Смекни!
smekni.com

Изабелла Французская (стр. 4 из 7)

1.8. Связь с Мортимером. Подготовка ко вторжению в Англию

Эдуард в письмах папе и Карлу IV напрасно выражал свою обеспокоенность по поводу отсутствия жены. Французский король отвечал зятю, что «Королева приехала по своей воле и может вернуться, когда ей угодно. Но если она предпочитает оставаться здесь, она моя сестра и я не могу выслать её»[26]. Изабелла, до того времени посылавшая в Англию королю и Диспенсеру дружелюбные письма, выказала неповиновение. Королева заявила, что она не вернётся, пока между ней и её мужем будет стоять третье лицо [Диспенсер]. С этого времени она одевалась как вдова, утверждая, что Диспенсер уничтожил её брак с Эдуардом[80]. В одном из посланий королю Изабелла пригрозила вторжением в страну её союзников для свержения фаворита[26].

В декабре 1325 года умер Карл Валуа, на похороны приехала его дочь Жанна, графиня Геннегау. Вероятно, с графиней в Париж прибыл Роджер Мортимер, нашедший убежище в Геннегау. Нет никаких сведений, что Изабелла и Мортимер встречались во Франции ранее декабря 1325 года[81]. Викторианские историки считали, что связь королевы с мятежным бароном началась задолго до её поездки во Францию, современные исследователи склоняются к версии, что любовниками они стали именно в конце 1325 года. Вступив в любовную связь, Изабелла не могла не понимать, насколько это опасно. Уже то, что она оставила мужа, пусть и провоцировавшего её, и удерживала сына, нарушало все условности того времени. Измена же могла привести её к гибели[82].

В начале января 1326 года Эдуард II через архиепископа Рейнольдса был извещён о том, что французский король предложил женить наследного принца на дочери Вильгельма де Эно и просил того о помощи в нападении на Англию[83]. Вскоре Эдуард узнал и об измене жены. 8 февраля он выпустил воззвание о всеобщем сборе войск, где впервые связал имена Изабеллы и Мортимера. В том же месяце в Париже Изабелла, Мортимер и Кент вели тайные переговоры с послом Роберта Брюса графом Морэ. Возможно, партия королевы в обмен на прекращение набегов на северные земли Англии предлагала признать Брюса королём[84]. Весной в Париж прибыли папские нунции, их задачей было примирение Изабеллы с мужем. Вероятно, условием возвращения королева выдвинула требования удалить от двора Диспенсеров и возвратить ей конфискованные поместья[85]. Перспектива полюбовного соглашения не входила в планы Мортимера, который, по некоторым сведениям, обещал убить Изабеллу, если она вернётся в Англию[85]. Условия, на которых Изабелла соглашалась вернуться, не были приняты ни Эдуардом, ни, тем более Диспенсерами. Не повлияло на Диспенсера и послание Иоанна XXII с указанием способствовать восстановлению мира между супругами[86]. Тем временем Изабелла ускорила подготовку ко вторжению и вступила в переписку с недовольными правлением Эдуарда II в самой Англии. Однако её любовная связь стала широко известна, и королева потеряла расположение папы. Иоанн XXII направил Карлу IV эдикт с требованием не предоставлять более убежища любовникам. Современные хронисты считали, что Карл, получив предупреждение папы и поддавшись на уговоры Диспенсеров, намеревался отправить сестру в Англию. Но, скорее всего, французский король вёл более тонкую игру: ему, занятому войной в Гаскони, было выгодно остаться в тени. И когда, покинув Париж, Мортимер отправился в Эно, а Изабелла вместе с Кентом в Понтье, Карл не преследовал королеву и не выдал её маршрут Эдуарду II. Флот же, собранный в то время французским королём у побережья Нормандии, вполне мог отвлечь внимание его зятя от опасности, исходящей из Эно[87].

1.9. Свержение Эдуарда II

Еще в Париже Изабелла достигла предварительной договорённости с Вильгельмом де Эно и его женой о браке своего сына с одной из их дочерей[88]. Приданое и полученные ранее средства от Карла IV[89] пошли на оплату наёмников из числа жителей Брабанта, к которым добавился отряд[90] под предводительством брата Вильгельма Иоанна. Граф в рамках брачных договорённостей предоставил также восемь военных кораблей и мелкие суда. Изабелла, возможно, заключила тайное соглашение с шотландцами о том, что они воздержатся от нападений на английские земли во время её похода против Эдуарда[91]. По мнению исследователей, Изабелла осуществляла финансовую и дипломатическую подготовку вторжения, Мортимер же взял на себя военную часть операции. 22 сентября 1326 года Изабелла и Мортимер с небольшим отрядом отплыли в Англию[92] из Дордрехта. Эдуард II был информирован о дате вторжения и предпринял меры для перехвата заговорщиков.

.

Уклонившись от встречи с флотом, посланным Эдуардом[96], отряд Изабеллы высадился у деревни Оруэлл (восточное побережье Англии) 24 сентября[97]. По различным оценкам, вначале в распоряжении Изабеллы было от 300 до 2000 солдат, наиболее вероятная цифра — 1500[98]. Изабелла написала воззвания к жителям городов Англии, в которых сообщала о своём возвращении и намерениях покарать виновных в смерти Ланкастера и изгнать Диспенсеров. Через некоторое время Изабеллу встретил Томас Норфолк, сводный брат Эдуарда II, на земле которого высадились заговорщики. Сам граф Норфолк был назначен Эдуардом ответственным за сбор войск для оказания сопротивления вторжению. 27 сентября в Норфолке на службу королю явился отряд численностью лишь в пятьдесят пять человек[99].

Не встречая никакого сопротивления, мятежники дошли до Бери-Сент-Эдмендс и Кембриджа. В Кембридже к Изабелле и Мортимеру присоединился Генри Плантагенет, брат казнённого Томаса Ланкастера, со своими рыцарями[96]. Весть о вторжении настигла короля в Лондоне 27 сентября[96]. Призывы Эдуарда к объединению против мятежников не возымели действия. Ситуация в самом Лондоне стала опасной для короля из-за начавшихся волнений[96]. Изабелла, продолжая движение на юг, достигла 2 октября Оксфорда, где она была «встречена как спасительница». Давний противник Эдуарда, епископ Херефорда Адам Орлетон, выступил в университете с речью о злодеяниях Диспенсеров[100]. В тот же день Эдуард покинул Лондон и направился на запад в сторону Уэльса.[101]. Изабелла и Мортимер в союзе с Ланкастером объединили всех недовольных правлением короля в коалицию[101]. 7 октября мятежники остановились у города Данстейбл[102]. Лондон в то время был в руках восставших горожан. Епископ Степлдон, не понимая, что престиж королевской власти в столице уничтожен, попытался усмирить бунтовщиков, чтобы защитить свою собственность. Ненавидимый всеми как слуга Эдуарда, он был убит — голову Степлдона позднее прислали Изабелле её сторонники[103]. События в Лондоне сильно взволновали королеву, так как в Тауэре, захваченном горожанами, находился её младший сын Джон, объявленный восставшими хранителем этой крепости и Сити, однако, в данный момент Изабелла была лишена возможности повлиять на события в столице. Эдуард 9 октября достиг Глостера. Изабелла с войсками пришла туда через неделю после мужа, который к тому времени успел пересечь границу с Уэльсом[104]. 15 октября королева, поняв, что народ на её стороне, решила открыть свои истинные намерения. В этот день Орлетон в Уоллингфорде произнёс речь «Голова моя! Голова моя болит!»[105], направленную уже против Эдуарда II.

18 октября Изабелла и Мортимер осадили Бристоль, где скрылся Диспенсер-старший. Город открыл ворота перед заговорщиками 26 октября, и королева наконец соединилась со своими дочерьми Элеонорой и Джоан, которых Диспенсер удерживал в Бристоле[106][107].

В то же время Эдуард и Диспенсер-младший пытались добраться по морю до Ланди, небольшого острова у берегов Девона. Однако из-за плохой погоды им пришлось вернуться в Уэльс[108]. Имея в тылу уже верный ей Бристоль, Изабелла прошла до Херефорда, там она приказала Генри Плантагенету найти и арестовать Эдуарда[109]. 16 ноября король и его фаворит были обнаружены и взяты под стражу около Ллантризанта. Хью Диспенсер-старший, захваченный в Бристоле, несмотря на несмелые попытки Изабеллы спасти его, под нажимом партии Ланкастеров был приговорён к четвертованию, повешению и обезглавливанию. Исследователи отмечают, что Изабелла всегда жаловалась только на действия Диспенсера-младшего и, похоже, не питала вражды к его отцу, но пойти против воли своих союзников она не могла. За «преступления, порочащие рыцарское достоинство» Диспенсера казнили в мантии с гербами, чтобы его герб «был уничтожен навсегда»[110]. Тело его расчленили и бросили «на съедение псам.» Эдмунд Фицалан (en), один из главных сторонников Эдуарда II, получивший земли конфискованные в 1322 году у Мортимера, был казнен 17 ноября.

Хью Диспенсер-младший был казнён 24 ноября в Херефорде при огромном стечении народа. Его повесили как вора, оскопили, четвертовали и отправили части тела в крупнейшие города Англии. Саймона Рединга, захваченного вместе с Диспенсером, повесили рядом с ним, обвинив в оскорблении Изабеллы[111]. После казней ключевых фигур правления Эдуарда II, Изабелла и Мортимер стали проявлять сдержанность. Мелкие дворяне получили прощение, правительственные чиновники высокого уровня, большей частью назначенные на свои должности обоими Диспенсерами и Степлдоном, также остались на своим местах[112].

1.10. Низложение Эдуарда II

Эдуард II временно находился под охраной Генри Ланкастера в замке Кенилворт. Большая королевская печать была передана Изабелле[113]. Изабелла заняла Лондонский Тауэр и назначила мэром одного из своих сторонников. Тем не менее Эдуард всё ещё был королём и супругом Изабеллы[114]. Ситуация оставалась напряжённой, королева опасалась, что сторонники Эдуарда освободят его. В ноябре был созван совет знати и духовенства в Уоллингфорде для определения дальнейшей судьбы Эдуарда[115]. Обсуждался вопрос о лишении короля, несостоятельного правителя и причину будущих смут, жизни. Иоганн д’Эно, указав, что невозможно покушаться на жизнь помазанника божьего, предложил низложить Эдуарда и держать в заключении всю оставшуюся жизнь[116]. На совете поднимался также вопрос о воссоединении супругов, так как Эдуард II просил вернуть ему семью[117]. Однако, учитывая, что король в своё время угрожал убить Изабеллу, постановили отказать ему[118], что совпадало с желанием королевы. На январскую, 1327 года, сессию парламента, с целью соблюдения законности, Эдуард приглашался дважды, но он, прокляв всех участников заседания, отказался присутствовать. В парламенте доминировали приверженцы Изабеллы и Мортимера, возглавляемые Адамом Орлетоном. Сам Мортимер выступил с речью, в которой перечислил причины, повлекшие за собой необходимость свержения Эдуарда. В Вестминстер-Холл впустили толпу горожан, настроенных против короля. Орлетон произнёс речь «Безумный король погубит свой народ»[119], призвал присутствующих низложить Эдуарда и признать королём его сына. Толпа единодушно потребовала свержения Эдуарда II. Против высказались лишь архиепископы: Йоркский Уильям Мелтон, Лондонский Стефен Грейвсенд, Рочестерский Гамо Хит и Карлайлский Джон Росс[110][120], никто из бывших друзей и сторонников короля не посмел присоединить свой голос к протестам. Церемонию низложения провёл архиепископ Рейнольдс. Когда в зал ввели принца, лорды принесли ему оммаж, было отмечено, что епископы, протестовавшие против низложения, не участвовали в церемонии. По словам хрониста, Изабелла во время заседания «выглядела так, словно вот-вот умрёт от горя» и несколько раз принималась плакать[117]. Принц Эдуард неожиданно заявил, что не примет корону против воли отца[121], и в течение нескольких дней никому не удалось убедить его изменить своё решение. В Кенилворт была направлена делегация из тридцати человек во главе с Орлетоном. Предварительно 20 января с Эдуардом встретились Орлетон, Стратфорд и Бергерш. Орлетон потребовал отречения от короля, заявив, что иначе парламент может отвергнуть его наследников и возвести на престол представителя другой семьи (подразумевался Мортимер). Угроза подействовала: Эдуард, рыдая, отрёкся от короны.