Смекни!
smekni.com

Политические партии в России начала XX века образование, программы (стр. 8 из 15)

Достаточно запутанными были взаимоотношения между ЦК и думскими фракциями. Будучи автономными, думские фракции кадетов фактически находились вне контроля со стороны центральных партийных организаций, вырабатывали линию поведения, исходя из парламентской и межфракционной конъюнктуры. Если в период де­ятельности I и II Дум ЦК партии кадетов все же как-то удавалось осуществлять контроль над фракциями, то в период работы III и IV Дум они приобрели доминирующее влияние.

В партию кадетов входил цвет русской интеллигенции, часть либе­рально настроенных помещиков, средней городской буржуазии, слу­жащие, учителя, врачи, приказчики. Социальный состав кадетов претерпевал изменения в зависимости от конкретной политической ситуации. В период революции 1905—1907 гг. в местных партийных организациях было достаточно много представителей «социальных низов, рабочих, ремесленников, служащих, а в сельских — крестьян, После поражения революции ряды партии «народной свободы» покину­ла значительная часть демократических элементов, разочарованная политической линией поведения кадетов в I и II Думах. Процесс «очищения» кадетов от «социальных низов» продолжался вплоть до Февральской революции 1917 г.

В 1907—1917 гг. достаточно отчетливо прослеживается тенденция к преобладанию в партии средних городских слоев, к упрочению ее связей с представителями собственно буржуазных элементов: либе­рально настроенных купцов, промышленников и банкиров. После побе­ды Февральской революции социальный состав партии опять претерпевает изменения. В правящую партию, с одной стороны, стали вступать члены «Союза 17 октября», партии прогрессистов и даже некоторые представители бывших монархических организаций, а с другой - в ней вновь преобладали лица демократического происхождения. Все это, вместе взятое, делало кадетскую партию аморфной, трудноуправляемой.

В ЦК и думской фракции на всем протяжении деятельности партии кадетов доминировали представители интеллигенции, которые, по су­ществу, и определяли ее стратегический и тактический курс. Ведущую роль в партии играли: князья Рюриковичи Павел и Петр Долгоруковы, Д.И. Шаховской, всемирно известный ученый, академик В.И. Вер­надский; крупнейшие специалисты в области гражданского и уголов­ного права — профессора С.А. Муромцев, В.М. Гессен, Л.И. Пстражицкий, С.А. Котляревский; крупные историки — А.А. Корнилов, А.А. Кизеветтер; экономисты и публицисты — П.Б. Струве, А.С Изгоев, А.В. Тыркова; крупный специалист по национальному вопросу приват-доцент Ф.Ф. Кокошкин; популярные адвокаты — М.М. Винавер, А.Р. Ледницкий, В.А. Маклаков; видные земские и обще­ственные деятели — И.И. Петрункевич, Ф.И. Родичев, А.М. Колюбакин, Д.Д. Протопопов, А.И. Шингарев, М.Г. Комиссаров, Н.М. Кишкин и др.

Лидером кадетской партии, ее главным теоретиком и стратегом являлся Павел Николаевич Милюков. Он родился в 1859 г. в семье московского архитектора. Блестяще закончив классическую гимназию, Милюков поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Его учителями были историки с мировым именем П.Г. Виноградов и В.О. Ключевский. В 1892 г. Милюков защитил диссертацию на степень магистра истории, перед ним открывалась бле­стящая профессорская карьера. Но в 1894 г. за участие в освободитель­ном движении Милюков был уволен из университета и выслан в административном порядке в Рязань.

После окончания срока ссылки в 1897 г. Милюков вынужден был уехать за границу. Он был профессором русской истории в Софийском университете; выступал с циклами лекций по истории общественного движения России в Чикагском и Бостонском университетах. Периодически он приезжал и в Россию. Возвратившись в 1899 г. в Пе­тербург, он участвовал в идейно-политической борьбе, которая происходила в то время между народниками и марксистами. Вскоре Милюков за активную политическую деятельность снова был аре­стован и провел более года сначала в доме предварительного заклю­чения, а затем в тюрьме. Лишь в середине лета 1901 г. он был временно освобожден и поселился в Финляндии. Однако вскоре пос­ледовал новый приговор о заключении на шесть месяцев в знаменитую петербургскую тюрьму «Кресты». По ходатайству Ключевского перед царем Милюков через три месяца был освобожден и вновь уехал за границу.

Ореол крупного историка и репутация «крайне левого рево­люционера» способствовали росту популярности Милюкова в широких кругах российской и западноевропейской общественности. Будучи за границей, он встречался с лидерами различных политических партий — П.А. Кропоткиным, Е.И. Брешко-Брешковской, В.М. Черновым, В.И. Лениным, а также со многими общественными и политическими деятелями Америки, Англии, Франции, Балканских стран.

В апреле 1905 г. Милюков возвратился в революционную Россию и сразу же включился в политическую борьбу. Он активно работал в «Союзе освобождения», был одним из основателей и первым пред­седателем «Союза союзов». В августе 1905 г. последовал третий и пос­ледний арест и заключение в «Кресты», где он находился в течение месяца. После выхода из тюрьмы Милюков приступил к созданию ка­детской партии, с которой связал свою политическую судьбу.

5.2 Идеология и программа

Являясь идеологами либерализма нового типа, кадеты считали капитализм наиболее оптимальным вариантом общественного прогрес­са. Они выступали против насильственных социальных переворотов, за эволюционное развитие общества. Отвергая идею социальной рево­люции, кадеты вместе с тем в принципе признавали возможность, а в ряде случаев даже неизбежность политической революции. По мнению кадетских теоретиков, политическая революция правомерна тогда и постольку, когда и поскольку она берет на себя решение тех объективно назревших исторических задач, которые, в силу тех или иных причин, не в состоянии решить существующая власть. Политиче­ская революция представлялась ими в качестве следствия «неразум­ной» политики правительства, его неспособности своевременно провести реформы.

Исходной посылкой в программе кадетов была идея постепенного реформирования старой государственной власти. Они требовали заме­ны неограниченного самодержавного режима конституционно-мо­нархическим строем. Политическим идеалом кадетов была парламентарная конституционная монархия английского типа. Они последовательно проводили идею о разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, требовали создания ответствен­ного перед Государственной думой правительства, коренной реформы местного самоуправления и управления, суда. Кадеты выступали за введение в России всеобщего избирательного права, осуществление всего комплекса демократических свобод (слова, печати, собраний, со­юзов и т.д.), настаивали на строгом соблюдении гражданских и политических прав личности. В условиях России того времени кадет­ская политическая программа имела прогрессивное значение. Кадетам удалось создать такую теоретическую модель устройства правового го­сударства, которая могла бы стать образцом для любого демократиче­ского общества.

Однако поборники прав личности и демократии, каковыми безус­ловно являлись кадеты, не смогли преодолеть великодержавия и про­должали до конца оставаться сторонниками унитарного государственного устройства России. Они не признавали права наций и народностей на политическое самоопределение. В национальной программе кадеты ограничивались требованием культурно-националь­ного самоопределения (использование национальных языков в школе, высших учебных заведениях, суде и т.д.) и только в отдельных случаях считали возможным введение областной автономии.

В программе кадетов большое внимание уделялось решению социальных проблем. Наиболее обстоятельно в ней был разработан аг­рарный вопрос. Кадеты считали, что без частичного принудительного отчуждения помещичьей земли решить аграрно-крестьянский вопрос в России невозможно. Они выражали готовность пожертвовать круп­ным латифундиальным помещичьим землевладением, которое явля­лось экономической основой самодержавной власти, полукрепостнических форм аренды, постоянным источником недоволь­ства крестьянских масс. Одновременно кадеты допускали возможность отчуждения части земли и у тех помещиков, которые вели самосто­ятельное хозяйство. Отчуждение помещичьей земли кадеты предла­гали провести за выкуп. Решение аграрного вопроса они намеревались передать в местные земельные комитеты, состоявшие из представите­лей помещиков, крестьян и чиновников.

На упорядочение буржуазных отношений была направлена и кадетская рабочая программа. Одним из ее центральных пунктов было требование свободы рабочих союзов, собраний и стачек. Мечтая о перенесении тред-юнионизма на русскую почву, кадеты считали, что соз­дание легальных рабочих союзов будет способствовать мирному урегулированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями. Профессиональные союзы создавались явочным порядком, и право приобретения ими юридического лица зависело исключительно от судебной власти. За профсоюзами признавалось право на защиту материальных интересов рабочих, поль­зование стачечными фондами и фондами помощи по безработице, пра­во объединения союзов в федерации, полная независимость их от администрации. За убытки, понесенные в результате стачек, проф­союзы не должны были нести материальной ответственности перед предпринимателями. Кадеты настаивали на необходимости заклю­чения профсоюзами коллективного договора с предпринимателями, ко­торый мог быть расторгнут только в судебном порядке.