Смекни!
smekni.com

Советское общество в 1945 1953 годах (стр. 3 из 5)

Крайне медленно развертывалось жилищное строительство. Осуществляемое как за счет средств предприятий, так и местных органов власти, новое строительство не ослабляло жилищного кризиса. Он усугублялся так же социальным неравенством в распределении жилья. Однако все жилища, которые выделялись населению, передавались бесплатно, плата за проживание была очень небольшой.

В целом же большие расходы на производство вооружения не позволяли и существенно улучшить жизнь людей, уровень материального благосостояния оставался очень низким.

Таким образом, к началу 50-х годов, используя внутренние ресурсы, трудом советских людей не только были ликвидированы разрушения, причиненные войной, но и сделан значительный шаг в развитии национальной экономики. Особенно быстрыми темпами шел рост военно-промышленного комплекса. Именно этому комплексу были отданы приоритеты в развитии экономики страны. Советский Союз обладал к началу 50-х гг. огромным военным арсеналом, включающим все современные виды вооружения.

Советский народ, вынесший нужду предвоенных лет и невиданные тяготы военного времени, надеялся, что добытая им с таким трудом и жертвами победа коренным образом изменит к лучшему жизнь народа. На глазах советских людей менялся мир и они были полны надежд, что эти изменения захватят и их жизнь. Их чаяния не ограничивались лишь улучшением материального благосостояния, что было, безусловно, главным, но они верили, что отпадет надо политических и идеологических ограничениях. В народе ходили слухи о предстоящем роспуске колхозов. Интеллигенция надеялась на ослабление идеологического контроля над обществом, открытие возможностей творческим устремлениям. В годы войны люди имели некоторую возможность для самостоятельного принятия решений, для проявления собственной инициативы в условиях, например, партизанской борьбы. Кроме того, многие солдаты своими глазами увидели «прогнивший буржуазный мир» и сравнить его с положением в Советском Союзе. Это можно сравнить с настроениями солдат и офицеров после европейской кампании 1812-13 гг. Люди надеялись, что условия жизни в СССР станут похожими на таковые в Европе.

Не только простые труженики, но и слой политических и промышленных руководителей лелеял надежды на ослабление крайней напряженности, господствующей в промышленности и сельском хозяйстве в предвоенные и военные годы. Все ждали спада напряжения физического, идейного и политического.

В тяжкий момент катастрофических поражений И.В. Сталин как руководитель советского государства обратился к гражданам своей страны, «к братьям и сестрам», как он их назвал, за помощью и поддержкой. Народ откликнулся на этот призыв и вправе был после одержанной победы рассчитывать на соответствующий отклик «брата Сталина».

Однако режим не собирался идти на уступки. Ответом надежды народа, на их стремление к демократии, свободе были новые репрессии. С возвращением к мирному труду власти ужесточают роль над всеми сферами духовной жизни. В 1946-1948 были приняты постановления Коммунистической партии, вводили жесткий идеологический контроль за деятельностью творческой интеллигенции и, в частности, в области литературы, драматургии, театра, музыки. Следовавшие одна за другой пропагандистские кампании были направлены против буржуазной западной идеологии, против всех проявлений терпимости и какой-либо снисходительности к любым проявлениям во всех видах творчества взглядов, кроме коммунистических. Любое проявление оригинальности, самостоятельности в творчестве художника, писателя, кинорежиссера, которое, по мнению властей, свидетельствовало об отходе от коммунистической идеологии, сурово осуждалось.

Гонениям подверглись такие выдающиеся деятели культуры, как писатель М. Зощенко, поэтесса А. Ахматова, композиторы Д. Шостакович, Ю. Шапорин, С. Прокофьев, кинорежиссер С.Эйзенштейн и другие. Некоторые из них изгонялись из творческих ассоциаций и их деятельность сильно ограничивалась и даже вовсе прекращалась.

Вмешательство властей захватило и отдельные сферы науки. Идеологический контроль особенно жестко осуществлялся в научных исследованиях по истории, философии, политической экономии. Проведенные по инициативе партии дискуссии в отдельных областях науки по сути дела были средством осуждения крупных ученых, взгляды которых, по мнению властей, не соответствовали концепциям, утвержденным партией. Преследованию подверглись видные ученые филологи, математики, биологи, кибернетики, химики, механики.

Шумные идеологические кампании сопровождались акциями органов безопасности, действия которых держались в секрете и не предавались гласности. Массовые аресты захватили страну.

В 1945-1948 гг. широкая волна репрессий обрушилась на лиц, которые в ходе войны оказались в фашистском плену. (Там находилось 5,7 млн. советских военнопленных, из которых 3,3 млн. – 57,8% погибло). Сотни тысяч лиц, которых освободила Советская Армия из плена, и те, которые были освобождены раньше и успели принять участие в боевых действиях, оказались вновь в местах заключения или в ссылке. Это было сделано для устрашения тех, кто в следующем военном конфликте мог предпочесть плен смерти. Кроме того, возвращение бывших военнопленных в свои семьи, в свои коллективы могло бы по предположению Сталина, породить нежелательные настроения. Рассказы этих людей об обстоятельствах их пленения вновь восстановили бы в памяти народа трагические события начала войны, подтолкнули бы к обсуждению причин и виновников катастрофы 1941-1942 гг. Сталин предпочел значительную часть этих несчастных людей, которые вынесли ужасы гитлеровских лагерей, годы рабского труда и истязаний, вновь обречь на муки и страдания, лишив их свободы и разлучив на долгие годы с родными и близкими людьми. Кроме того, определенная часть военнопленных была лишена свободы по обвинению или подозрению в сотрудничестве с немецкими властями в лагерях военнопленных. В это число попало много военнопленных, которые исполняли какие-то поручения по обслуживанию своих же товарищей в лагере. И, наконец, были преданы суду военного трибунала все лица, вступившие в военные формирования, которые сражались в Советской Армии на стороне Германии.

Жестокими наказаниям были подвергнуты граждане, которые в той или иной мере сотрудничали с немецкими оккупационными властями. Наказаниям подвергались не только те, чья вина была безусловно доказана, но и те, кто только подозревался в этих связях. Число осужденных этой группы населения было очень велико. Часть из них была направлена в ссылку без суда и следствия, только лишь по указанию органов безопасности.

21 февраля 1948 г. правительство приняло секретное решение о том, что все лица, которые отбыли срок заключения после большого террора 30-х гг., вновь должны быть осуждены или отправлены в вечную ссылку. В это число вошли также дети пострадавших, которые к тому времени достигли совершеннолетия.

Вновь наполнялись тюрьмы, вновь потянулись эшелоны с заключенными на Север, в Сибирь, на Колыму, на сотни тысяч расширилось население пресловутого ГУЛАГа.

Миллионы людей с огромным воодушевлением шли на фронт, отдавали все силы, работая в тылу, испытывая невероятные тяготы и лишения. Они надеялись, что принесенные ими жертвы будут способствовать созданию новой жизни, благосостояния, подлинной свободы. После победы, однако, люди увидели, что все осталось как было. Многие не хотели мириться с этим, осуждали существующие порядки, деспотизм Сталина. Органы безопасности с помощью сети осведомителей выявляли лиц, которые высказывали сомнение в правильности политики Советской власти. Как сказал знаменитый русский писатель Варлам Шаламов, сам испытавший ужасы ГУЛАГа, «сажали тех, кто запомнил из современной истории не то, что надо». В 1946-1948 гг. в ряде мест возникли нелегальные группы молодежи. Это были большей частью юные романтики, которые, исходя из своих идеалов, пытались обсудить на тайных заседаниях основы построения справедливого общества. Такие группы существовали, в частности, в Воронеже, Москве, Свердловске, Ленинграде. Со всеми их участниками безжалостно расправились. Они получили долгие годы заключения в ГУЛАГе. Эти группы можно сравнить с группами будущих декабристов, также возникших после отечественной войны. Расправа над ними была в XX веке более жесткой, чем в XIX: они даже не смогли организовать даже такую умеренную, можно сказать, жалкую попытку восстания, какая была организована 14 декабря 1825 года.

Первые послевоенные годы были отмечены также ожесточенной борьбой с националистическим подпольем в западных районах страны, особенно на Украине и в Прибалтике. Националистическое движение было настолько сильным, что принимало форму вооруженного сопротивления и долгое время сломить его не удавалось, так как оно опиралось на поддержку части местного населения. Участники подпольного движения пытались жестоким террором подчинить себе все местное население, не щадя ни детей, ни стариков. Любая форма сотрудничества с властью, отказ от участия в вооруженных акциях против представителей Советской власти и Советской Армии сопровождалась кровавыми расправами. Органы безопасности Советского Союза столь же безжалостно расправлялись не только с вооруженными людьми, но и с теми, кто оказывал им какую-либо поддержку в любой форме.

К концу 1948 года это движение было в основном подавлено. Его участники, члены вооруженных формирований, и часть населения, обвиненного в поддержке вооруженного подполья, была либо подвергнута заключению в ГУЛАГе, либо направлена в ссылку в северные районы или в Сибирь. К этому же времени завершается рассмотрение дел о бывших военнопленных и тех лиц, которые были повторно осуждены после отбытия наказания по приговорам 30-х годов.