Смекни!
smekni.com

Флорентийская республика (стр. 8 из 8)

31 мая 1527 г. гонфалоньером Флоренции был избран Николо Каппони, представляющий интересы умеренных республиканцев. Однако в стране немедленно началась острая борьба между различными политическими группировками: фратески (умеренные, главным образом, мелкие торговцы), паллески (сторонники Медичи), оттимати (аристократия) и аррабиати (радикальные демократы, ярые противники Медичи). Борьба закончилась победой радикалов, в основном, мелких ремесленников и торговцев, к которым примкнули низшие социальные слои. Под их давлением летом 1527 г. Флоренция объявила о присоединении к Коньякской лиге и поддержала французское вторжение в Италию. Однако первоначальные успехи французской армии вскоре обернулись поражением при Ландриано. 5 августа 1529 г. Франция заключила сепаратный Камбрейский мир с королём Испании и германским императором Карлом V, отказавшись от претензий на итальянские территории. Вскоре из войны вышел и папа римский: подписанием Болонского договора Климент VII обязался короновать Карла V императором и признал испанскую гегемонию в Италии, за что получил обещание имперской помощи в восстановлении власти Медичи во Флоренции.

Осада Флоренции. Джорджо Вазари, 1558

После Камбрейского и Болонского договоров сопротивление испанско-имперским силам на Апениннском полуострове продолжала одна лишь Флоренция. В республике была воссоздана народная милиция, были наняты отряды профессиональных кондотьеров, под руководством Микеланджело Буонарроти началось создание сильных фортификационных сооружений для обороны города. Николо Каппони, пытавшийся начать переговоры о мире с папой, был смещён с поста гонфалоньера. К власти пришли радикальные аррабиати во главе с новым гонфалоньером Франческо Кардуччи. Однако в сентябре 1529 г. имперские войска вторглись на территорию республики и захватили Фиренцуолу, вызвав панику в столице и бегство многих аристократов и крупных торговцев. К 24 октября армия принца Оранского подошла к Флоренции. Против 40-тысячного имперского войска республика могла выставить не более 13 тысяч солдат. Однако героическая оборона Эмполи и Вольтерры флорентийской армией Франческо Феруччи смогла на некоторое время сдержать натиск имперских войск и нанести им существенный урон. Но 3 августа 1530 г. флорентийцы были разбиты в жестокой битве при Гавинане, в которой пали принц Оранский и Франческо Феруччи. Несмотря на героизм защитников Флоренции, город был обречён. После одиннадцати месяцев обороны начались переговоры с папой. 12 августа 1530 г. Флоренция капитулировала и согласилась на возвращение Медичи и реформирование государственного устройства республики.

Вступление в город имперско-папских войск сопровождалось массовыми репрессиями, казнями и изгнанием республиканцев. В 1531 г. во Флоренцию прибыл её новый правитель Алессандро Медичи, внук Лоренцо Великолепного. Демократическая конституция была отменена, а в 1532 г. Алессандро был провозглашён герцогом Флоренции. Это означало конец Флорентийской республики и её преобразование в наследственную монархию под властью дома Медичи. После присоединения Сиены в 1557 г. новое государство получило с 1569 г. название великое герцогство Тоскана.

8. Культура Флоренции в XV—начале XVI века

Собор Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Архитектор Леон Баттиста Альберти

XV век — период наивысшего подъёма флорентийского искусства. В период правления Козимо и Лоренцо Медичи, активно патронирующих художников, архитекторов, писателей и других деятелей искусств, Флоренция стала ведущим центром итальянского Возрождения. Этому способствовала установившаяся в республике стабильность и процветание. Многочисленный и относительно благополучный торгово-ремесленный социальный слой был хорошо образован, гордился многовековыми республиканским традициями своей родины и впитал в себя идеи гуманистического движения XIV века. Всё это благоприятствовало расцвету искусств и литературы во Флоренции. Здесь работали такие выдающиеся архитекторы, как Леон Баттиста Альберти, создатель фасада собора Санта-Мария-Новелла, Микелоццо ди Бартоломмео, построивший для Козимо Палаццо Медичи-Риккарди, и, наконец Микеланджело Буонарроти, автор здания Лаврентийской библиотеки. Среди скульпторов особенно выделялся Донателло, возродивший лучшие античные образцы этого искусства. Наибольшее влияние на европейскую культуру имела флорентийская художественная школа и её лидер — крупнейший итальянский художник середины XV века Сандро Боттичели. Помимо него выдающимися художниками, творившими в это время во Флоренции, были Доменико Венециано, Фра Анжелико, Пьеро ди Козимо, Паоло Уччелло, Алессио Бальдовинетти, Пьеро делла Франческа, Андреа Верроккьо, Фра Бартоломео и Доменико Гирландайо.

Всеевропейскую известность получили работы Никколо Макиавелли, активного политического деятеля Флорентийской республики и основоположника нового, прагматического подхода к теории государства. Под патронажем Лоренцо Медичи работала Платоновская академия, возродившая интерес к Платону и выступившая против средневековой схоластики. Лидером этого движения был Марсилио Фичино. К этому кружку также был близок Джованни Пико делла Мирандола, разработавший собственную философскую концепцию в духе пантеизма и неоплатонизма. Высокого уровня развития достигла историческая наука в работах Макиавелли и Франческо Гвиччардини.

Давид. Микеланджело

В конце XV века с началом периода Высокого Возрождения итальянское искусство достигло кульминационной точки своего развития. Деятельность всех трёх титанов Высокого Возрождения — Микеланджело, Рафаэля и Леонардо да Винчи — была связана с Флоренцией. Они обучались во Флоренции и значительную часть своей жизни провели в этом городе. Особенно был тесно связан с Флоренцией Микеланджело, творивший под покровительством пап в период реставрации Медичи и руководивший строительством оборонительных сооружений города во время последней республики 1527—1530 гг. Однако эти три гения уже не представляли собой только флорентийскую школу. Их деятельность имела общеитальянский характер и способствовала расцвету искусства ренессанса в других городах и странах.

В начале XVI века Флоренция постепенно потеряла статус столицы итальянского Возрождения, уступив эту роль Венеции и Риму. В самой республике экономический и политический кризис рубежа веков, войны и государственные перевороты способствовали разочарованию в античных идеалах и появлению особого интереса в субъективному. Гармонический мир Ренессанса переосмысливался исходя из ощущения шаткости человеческой судьбы в руках иррациональных сил. Это привело к возникновению течения маньеризма во Флоренции, яркими представителями которого стали Джакопо Понтормо и Россо Фиорентино.

Список литературы:

1. http://www.anriintern.com/regional_geography/itl5.html (недоступная ссылка — история)

2. Хотя первое достоверное упоминание об органах самоуправления коммуны во Флоренции относится к 1138 г., современные историки считают, что коммуна во Флоренции сложилась непосредственно после смерти маркграфини Матильды, когда в Тоскане образовался вакуум центральной власти.

3. Традиционно начало борьбы гвельфов и гибеллинов во Флоренции связывают с убийством в 1216 г. Буондельмонте де’Буондельмонте членами семей Амидеи и Уберти. Последние стали ядром флорентийских гибеллинов, а сторонники Буондельмонте — гвельфов.

4. Согласно Liber Extimationum (1269), гибеллины после прихода к власти полностью разрушили 103 дворца, 580 домов и 85 башень.

5. В состав семи старших цехов Arti maggiori входили следующие цеха: Калимала (сукноделие и торговля сукном), Лана (выделка и торговля шерстяными тканями), Камбио (менялы), Пор-Санта-Мария (ведущие розничные торговцы), цехи производителей меховых изделий, врачей и аптекарей, судей и нотариусов.

6. К «средним цехам» относились мясники, сапожники, кузнецы, строители, бельёвщики и продавцы материй.

7. К девяти «младшим цехам» относились виноторговцы, хлебопёки, торговцы продовольствием, лесоторговцы, кожевенники, дубильщики, оружейники, слесари, владельцы гостиниц.

8. Первым таким кондотьером стал испанец Раймонд Кардона.

9. Своё название война получила из-за специального комитета в составе восьми человек, назначенного для руководства Флорентийской республикой на время войны. Поскольку папа римский считался наместником Бога на земле, людей, ведущих против него войну, в шутку стали называть «святыми».

10. Представителем седьмого цеха Arti maggiori — цеха судей и нотариусов — считался секретарь Синьории.

11. Выборы по жребию происходили следующим образом: записки с именами ранее отобранных кандидатов на замещение государственных должностей складывались в сумку, а затем вслепую вытаскивались при определении преемника того или иного магистрата. Причём выборы происходили ещё в период работы предыдущего должностного лица, что облегчало переход властных полномочий. Содержимое сумки с именами обновлялось раз в три—пять лет.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Флорентийская_республика