекскому сражению Пророк Мухаммад пребывал в тюркском шатре (Куббат аль-Туркия). Муслим, в свою очередь, сообщает, что Пророк уединялся в тюркском шатре для совершения там поклонения. Известный арабский автор аль-Джахиз в своём произведении «Фаза’ил аль-Атрак» особо выделяет военные качества тюрков. По всему вышесказанному ясно, что признание тюрков арабами первоначально имело место в военной области, и это отразилось в арабской литературе.

Во время завоеваний, осуществлённых во время халифа Омара (634 – 644) мусульмане сталкивались с тюрками в Хорасане и, особенно в области Мавераннахра и на Кавказе. Во время халифа Муавийа губернатор Хорасана Убайдуллах ибн Зияд, форсировав в 674 году реку Джейхун, служащую границей между Ираном и Тураном, окружил Бухару, один из главных городов Мавераннахра, управляемого различными тюркскими бейликами. После этого, заключив договор с тюркской правительницей города Кабадж Хатун, он вернулся назад с 2000 тюркских солдат, полученных там.

Завоевание Мавераннахра, управляемого независимыми тюркскими бейликами, возникшими в результате ослабления государства Гок Тюроков, частично осуществилось в бытность Кутайбы ибн Муслима губернатором Хорасана (705 – 715). Однако в период после Кутайбы влияние Омейядов в Мавераннахре начало ослабевать. C одной стороны возобновление соперничества между арабскими племенами и плохое управление губернаторов, с другой – объединение в области Мавераннахра тюркских племён против общего врага и поддержка их Тургишскимским Каганатом, являвшемся сильным государством на тот период, стали причиной неудач в этой области.

На Кавказе ни одна из сторон не достигла успехов в завоевании территории в период кровавой борьбы, начавшейся во времена халифа Омара и продолжавшейся с перерывами. Наиболее важной победой мусульман в этой области явился предпринятый в 737 году губернатором Азербайджана и Армении Марван бин Мухаммадем поход, в результате которого хазарская столица Итиль была окружена, и хазарский народ был вынужден принять мусульманство.

Тюрки под управлением Аббасидов

С появлением аббасидов во внутренней и внешней политике исламского государства произошли значительные изменения. Прежде всего, прежней политике Омейядов был положен конец, на её место пришло признание равных прав для всех мусульман. Представители неарабской части населения, несущей на своих плечах тяжёлый груз переворота, получили возможность занять высокие посты в государстве.

Вместе с появлением впервые при аббасидах титула визиря иранцы стали иметь право голоса в гражданских и военных вопросах. Несомненно, среди них, хоть и в малом количестве, находились и тюрки. К примеру, Мухаммад б. Сул, командир одного из мятежных соединений, а также один из доверенных людей Тархуна б. Ал-Заи и Абу Муслима, занимавшихся в Мерве пропагандой в пользу аббасидов, Тархун ал-Джаммал, были первыми тюрками, отличившимися на службе у аббасидов.

Количество и влияние тюрков в государстве постепенно нарастало. Источники отмечают, что первым халифом, принявшим тюркских воинов в ряды своих войск, был халиф Абу Джафар ал-Мансур. Известно, что отряд, охранявший халифа Харуна ар-Рашида, полностью состоял из тюрков. С другой стороны, тюрки находились и среди добровольных переселенцев на границу с Византией, преобразованную и укреплённую во времена Харуна ар-Рашида, также известно, что руководство укреплением некоторых городов было поручено Абу Сулейму Фараджу ал-Хадиму ал-Турки. Борьба за власть, начавшаяся между сыновьями Харуна ар-Рашида ал-Амином и ал-Ма’муном после его смерти в 809 г., и последующие развития вынудили ал-Ма’муна произвести значительные изменения в государственных кадрах.

Эпоха ал-Ма’муна

При правлении аббасидов, иранцы заняли высокие посты в государстве. Влияние Абу Муслима, игравшего главную роль в успехе переворота, и семейства Бермеки,в последующие годы долго находившегося на посту визиря, почти затмевали самого халифа.

Борьба между ал-Амином и ал-Ма’муном была, в некотором роде , борьбой за власть между арабскими и иранскими элементами. Ал- Ма’мун, ставший халифом при поддержке иранских элементов, спустя некоторое время, под влиянием визиря Фазла б. Сахла, понял ошибочность своей политики и, следовательно, занял отрицательную позицию по отношению к этому элементу. В этом случае возникла нужда в новой силе, на которую можно было бы положиться. Ал- Ма’мун не замедлил отыскать подобную силу.

Тюрки, с которыми он имел возможность познакомиться во время поста губернатора Хорасана, могли бы заполнить провал в силах исламского государства, благодаря своим воинским способностям и опыту управления государством. В последние годы своего правления ал- Ма’мун начал регулярно привозить тюркских воинов из тюркских стран за определенную плату. В очень короткое время в Багдаде были созданы тюркские воинские отряды численностью в 18 000 человек.

Как это видно из походов аль-Ма’муна на Византию, эти отряды составляли ядро армии халифата. В командный состав армии входили аль-Афшин, Ашнас аль-Турки, Бога аль-Кабир, Хакан Уртудж и прочие тюрки.

Самаррская Эпоха

Во времена ал-Му’тасима (833 – 847), брата и преемника ал-Ма’муна, положение тюрков в армии более упрочилось. В 836 году халиф, создав город Самарра, передислоцировал центр халифата вместе с гвардией. В Самарре тюркским войскам было отведено особое место. Халиф ал- Му’тасим предоставил некоторые преимущества тюркским войскам, насчитывающим около 35000 человек. Они отличались от других армейских частей по одежде и сумме жалованья.

В течение полувековой эпохи, известной в истории ислама, как «Самаррская эпоха», тюрки приобрели большой вес не только в военной области, но и в политике и управлении. Даже халифы избирались тюркскими командирами и не могли выйти за пределы желаний последних. В свою очередь, между тюркскими командирами шло жесткое соперничество.

Перенос центра халифата обратно в Багдад в 892 году в некоторой степени ослабил влияние тюрков в правлении. Однако, спустя некоторое время, с назначением в 936 году халифом ар-Ради Ра’ика ал-Хазари на пост «амир уль-умара» влияние тюрков вновь усилилось. Это продолжалось и во время нахождения на посту «амир уль-умара» Бечкема и Тузуна. Имя Бечкема чеканилось на деньгах.

Тюрки господствовали над халифатом, приводя халифов к должности или снимая их с неё. Похоже, после захвата Багдада бухайвитами- шиитами, халифы полностью утратили свою политическую силу (945). Халифат аббасидов, был спасён от бухайвитского гнета тюркской династией Сельджуков.

Распространение Ислама среди тюрков

Распространение ислама среди тюрков началось в тюркских государствах, находившихся под управлением исламского государства. То, в первую очередь, Мавераннахр, частично завоёванный войсками Кутайбы б. Муслима. Кутайба, принимавший все меры по укреплению военной власти на завоёванных территориях, также прилагал усилия для распространения ислама.

Так, после окончательного взятия Бухары и расквартирования там мусульманского гарнизона в 713 году, также была построена и мечеть. С другой стороны, при определении условий сдачи Самарканда, второго по величине города Мавераннахра, непременным условием являлось строительство мечети. Кутайба лично присутствовал при строительстве мечети и принимал меры против возможных волнений в народе.

Несмотря на все эти старания, ислам особо не распространялся в народе. Это видно из обещания денежного вознаграждения за посещение мечети в пятницу. Успехи Кутайбы б. Муслима в военном деле не проявились в вопросе распространения ислама на завоёванной территории. Здесь скорее сказывалась политика арабских сторонников омейядов, чем позиция Кутайбы. Жители завоёванных стран, принявшие ислам, но не являвшиеся арабами, обязаны были платить различные налоги, для повышения доходов государства. В походах они участвовали в качестве пехоты и получали меньше жалованья, чем арабская кавалерия, им также доставалась меньшая доля из трофеев. Все это препятствовало распространению мусульманства.

Во время Сулеймана (715-717), пришедшего к власти после смерти халифа И.Валида (715), губернатор Хорасана Йазид б. Мухаллаб захватил Джурджан и взял в плен правителя области Сул-Тегина. Позже Сул-Тегин со своими людьми поступил на службу к Йазиду будучи мусульманами. Однако этот единичный случай не свидетельствует о принятии мусульманства всем населением Джурджана.

Эпоха Омара б. Абдулазиза

В период недлительного правления Омара бин Абдулазиза (717-720), наблюдалось некоторое продвижение в распространении мусульманства в Мавераннахре. В своих посланиях губернаторам Омар особо требовал не взимать какие-либо налоги с мусульман.