Смекни!
smekni.com

Предварительное следствие в уголовном процессе (стр. 3 из 11)

В Российской империи, следователь (тогда это был «судебный следователь») осуществлял свои функции в качестве представителя правосудия и обладал достаточно высоким правом и социальным статусом.

Даже обычное перемещение следователя по службе (из одного судебного учреждения в другое) осуществлялось по Указу императора.

Соответственным было и представление о роли и значении деятельности следователя в общественном сознании и определяемое законом место этой деятельности в системе государственно-властных отношений. По поводу формы и места предварительного следствия в уголовно-процессуальной науке никогда не было единства мнений.

Предлагались варианты организации расследования преступлений, включающих в себя ужесточение судебного контроля и слияние следственного и оперативно-розыскного видов деятельности. Выдвигался тезис о том, что наиболее удачным законодательным вариантом взаимодействия следствия и прокуратуры является Устав уголовного судопроизводства Российской империи 1864 года. Это был второй этап в становлении предварительного следствия, который существенно изменил положение следователей. Они были приравнены к членам Окружного суда и состояли при этих судах. Назначать и смещать судебных следователей мог только Царь по представлению Министерства юстиции. Это создавало условия для самостоятельной и независимой их деятельности.

Окончание данного этапа становления органов предварительного следствия было связано с Октябрьской революцией, после которой Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917г. Практически полностью была ликвидирована царская судебная система.

25 мая 1922 года был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В ст.23 УПК отмечалось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при Советах народных судей и Революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Указанным кодексом должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

В СССР полное подчинение следственного аппарата прокуратуре произошло в 1933 году, в связи с выделением органов прокуратуры из структуры Верховного Суда СССР и образованием Прокуратуры СССР.

Формально следственный аппарат был единым, фактически же большинство уголовных дел по-прежнему расследовалось милицией.

Для их расследования в 40-50-х гг. в милиции ведомственным приказом были созданы свои следственные аппараты, подчинявшиеся Следственному отделу Главного управления милиции МВД СССР.

В послевоенный период следственный аппарат формально оставался единым, сосредоточенным в органах прокуратуры. Но основную массу уголовных дел рассматривала милиция и ее следователи.

В советский период, официальной государственной идеологии следователь (до конца 60-х годов 20 века это был «народный следователь») рассматривался не только как ответственный государственный служащий, но и как политический работник. Он был призван проводить в жизнь руководящие идей правящей партии, преодолевать чужие советскому обществу взгляды, противостоять враждебной идеологии [13. С.501]. В соответствии с законодательством Союза ССР и Союзных Республик предварительное следствие по уголовным делам осуществлялось на началах объективности, всесторонности и полноты исследования обстоятельств происшедшего и подкреплялось предусмотренными законом гарантиями процессуальной самостоятельности следователя.

С начала 70-х годов прошлого века в правовых предписаниях, теории и практике уголовного судопроизводства Союза ССР следователь не должен был представлять ни обвинение, ни защиту. Он, в равной мере, обязан был отстаивать права и законные интересы каждого взаимодействующего с ним участника уголовного процесса (включая интересы обвинения и защиты) и надежно обеспечивать интересы общества и государства.

Принятая тогда концепция предварительного следствия не допускала обвинительного уклона в деятельности следователя, поэтому в структуре его процессуальных обязанностей, установленных законом, отсутствовала функция уголовного преследования.

Процессуальной функцией, в рамках которой осуществлялась уголовно-процессуальная деятельность следователя, считалась функция предварительного расследования.

По целям, задачам, формам и субъектам функция предварительного расследования не совпадала с другими процессуальными функциями, т.е. с функцией обвинения, защиты и рассмотрения дела по существу. Данные процессуальные функции осуществлялись, соответственно прокурором, защитником, судом.

Подобные концептуальные основы предварительного следствия, в основном, сохранились и в постсоветский период (1991 – 2002гг.), т.е. до введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, состоявшегося 1 июля 2002г.

Новый Уголовно-процессуальный закон ввел много новых норм, усиливающих защиту прав и законных интересов личности.

Доказательства в уголовном судопроизводстве являются основой для принятия решений по уголовному делу. Внесенные в доказательственное право дополнения и изменения в большинстве своем усилили защиту прав личности, совершившей преступления, и его жертвы. Вместе с тем некоторые внесенные изменения и дополнения способствовали разбалансированию соотношения прав обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, общества и государства.

Именно баланс интересов наиболее полно обеспечивает защиту прав личности, общества и государства. Смещение приоритетов в сторону личности не позволяет обеспечить защиту интересов общества, ведь не всегда интересы личности совпадают с интересами общества. Приоритет интересов государства часто приводит к проявлениям обвинительного уклона.

Рассматривались варианты организации расследования преступлений, включающих в себя ужесточение судебного контроля и слияния. Основные недостатки отечественного предварительного следствия и их причины были изучены и сформированы в конце 80-х – начале 90-х годов минувшего столетия [3. С.35-45]. Уже тогда была очевидна необходимость реформы, как и необходимость расширения на предварительном следствии состязательных начал. О необходимости организации состязательной системы судопроизводства в данной стадии говорилось в Концепции судебной реформы [17. С.66-67]. Однако, уровень научной разработанности проблемы состязательности в российской уголовно-правовой науке не соответствовал потребностям реформы. Оставался еще не решенным вопрос о сочетаемости начал состязательности и публичности.

Даже разработчиками Уголовно-процессуального кодекса, в статье 15 была продекларирована идея состязательного процесса в качестве принципа всего уголовного судопроизводства.

И в дореволюционный, и в советский период в практической деятельности следственного аппарата, наряду с очевидными позитивными результатами, наблюдались и определенные недостатки: отступления от требований закона, злоупотребления, ошибки (вызванные различными причинами объективного и субъективного характера).


Глава 2. Содержание и форма предварительного следствия в уголовном процессе

2.1 Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Любое следственное действие может быть проведено лишь при наличии возбужденного уголовного дела. В УПК РФ сделано исключение лишь для осмотра места происшествия. Это следственное действие можно провести и до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст.176 УПК РФ). Порядок его производства и процессуальное оформление должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству.

Толкование ч.4 ст.146 УПК РФ позволяет утверждать, что уголовное дело считается возбужденным лишь после получения на это согласия прокурора, однако законодатель разрешил до возбуждения уголовного дела производить и такие следственные действия, как «освидетельствование и назначение судебной экспертизы». Такой вывод следует из указания закона: «Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления».

Приложить же протоколы и постановления возможно, если эти следственные действия уже проведены.

Произвести эти следственные действия после вынесения постановления до получения согласия прокурора практически невозможно, так как закон требует незамедлительного направления его прокурору.

Указание в законе на незамедлительное направление прокурору постановление следователя и дознавателя о возбуждении уголовного дела не оставляет никакого временного интервала для производства указанных выше следственных действий. Кроме того, уголовное дело можно считать возбужденным лишь после получения письменного согласия прокурора. Все это свидетельствует о том, что законодатель санкционировал возможность производства «освидетельствования» и «назначения судебной экспертизы» до возбуждения уголовного дела.

Следственные действия производятся по инициативе следователя.

В УПК РФ предварительное следствие рассматривается как одна из форм предварительного расследования (ч.1 ст.150 УПК РФ). Предварительным следствием она называется потому, что производится до суда, который осуществляет собственное судебное следствие.

Для предварительного следствия характерно то, что оно производится по всем уголовным делам, за исключением дел, которые расследуются в форме дознания (ч. 2 и ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Предварительное следствие, согласно ст. 126 и 404 УПК РФ обязательно, по уголовным делам в отношении лица, которое совершило запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости. Или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение (ч. 1 ст. 434 и ч. 1 ст. 433 УПК РФ). Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.