Смекни!
smekni.com

История острова Пасхи (стр. 5 из 7)

На момент открытия острова Роггевеном на нём обитало около двух—трёх тысяч местных жителей, однако археологические исследования показали, что сотней лет раньше на острове жило 10—15 тысяч человек. Вследствие перенаселённости, вырубки лесов и эксплуатации ограниченных ресурсов изолированного острова цивилизация поселенцев пережила внезапный для неё кризис. В исчезновении пальмовых лесов приняли участие и завезённые аборигенами крысы, для которых семена являлись источником пищи. Устные предания аборигенов повествуют о страшном голоде и каннибализме. Последствиями кризиса стали деградация культурных традиций аборигенов острова Пасхи и резкое уменьшение численности населения Рапа-Нуи.

На целых 50 лет европейцы забыли о существовании острова. Мореплаватели продолжали искать таинственную Землю Дэвиса, южный континент, найти который так и не удавалось. Тем временем, Испания опасаясь за свои американские колонии, решила аннексировать территории, лежавшие вблизи них. Для этого были направлены военные корабли.

Карта острова Пасхи, сделанная в 1772 году во время экспедиции, возглавляемой Фелипе Гонсалесом де Аэдо

В 1770 году Мануэль де Амат-и-Хуньент, колониальный администратор Перу, опасаясь Франции (вследствие операции в Пондишери) и Британской империи, послал корабль «San Lorenzo» под командованием Фелипе Гонсалес де Аэдо к берегам острова Пасхи, чтобы аннексировать его. Военный корабль сопровождал фрегат «Santa Rosalia» под командованием Антонико Домонте.

За несколько дней пребывания Гонсалеса на острове Пасхи была составлена первая подробная карта Рапа-Нуи, а сам остров был переименован в остров Сан-Карлос в честь испанского короля Карла III. В присутствии островитян была прочитана декларация о протекторате, а местные жители поставили свои подписи в знак согласия. Эти подписи, скорее всего, были поставлены бессознательно и были имитацией незнакомых знаков, которые островитяне увидели на бумаге. Правда, один из рапануйцев нарисовал птицу, являющуюся местным петроглифом. На самом деле, попытка аннексировать остров провалилась, и в дальнейшем Испания забыла о его существовании и никогда больше не предъявляла на него своих прав.

В конце XVIII-начале XIX века на острове побывало множество мореплавателей. В 1774 году на острове высадился капитан Джеймс Кук (он отметил большой контраст между великолепными статуями-великанами Рапа-Нуи и очень редким и убогим населением острова). Жан Франсуа Лаперуз побывал на Рапа-Нуи в 1786 году. Он тщательно изучил вулкан Рано-Као, рапануйское жилище и, уплывая, оставил рапануйцам несколько овец и свиней, а также посадил цитрусовое дерево и несколько овощных культур. По расчётам французского путешественника численность населения острова на тот момент составляла около 1200 человек [28]. В 1804 году остров посетил русский путешественник Юрий Лисянский на шлюпе «Нева».

В 1808 году американцами, приплывшими к острову на корабле «Nancy», были похищены 10 женщин и 12 мужчин-рапануйцев. Моряки собирались перевезти островитян на острова Хуан-Фернандес (группа вулканических островов в Тихом океане, в 450 км к западу от берегов Южной Америки, территория Чили), чтобы использовать там схваченных рапануйцев в качестве рабов, которые занимались бы охотой на тюленей. В трёх днях плавания от Рапа-Нуи туземцы были выведены на палубу и освобождены от цепей. Мужчины смогли выпрыгнуть за борт. Однако попытка американцев вернуть пленников на борт не увенчалась успехом: рапануйцы ныряли глубоко под воду. Уставши преследовать их, моряки оставили островитян в открытом океане [29].

«Рюрик», вставший на якорь у острова Пасхи

Проявление насилия со стороны чужеземцев к местным жителям острова привело к тому, что рапануйцы стали враждебно встречать корабли. Так в 1816 году к острову подплыл русский корабль «Рюрик» под командованием Отто Евстафьевича Коцебу, руководившего кругосветным морским путешествием. Однако высадиться на Рапа-Нуи русским не удалось.

1862 год стал переломным в истории Рапа-Нуи. В это время экономика Перу переживала период расцвета и всё более нуждалась в рабочей силе. Одним из её источников стал остров Пасхи, жители которого во второй половине XIX века стали объектом работорговли. 12 декабря 1862 года в бухте Ханга-Роа причалили 8 перуанских кораблей. Несколько островитян, ничего не подозревая, поднялись на борт, и сразу же были схвачены и посажены в тюремные камеры. В общей сложности было схвачено около 1407 рапануйцев[30], которые при виде огнестрельного оружия были беззащитны. Среди пленных был король Рапа-Нуи Камакои и его сын Маурата[29]. В Кальяо и на островах Чинча перуанцы продали пленников владельцам компаний, занимавшихся добычей гуано. Из-за унизительных условий, голода и болезней из более 1000 островитян в живых осталось около сотни человек. Только благодаря вмешательству Правительства Франции, епископа Тепано Жоссано, а также губернатора Таити, поддерживаемых Британией, удалось остановить работорговлю рапануйцами. После переговоров с перуанским правительством была достигнута договорённость, согласно которой оставшиеся в живых рапануйцы должны были быть репатриированы обратно на родину. Но из-за болезней, в основном туберкулёза и оспы, домой вернулось только 15 островитян. Завезённый вместе с ними вирус оспы, в конце концов, привёл к резкому падению численности населения на острове Пасхи — до около 600 человек. Погибла бо́льшая часть жрецов острова, которые похоронили с собой все тайны Рапа-Нуи. На следующий год миссионеры, высадившиеся на острове, не нашли никаких признаков недавно существовавшей цивилизации Рапа-Нуи.

5. Миссионерская деятельность на острове и история Рапа-Нуи второй половины XIX века

Макемаке и Тангата-ману

Христианство сыграло значительную роль в жизни рапануйцев. Миссионеры, высадившиеся на острове, установили на кладбище Ханго-Роа каменную плиту с надписью: Остров Пасхи — брату Эжену Эйро, превратившемуся из рабочего-механика в рабочего самого Бога и принесшему тем самым завоевания Иисусу Христу (перевод с французского языка). Эта надпись обобщает жизнь рапануйского миссионера, француза по национальности, Эжена Эйро, человека глубоко религиозного, эмигрировавшего в Аргентину, чтобы оплатить обучение своего брата, и избравшего путь священничества. Являясь по профессии механиком, Эйро перебрал множество работ, и, в конце концов, пересёк Анды и оказался в Чили. Глядя на своего брата, ставшего миссионером в Китае, Эйро захотел избрать тот же путь. В скором времени он стал миссионером Конгрегации Св. Сердец Иисуса и Марии. В 1862 году с группой миссионеров он направился на остров Пасхи.

По пути туда, на Таити, они узнали о войне между правящими кланами Рапа-Нуи. Многие миссионеры стали сомневаться в том, стоило ли им вообще плыть на остров Пасхи. Но Эйро отказался возвращаться обратно. Он предложил сначала поселиться самому на острове, чтобы там создать все условия для будущих миссионеров. Миссионеры поддержали Эйро. 2 января 1864 году Эйро прибыл на остров Пасхи с двумя местными жителями-рабами (среди них был рапануец по имени Пана).

Миссионерская деятельность Эйро оказала значительное влияние на местных жителей. Сразу же после высадки на острове священник приступил к обучению рапануйцев, и уже через несколько месяцев шесть островитян читали катехизис на французском языке. 11 ноября 1864 года совершенно «замученного, почти раздетого и разутого» Эйро подобрала направленная за ним на остров шхуна.

Спустя 17 месяцев Эйро вернулся на Рапа-Нуи с миссионером Ипполитом Русселом и семью мангареванцами. Путём обмена был получен небольшой участок земли, на котором миссионеры построили три дома, один из которых, вмещавший сотню человек, служил часовней. Своим главным центром миссионеры сделали Санта-Мария-де-Рапа-Нуи, объединившую два местечка — Ханга-Роа и Матавери. Земли около них были выкуплены у местных жителей в 1868 году.

Началось активное обращение рапануйцев в христианство. Вожди не очень стремились менять веру. Связано это с тем, что они не хотели отказываться от полигамной семьи. Вожди считали, что, если у них будет по одной жене, то они потеряют влияние в племени. Однако постепенно вожди и все рапануйцы приняли христианство.

14 августа 1868 года Эжен Эйро умер от туберкулёза. Миссионерская миссия просуществовала около 5 лет и оказала положительное влияние на жителей острова: миссионеры учили письму, грамоте, боролись с воровством, убийствами, способствовали развитию сельского хозяйства, разводя не известные ранее на острове культуры.

В 1868 году на острове поселился с разрешения миссионеров агент торгового дома Брандера Дютру-Борнье, занявшийся на Рапа-Нуи разведением овец. Он выкупал у местных жителей за бесценок земельные участки, которые в дальнейшем использовал под пастбища. Это привело к открытому конфликту с миссионерами, в результате которого они решили в 1871 году покинуть остров Пасхи и отправиться на Таити. Численность начеления Рапа-Нуи к этому времени значительно сократилась и в 1877 году составила 111 человек (в этом же году местные жители убили Дютру-Борнье)[31].

В конце XIX века у острова Пасхи причаливало множество кораблей, экипажи которых в основном интересовались объектами искусства рапануйской культуры.

В 1871 году мимо острова проплыл русский корвет «Витязь», на борту которого находился путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай. Из-за болезни он не смог высадиться на берег, однако на Таити лично встречался с епископом Жоссаном, который подарил ему дощечку с рапануйскими иероглифами, которая сейчас хранится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Санкт-Петербурге.