Смекни!
smekni.com

История острова Пасхи (стр. 2 из 7)

Необходимо отметить, что Хейердал не учитывает ряд фактов, которые могли бы сыграть решающую роль в определении родины прарапануйцев. Во-первых, он упускает очевидное сходство полинезийских языков с другими языками австронезийской семьи. Во-вторых, трудно объяснить наличие на Рапа-Нуи ряда сельскохозяйственных культур, которые традиционно выращиваются полинезийцами. Возникает вопрос: откуда на острове Пасхи появились эти растения, если на нём жили выходцы с американского континента, которые никогда не видели и не возделывали подобных культур. Можно предположить, что индейцы, поселившись на острове Пасхи, стали контактировать с народами Меланезии или даже Индонезии. Но могли ли индейцы, которых трудно назвать очень хорошими мореплавателями, доплыть до этих островов против ветра и течения? В-третьих, Хейердал утверждает, что Хоту-Мату’а приплыл вместе с людьми на плотах (на них же, по его мнению, произошло заселение американскими индейцами других островов Полинезии), хотя в рапануйской легенде говорится о каноэ. Кроме того, Хейердал признаёт истинность списка 57 рапануйских королей, составленного Томсоном, хотя в нём содержится множество неточностей[4]. Пользуясь им, норвежский путешественник приходит к выводу, что заселение острова произошло примерно в конце V века. Другой человек, посвятивший бо́льшую часть своей жизни изучению истории острова, Отец Энглерт, считал, что Рапа-Нуи был колонизирован только в XVI веке[7].

Война длинноухих, или ханау-ээпе (рап. hanau-eepe), и короткоухих, или ханау-момоко (рап. hanau-momoko), на острове Пасхи служит одной из основных тем местных легенд, некоторые из которых кажутся крайне абсурдными. Часть учёных предполагает, что это событие произошло в XVII веке, незадолго до открытия острова голландским путешественником Якобом Роггевеном, другие считают, что это всего лишь легенда, которой не стоит верить[7]. Тур Хейердал, утверждал, что длинноухие и есть перуанские индейцы, поселившиеся на острове около 475 года н. э., короткоухие же — полинезийцы, предки которых пришли с северо-западного побережья Северной Америки и впоследствии покорившие остров Пасхи. Отец Себастьян Энглерт придерживался точки зрения, согласно которой длинноухие — меланезийцы, приплывшие на Рапа-Нуи в 1610 году с неизвестного острова. Марсело Бормида соглашался с этой датой, но считал, что длинноухие — полинезийцы[8]. Последний представитель длинноухих умер во второй половине XIX века[7].

Несмотря на то, что в легенде фактически рассказывается о двух разных народах, все сооружения острова Пасхи построены представителями одной народности, которые имеют общие корни с народами восточной Полинезии[9]. Аху, или каменные мавзолеи, на которые устанавливались моаи, являются разновидностью восточнополинезийских святилищ, или мараэ (маори marae), чьи платформы также носили название аху. Кроме того, если сравнить язык острова Пасхи с полинезийскими языками, то обнаружится большое сходство с языками народов маори, мангареванцев или маркизцев[9].

Теория меланезийского заселения острова

Легенда о короткоухих и длинноухих не вызвала бы такого огромного интереса среди учёных XX века, если бы среди них не была распространена точка зрения о расовом различии рапануйцев и полинезийцев и сходстве жителей острова Пасхи с меланезийцами[9]. Эта гипотеза, широко дискутируемая в научных кругах в середине XX века, была выдвинута учёным Хосе Имбеллони. Однако нашлось и много её противников, например, эту гипотезу не поддержал антрополог Гарри Шапиро, посвятивший много времени изучению строения черепов древних рапануйцев и отстаивавший точку зрения полинезийского происхождения жителей острова Пасхи[10]. Британский антрополог Генри Бэлфор выделил несколько черт, сходных для рапануйской и меланезийской культур. Во-первых, схожие обсидиановые наконечники, которые использовали древние рапануйцы, были найдены на острове Новая Гвинея. Во-вторых, у рапануйских статуэток такой же орлиный нос, как и папуасских. В-третьих, среди меланезийских народов также была широко распространена деформация ушей. В-четвёртых, культ «птицечеловеков» был распространён не только на острове Пасхи, но и на Соломоновых островах. В-пятых, «шляпы» из красного туфа, которые установлены на рапануйских моаи, очень схожи с традицией меланезийцев красить волосы[11]. Однако эта точка зрения мало обоснована и вряд ли может служить объяснением меланезийского происхождения рапануйцев. На Новой Гвинее обсидиановые наконечники не были широко распространены, и круг их применения был крайне ограничен. Использование же обсидиана на Рапа-Нуи диктовалось необходимостью обработки камня и туфа, который в дальнейшем использовался в моаи. Кроме того, представляется крайне маловероятным путешествие на расстояние более 6 тысяч километров с помощью плотов или каноэ, которые были основными средствами морского транспорта того времени.

Теория полинезийского заселения острова

В рапануйской культуре можно проследить все основные черты полинезийской культуры, особенно восточнополинезийской. Культурное сходство острова Пасхи и островов Гамбье (остров Мангарева) поразительно: присутствие там и там аху, каноэ с поднятым носом и кормой, отдельное воспитание детей вождей, татуирование всего тела, использование слова «иви-атуа» для обозначения жрецов и «хуруману» для общинников и, в конце концов, существование певчих, которых звали «ронгоронго». Лавашери, установив стилистическое сходство между мангареванскими и рапануйскими статуями, пришёл к выводу, что в прошлом на Рапа-Нуи поселились мангареванцы (вполне возможно, что это и есть «длинноухие», упомянутые в рапануйских легендах) [12]. Однако мангареванское происхождение жителей острова Пасхи вызывает определённые трудности. Рапануйцы не используют слово мараэ для своих церемониальных площадок, как мангареванцы. К тому же, пасхальцы не могли прийти с острова Мангарева, потому что жители этого архипелага не разводили кур, зато у них были свиньи, которых не было на острове Рапа-Нуи.[13]

Если рапануйцы пришли на остров Пасхи не с островов Гамбье, то, вполне возможно, с Маркизских островов. Низменные коралловые острова архипелага Туамоту исключаются, потому что растения, культивируемые рапануйцами, очевидно завезены с островов вулканического происхождения[14]. Культура Маркизских островов во многом отличается от рапануйской культуры, но её черты выделяют архипелаг среди других островов Полинезии. С первого взгляда аху Маркизских островов практически ничем не отличаются от рапануйских аху, но при более детальном изучении обнаруживаются некоторые отличия. Подобная ситуация и со статуями. Но эти различия вполне можно объяснить возникновением у древних рапануйцев уже своих отличительных художественных традиций после заселения острова. Сходства можно обнаружить и в оформлении небольших статуэток, изображающих людей: огромные глаза, которые являются основным мотивом маркизской культуры, как и рапануйской. Если предки древних рапануйцев пришли с Маркизских островов, то их миграция, должно быть, заняла очень большое время. Вероятно, она произошла, когда культура Маркизских островов ещё очень мало отличалась от культуры острова Мангарева и народа маори [15].

Однако среди специалистов, изучающих остров Пасхи, существуют и другие гипотезы. Например, немецкий учёный Т. Бартель считает, что предки рапануйцев скорее приплыли не с Маркизских островов, а с Таити. По его мнению, на это указывают несколько фактов: наличие в рапануйском письме петроглифов, схожих с изображениями пандануса и хлебного дерева (такие были и таитян), танцевальные палицы и двойные каноэ[16].

Советский учёный Н. А. Бутинов проводит множество параллелей между культурой острова Пасхи и культурой островов Кука. Опираясь на легенды островов Кука, он приходит к выводу, что короткоухие, или ханау момоко, прибыли на остров Пасхи с южных островов Кука, а конкретнее из местности Мараеренга (близ деревни Аваруа), на острове Раротонга, жители которой, в свою очередь, приплыли с острова Мангаиа (остров рядом с Раротонгой)[17].

1.3. Правление Хоту-Мату’а

Во время правления на острове Пасхи Хоту-Мату’а поссорился со своей женой и сыном Ту’у Махеке. Причиной было то, что арики назвал его «ублюдком» из-за того, что ребёнок плакал и хотел сильно есть. Жена Хоту-Мату’а сильно разозлилась на мужа и сказала ему, что он сам «ублюдок», и раскрыла великую тайну: Хоту-Мату’а на самом деле был внебрачным сыном Таи Амахиро, брата Таане Араи, который ранее считался настоящим отцом Хоту.

Прошло много времени, и Хоту-Мату’а сильно постарел. Предчувствуя приближение смерти, он разделил остров между своими сыновьями. Перед смертью Хоту крикнул: «О,Куихи! О,Куаха! Пусть запоет петух в Арианге!» Из-за океана до него донесся крик петуха, и Хоту Мату’а умер. Похоронен он был в аху Акаханга, там же, где и его жена.

1.4. «Длинноухие» и «короткоухие»

До появления европейцев на острове проживали два различных народа — ханау-ээпе, или «длинноухие» [18] (у них были удлинённые уши), которые доминировали и обладали своеобразной культурой, письменностью, строили моаи, и ханау-момоко, или «короткоухие», занимавшие подчинённое положение.

Согласно рапануйским легендам, собранным Себастьяном Энглертом, ханау-ээпе приплыли на остров Пасхи во время правления арики Ту’у Ко Ихо. Поселившись в Ханга-Нуи на полуострове Поике, они впоследствии заселили всю восточную часть острова, а вулкан Рано-Као стал границей между двумя народами. Приплыв на Рапа-Нуи без женщин, представители ханау-ээпе женились на представительницах ханау-момоко.

Сначала «длинноухие» жили в мире с представителями «короткоухих», но из-за увеличения численности ханау-ээпе, более высокой культуры они впоследствии подчинили представителей ханау-момоко, чем вызывали ненависть со стороны последних.