Смекни!
smekni.com

История острова Пасхи (стр. 3 из 7)

Однажды ханау-ээпе приказали ханау-момоко выбросить в море все камни на острове: они хотели отвоевать у воды часть суши. Однако «короткоухие» отказались это делать, сославшись на то, что остров был открыт Хоту-Мату’а, который был ханау-момоко, а значит, весь Рапа-Нуи принадлежал им. «Длинноухие» сильно разозлились. Так началась война между двумя племенами.

Представители ханау-ээпе разработали подробный план, как победить своих врагов. Они вырыли огромную канаву от Те-Хакарава до Махатуа и бросили туда брёвна. «Длинноухие» намеревались завести в ловушку врагов, бросить их в яму и сжечь там. Однако среди ханау-ээпе была представительница ханау-момоко по имени Моко-Пинге’и, которая жила на Поике и работала кухаркой у «длинноухих». Узнав о плане ханау-ээпе, она всё рассказала своим родственникам, поэтому ханау-момоко решили сами обмануть «длинноухих», обойдя препятствия через море. Так и было сделано. В результате все ханау-ээпе были сожжены. Спаслись только двое, которых ханау-момоко решили не убивать, а освободить. Впоследствии один из них все же был убит, а другой женился на одной из представительниц «короткоухих».

Полуостров Поике, на котором согласно легенде острова Пасхи произошло главное сражение между «длинноухими» и «короткоухими», является объектом пристального изучения со стороны специалистов. Согласно исследованиям, в яме, в которой якобы были сожжены представители ханау-ээпе, действительно сохранились следы древесного угля, однако каких-либо свидетельств того, что в ней были убиты люди, нет[19]. В действительности эта яма, скорее всего, представляет собой геологическое образование, которое использовалось древними рапануйцами для приготовления пищи, как считает археолог Чарльз Лав[19], или для выращивания таро, бананов, сахарного тростника (этой точки придерживается К. П. Эмори [15]).

Последние археологические, этнологические, лингвистические, генетические и другие данные с острова Пасхи свидетельствуют о том, что остров был заселён только одной волной полинезийцев, которые приплыли на Рапа-Нуи с Маркизских островов через остров Мангарева[19].

1.5. Другие войны на острове

Рапануйцы были воинственным народом, что подтверждается многочисленными столкновениями между местными жителями, описанными в рапануйских легендах. Наиболее ярким из них является война между двумя союзами, или мата, — ту’у и хоту-ити. Согласно легенде, опубликованной Альфредом Метро, союз хоту-ити жил в восточной части острова Пасхи, а ту’у — в западной. Между ними было много войн, в которых попеременно выигрывал то один, то другой союз.

Точное время наиболее крупного столкновения, поводом для которого послужило недоразумение, неизвестно. Согласно легенде двое молодых людей, 'Макита и Рокехауа, нанесли визит Каинге, великому воину союза хоту-ити. Каинга, пытаясь быть щедрым хозяином, приказал своему младшему сыну принести внутренности курицы, приготовленные им заранее (это блюдо считалось лакомством среди древних рапануйцев). Однако Рокехауа, решив посмеяться над хозяином, отказался их есть, сказав, что он любит внутренности человека. Каинга, приняв слова гостя всерьёз, убил своего младшего сына и подал Маките и Рокехауа приготовленные внутренности. Те в свою очередь испугались и бросились бежать. Каинга разозлился на гостей, так как они отказались есть угощение хозяина дома, и пообещал им отомстить. В скором времени он приказал своим людям построить большие лодки, которые он собирался отправить в места, где жили люди союза ту’у. Так и поступил Каинга. Жители ту’у, в том числе, Рокехауа и Маките не знали, куда им деваться, и, в конце концов, нашли убежище на острове Моту-Нуи (остров к юго-западу от Рапа-Нуи). Каинга, окружив их, схватил одного из молодых людей, убил его и пожарил в земляной печи, поделив «трофей» между своими воинами.

Во второй части легенды рассказывается о войне между двумя мата — тупа-хоту и миру. Каинга, вождь западных племён топа-хоту, поссорился с Тоари, воином восточных племён ту’у, однако, ни в одной из битв ему так и не удалось убить Тоари. У Каинги был сын, которого звали Ури-аваи. Однажды ему приснился сон, в котором его душа отделилась от тела. После скитания по равнине она натолкнулась на петуха. Душа взяла камень и бросила его в петуха, который сразу упал мёртвым. Когда Каинга узнал об этом сне, он сразу же обрадовался, так как в образе этой птицы он увидел своего главного врага — Тоари. Каинга собрал своих воинов и взял с собой одного из сыновей. Когда они приблизились к врагам, Каинга дал своему сыну два копья и сказал ему бросить их в Тоари. Сон приснился не зря: Тоари упал замертво как петух. Каинга почувствовал себя удовлетворённым и покинул поле битвы. Но представители мата ту’у только разозлись и прогнали тупа-хоту. Часть потерпевших поражение представителей тупа-хоту спряталась на острове Моту-Маротири, другая — в пещере Ана-те-ава-нуи. Миру послали каноэ к острову Маротири, чтобы убить врагов. Каждый день туда плавало каноэ, которое возвращалось с горой убитых людей, которых затем поедали.

1.6. Плавание инков к острову

Есть свидетельства о пребывании в 80-х годах XV века на острове флота инков под командованием десятого Сапа Инки Ту́пака Инки Юпанки. По словам испанца Педро Сармьенто де Гамбоа, в эпоху правления Тупак Инка Юпанки у инков существовал флот из бальсовых плотов, на которых они (возможно даже Тупак Инка Юпанки лично) достигли острова Пасхи. Есть и косвенные подтверждения пребывания инков на острове: легенды местных жителей о прибывшем с востока могущественном вожде по имени Тупа; развалины Аху Винапу, построенные в классическом стиле полигональной архитектуры инков из тщательно подогнанных друг к другу базальтовых блоков неправильной формы без использования строительного раствора; а также тот факт, что тотора, произрастающая в вулканических озёрах Рано Рараку и Рано Кау, появилась там не ранее XIV века, а за пределами острова Пасхи она растёт только в озере Титикака[20].

2. Культура древних рапануйцев

2.1. Занятия древних рапануйцев

Древний рыболовный крючок из человеческой бедренной кости, или мангаи-иви рап. mangai ivi) с острова Пасхи. Состоит из двух частей, соединённых веревкой

Остров Пасхи — это безлесный остров с неплодородной вулканической почвой. В прошлом, как и сейчас, склоны вулканов использовались для разведения садов и выращивания бананов. Согласно легендам Рапа-Нуи, растения хау (лат. Triumfeta semitriloba), марикуру (Sapindus saponaria), макои (Thespesia populnea) и сандаловое дерево были завезены королём Хоту-Мату’а, приплывшим на остров с таинственной родины Мараэ-ренга (англ. Marae-renga). Это действительно могло произойти, так как полинезийцы, заселяя новые земли, приносили с собой семена растений, имевших важное практическое значение.

Древние рапануйцы очень хорошо разбирались в сельском хозяйстве. Поэтому остров вполне мог прокормить несколько тысяч человек.

Одной из проблем острова всегда был дефицит пресной воды. На Рапа-Нуи отсутствуют полноводные реки, а вода после дождей легко просачивается сквозь почву и течёт в сторону океана. Рапануйцы сооружали небольшие колодцы, смешивали пресную воду с солёной, а иногда пили просто солёную воду.

В прошлом полинезийцы, отправляясь в поисках новых островов, всегда брали с собой трёх животных: свинью, собаку и курицу. На остров Пасхи была завезена только курица — впоследствии символ благополучия у древних рапануйцев.

Полинезийская крыса не является домашним животным, однако и она была завезена первыми поселенцами острова Пасхи, которые считали её деликатесом. Впоследствии на острове появились серые крысы, завезённые европейцами.

Воды, окружающие остров Пасхи, изобилуют рыбой, особенно у скал острова Моту-Нуи (небольшого островка к юго-западу от Рапа-Нуи), где в большом количестве гнездятся морские птицы. Рыба была излюбленной едой древних рапануйцев, а в зимние месяцы устанавливалось табу на её вылов. На острове Пасхи в прошлом использовали огромное количество рыболовных крючков. Некоторые из них делались из человеческих костей, их называли мангаи-иви (рап. mangai ivi), другие — из камня, их называли мангаи-кахи (рап. mangai kahi) и в основном использовали для вылова тунца. Крючки из полированного камня были лишь у привилегированных жителей, которых звали тангата-ману (рап. tangata manu). После смерти владельца они клались в его могилу. Само существование рыболовных крючков говорит о развитости древнерапануйской цивилизации, так как техника полировки камня довольно сложна, как и достижение таких гладких форм. Часто рыболовные крючки делались из костей врага. По верованиям рапануйцев, так рыболову передавалась мана (рап. mana) погибшего человека, то есть его сила.

Рапануйцы охотились на черепах, которые часто упоминаются в местных легендах. Они так сильно ценились рапануйцами, что даже на берегу сооружались тупы (рап. tupa), которые служили дозорными башнями.

У древних рапануйцев было не так много каноэ (рапануйское название — вака рап. vaka), как, например, у других народов Полинезии, бороздивших волны Тихого океана. К тому же, явный дефицит высоких и крупных деревьев отразился на технике его производства. У рапануйцев было два типа каноэ: без аутригера, которое использовалось при мореходстве вблизи берега, и с аутригером, которое использовалось при плавании на дальние расстояния.

2.2. Общественные отношения древних рапануйцев

Аху Те Пито Кура — Пуп Земли в фольклоре жителей острова Пасхи

О структуре древнерапануйского общества, существовавшего до XIX века, известно очень мало. В связи с вывозом местного населения в Перу, где оно использовалось в качестве рабов, эпидемий болезней, завезённых на остров европейцами, и принятием христианства рапануйское общество забыло о существовавших прежде иерархических отношениях, связях семьи и племени.