Смекни!
smekni.com

Флорентийская республика (стр. 5 из 8)

К концу XIV века роль коллегии приоров, а также Советов коммуны и народа в процессе принятия политических решений резко сократилась. При Синьории был создан ещё один совещательный совет, в который вошли представители ведущих флорентийских семей и в котором фактически сконцентрировались рычаги управления государством при сохранении старой демократической системы советов и магистратов. Роль младших и средних цехов в управлении государством была существенно ограничена. 60-70 ведущих семей «жирных пополанов» путём манипулирования выборами и устранения неугодных лиц из списков для голосований обеспечили себе господство в государстве, причём к 1420-м гг. их влияние уже не зависело от занимаемых в государственном аппарате должностей.

2.5. Финансовая система. Вооружённые силы

Первоначально доходная часть бюджета флорентийской коммуны формировалась, главным образом, за счёт таможенных пошлин и налогов на торговые операции. Определённое значение имели доходы от судопроизводства (штрафы, пошлины), а также экстраординарные поступления в казну в случае конфискаций имущества осуждённого или изгнанного гражданина Флоренции. Бурная торговая жизнь позволяла достаточно хорошо финансировать расходы республики, в том числе военные походы против тосканских феодалов и соседних коммун и содержание государственного аппарата. Однако в XIV веке с усилением внешней угрозы и формированием громоздкой системы управления традиционных источников финансовых поступлений стало не хватать. Огромные расходы поглощали войны, ведущиеся Флоренцией силами наёмных армий. Кроме того, правящая торгово-ремесленная верхушка всячески избегала повышения пошлин и косвенных налогов. Периодические банковские кризисы в Европе и рост конкуренции нидерландских и английских сукноделов также обостряли ситуацию. В результате к началу XV века флорентийское правительство начало активно прибегать к практике принудительных займов (например, заём 1424 г. в размере 150 тысяч золотых флоринов). Однако кардинальным нововведением стало введение всеобщего налогообложения. В 1427 г., несмотря на сопротивление части олигархии, была проведена всеобщая оценка движимого и недвижимого имущества граждан Флоренции и введён единый налог на имущество и капиталы в размере 0,5 %. Хотя практика уплаты налогов на имущество существовала несколько веков, именно составление кадастра в 1427 г. и законодательная фиксация размера налога стали основой новой финансовой системы государства. В 1433 г. налог на имущество и капиталы стал прогрессивным: в зависимости от размеров имущества налогоплательщики вносили в государственную казну от 1 до 3 %.

Джон Хоквуд — кондотьер на службе у Флоренции (кон. XIV в.)

Ядром вооружённых сил ранней флорентийской республики было ополчение горожан. Для своего времени это была достаточно эффективная армия, объединённая общим духом борьбы за свободу коммуны. Этим силам удалось подчинить Флоренции сельскую округу, разбить феодалов и разрушить их замки. Во главе ополчения стояли, обычно, урбанизированные мелкие рыцари — вальвассоры, перешедшие на службу коммуны. Однако после прихода к власти во Флоренции пополанов и изгнания феодалов военная сила городского ополчения стала падать: взяв в свои руки управление республикой торгово-ремесленные круги потеряли интерес к службе в армии, а навыки и тактика военных действий были утрачены. Республика была вынуждена приглашать для своей защиты иностранных правителей — Карла Анжуйского, Готье де Бриенна, Роберта Неаполитанского, — приводивших собственные рыцарские армии. Опыт вооружённой борьбы горожан за свою свободу трансформировался в военизированные территориально-семейные организации пополанов, объединённые в «знамёна» (гонфалоны, округа) Флоренции, во главе которых стояли «капитаны народа». Эти формирования обеспечивали на протяжении нескольких веков сохранение республиканской конституции Флоренции и не допускали установления в стране тирании.

С падением значения пополанского ополчения Флоренция начала прибегать к найму военных отрядов для защиты своей территории и присоединения новых земель. В результате к XIV веку вооружённые силы республики состояли практически исключительно из иностранных наёмников, во главе которых стоял кондотьер, который набирал отряд и заключал договор о военной службе с представителями республики. Уже в битве при Монтаперти в 1260 г. на стороне республики сражались 200 наёмников-кавалеристов из Романьи. В разное время на службе у Флоренции находились такие прославленные кондотьеры, как Раймонд де Кордона, Джон Хоквуд, Франческо Сфорца, Эразмо де Нарни. Хотя профессиональные армии кондотьеров превосходили по боевым качествам современные рыцарские ополчения, их нежелание жертвовать собой ради нанявшего их государства, а также частые переходы на службу к противнику, предложившему большее вознаграждение, создавали существенные трудности в проведении Флоренцией внешней политики. Бесславные кампании республики во время Войны восьми святых (1375—1378 гг.) или войны с Луккой 1429—1433 гг. значительно ослабляли международное положение республики и вели к острым государственным кризисам.

2.6. Начало эпохи Возрождения во Флоренции

Данте. Фрагмент фрески Джотто в Палаццо дель Барджелло.

Раннее развитие коммуны во Флоренции, формирование городской культуры, возникновение гражданского общества и коммунального патриотизма, демократизация системы управления, а также интерес к античности, привели к складыванию во Флоренции в XIII веке гуманистического мировоззрения с его интересом к человеку и обществу. Для Флоренции была особенно характерно раннее возникновение идеи о свободе как великой ценности флорентийского государства и особая гордость за его республиканский строй. Именно Флоренция стала первым лидером в итальянском гуманистическом движении. Крупнейшей фигурой нарождающегося гуманизма стал флорентиец Данте Алигьери (1265—1321), который заложил основы итальянского литературного языка и создал совершенно новую, гуманистическую литературу. Его последователи Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы, также происходили из Флоренции. Взаимоотношения человека и общества и проблемы равенства и патриотизма нашли своё отражения в произведениях флорентийца Леонардо Бруни (1375—1444). Высокого уровня достигла историческая литература в работах Дино Компаньи (1255—1324) и Джованни Виллани (1275—1348).

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Архитекторы Арнольфо ди Камбио, Филиппо Брунеллески

Гуманистическое мировоззрение способствовало формировании во Флоренции одного из важнейших центров европейского искусства. Город стал центром Проторенессанса и Раннего Возрождения в Италии. Сформировалась целая Флорентийская художественная школа, одна из основных школ итальянского Возрождения. Её родоначальником стал Джотто ди Бондоне (1276—1337), отошедший от канонических принципов средневекового искусства и заложивший основу искусства Ренессанса. Среди наиболее талантливых последователей был Мазаччо (1401—1428), один из крупнейших итальянских художников Раннего Возрождения. В начале XV века начался расцвет флорентийской скульптуры и архитектуры. Творчество Лоренцо Гиберти (1381—1455) и Филиппо Брунеллески (1377—1446), Донателло (1386—1466) достигло небывалых высот по выразительности и реализму. Главной темой их искусства стала героизация идеала человеческой личности. Здания и монументы, созданные этими мастерами, стали главным украшением Флоренции и принесли ей мировую славу.

Традиции, заложенные великими флорентийцами конца XIV — начала XV веков, были развиты в творчестве мастеров Высокого Возрождения, расцвет которого пришёлся на период Синьории Медичи во Флоренции.

3. Синьория Медичи

Становление синьории Медичи (1434—1469)

Козимо Медичи. Портрет работы Джакопо Понтормо, 1518—1519

Основу благосостояния семьи Медичи заложил Джованни де Медичи (1360—1429), который основал во Флоренции банк, вскоре ставший одним из богатейших в Италии. В начале XV века в республике уменьшилось значение традиционных отраслей производства (сукноделие, шерстяная промышленность), зажатых в тесные рамки цеховой регламентации и страдающих от конкуренции иностранных ремесленников, а на первый план в экономике вышли банковские операции. Флоренция стала крупнейшим финансовым центром Западной Европы, а банк Медичи — крупнейшим европейским банком. Его филиалы находились в Риме, Генуе, Неаполе, Венеции, Авиньоне, Брюгге и Лондоне, более половины своих доходов он получал из Рима, став главным кредитором папской курии и самой флорентийской республики, чья финансовая система оказалась расстроенной неудачными войнами с Луккой и миланскими Висконти. Во Флоренции Джованни де Медичи завоевал широкую популярность в народе (главным образом, у жителей контадо и подвластных Флоренции городов, а также пополанов квартала Сан-Джованни) благодаря своей репутации, уважении к республиканскому строю и финансовой поддержке своих сторонников. Влияние семьи Медичи вызвывало неудовольствие правящей олигархии Альбицци и Строцци, и в 1433 г. Козимо Медичи, сын и наследник Джованни, был изгнан из республики.

Однако уже в 1434 г. победу на выборах в правительство Флоренции одержали сторонники Медичи. Козимо триумфально вернулся на родину. Попытка Ринальдо Альбицци осуществить государственный переворот провалилась и старая олигархия была вынуждена бежать из страны. Была образована комиссия Десяти, которая получила право избирать приоров и отбирать кандидатов на другие высшие должности Флоренции, упразднив таким образом традицию выборов по жребию. Хотя республиканская конституция и все органы управления коммуны были сохранены, а сам Козимо не занял никаких специальных постов в государстве, он стал фактическим правителем Флоренции. Комиссия Десяти, членом которой с 1438 г. стал Козимо Медичи, оттеснила от управления все другие высшие органы республики и сконцентрировала в своих руках властные механизмы. Это позволило обеспечить стабильность в государстве, однако на смену институту демократических выборов пришла система личной власти «синьора» Флоренции. Тем не менее, для политики Козимо и его преемников были характерны демонстрация и культивирование принципа соглашательства и покорности воле государства как средства достижения единства гражданского общества и укрепления собственной власти. Медичи стали мастерами компромисса, ведя диалог со всеми социальными слоями они способствовали утверждению идей толерантности во флорентийской республике.