Смекни!
smekni.com

Викторианская эпоха (стр. 7 из 11)

· 1) соответствие преподавания с узаконенной парламентом программой,

· 2) надзор правительственных инспекторов безотносительно к религиозным различиям,

· 3) полная свобода совести, в силу которой никто из учеников не может быть принуждаем, помимо воли родителей, к участию в религиозном преподавании.

Принятие или непринятие этих правил предоставлено доброй воле школьного начальства, но только в случае принятия их школа приобретает право на пособие со стороны парламента.

Во франко-прусской войне 1870—1871 годов роль правительства Гладстона была пассивная. После нескольких попыток предупредить нарушение мира оно объявило о нейтралитете Англии и заключило с обеими воюющими державами договоры о сохранении независимости и нейтралитета Бельгии. В начале войны население было настроено в пользу Германии, но с водворением во Франции республики оно перешло на сторону последней.

При открытии парламента в 1871 году нашлись сторонники воинственной политики, обвинявшие правительство в слишком большой уступчивости в отношении к России по черноморскому вопросу; но общественное мнение высказалось за совершившийся факт. 13 марта договор о Чёрном море был подписан уполномоченными держав, участвовавших в Парижском трактате 1856 года.

К этому же времени относится передача так называемого алабамского вопроса, долго составлявшего предмет спора между Англией и Северо-Американскими Штатами, на рассмотрение третейского суда, постановившего своё решение в 1872 года.

Королевским рескриптом 1 октября 1871 года была отменена покупка офицерских дипломов. Во время сессии 1872 года билль, вводивший тайную подачу голосов, был принят палатой общин, но в палате лордов подвергся изменениям, на которые правительство не нашло возможным согласиться. Тогда большая часть поправок была взята назад, кроме одной, в силу которой билль должен был иметь силу закона не больше как на 8 лет. Нижняя палата приняла эту поправку, после чего новый билль получил силу закона. Предложение Якова Брайта о предоставлении избирательного права женщинам отвергнуто в нижней палате большинством 222 голоса против 143.

13 февраля 1873 года Гладстон внёс в палату общин билль, которым предлагалось дать Дублинскому университету вполне самостоятельную организацию и возможность конкурировать с другими высшими учебными заведениями. Этот билль встретил сильное противодействие как со стороны католической иерархии, претендовавшей на исключительное господство над высшим образованием, так и со стороны консерваторов и даже радикалов, обвинявших Гладстона в слишком большой уступчивости этой самой иерархии. Палата отклонила билль 287 голосами против 284. Министерство немедленно подало в отставку, и королева поручила Дизраэли образование нового кабинета. Не рассчитывая на большинство в нижней палате, он поставил условием распущение парламента. Это условие не было принято, и по желанию королевы Гладстон остался в должности.

Ещё в 1872 году от ирландских фениев отделилась особая партия так называемых гомрулеров под предводительством Бэтта и Сэлливана, поставивших главной целью своей деятельности достижение автономного правительства (Home-rule), с самостоятельным парламентом для внутренних дел Ирландии. Число приверженцев этой партии росло, и она пользовалась поддержкой всех католических епископов Англии. Вообще католицизм делал завоевания в недрах английского общества. Архиепископ Маннинг публично агитировал в пользу учреждения католического университета в Лондоне, ректор которого находился бы в прямой зависимости от Папы.

Между внепарламентскими событиями заслуживают внимания миссия сэра Бартля Фрера в Занзибар и война с ашантиями. Посылка Фрера привела к отмене торговли невольниками, которая самым бесцеремонным образом велась занзибарским султаном Сеид-Бургашем и его подданными. Война с ашантиями закончилась, в феврале 1874 года, взятием и разрушением Кумассы, столицы короля Калкалли, который немедленно подписал мирный договор. Английское правительство соединило теперь Золотой берег, Невольничий берег и область Лагоса в одну общую колонию под названием «Золотобережной колонии».

Не располагая больше прочным большинством в нижней палате, Гладстон решил апеллировать к населению (в январе 1874 года). Из 653 вновь избранных членов нижней палаты 351 принадлежали к консервативной, 302 — к либеральной партии. Дизраэли принял на себя образование нового кабинета. Предложение Тревильяна о распространении избирательного права домохозяев на сельское население было отвергнуто 287 голосами против 173. Предложение Бэтта и гомрулеров об учреждении ирландского парламента тоже было отвергнуто 458 голосами против 61. Верхняя палата приняла внесённый архиепископом Кентерберийским билль о церковной дисциплине, имевший целью положить преграды католизирующим поползновениям так называемых ритуалистов в недрах английской церкви. Нижняя палата присоединилась к этому постановлению.

Колониальные владения Англии увеличились присоединением островов Фиджи (сентябрь 1874).

Необычайное распространение католицизма в Англии, выразившееся основанием епархий, церквей, монастырей, а также обращением многих духовных и членов высшей аристократии, вызвало некоторую тревогу в стране.

В течение 1874—1875 годов Гладстон в целом ряде брошюр защищал принцип религиозной свободы против декретов Ватикана. Парламентская сессия 1875 года была одна из самых бесплодных в законодательном отношении. Гладстон отказался от предводительства либеральной партией, и его место занял маркиз Гартингтон. Предложенные правительством смягчения в исключительных законах для Ирландии были приняты обеими палатами. Был принят также закон об упорядочении взаимных отношений между рабочими и хозяевами. Громадные митинги «в защиту моряков» заставили правительство провести временный закон, уполномочивавший его не допускать отправки в море судов сомнительной прочности. Предложение о допущении женщин к парламентским выборам и о распространении избирательного права домохозяев на сельское население отвергнуто в третий раз.

К событиям в Турции (Герцеговинское восстание) правительство отнеслось с большой сдержанностью. Заявление турецкого правительства, что оно вынуждено уменьшить наполовину проценты по своему государственному долгу, и присоединившиеся к этому другие признаки его финансовой несостоятельности заметно охладили расположение Англии к Турции. Значительная часть народа постепенно отвыкла от мысли об обязанности Англии при всевозможных условиях отстаивать целость Турции; в печати стали раздаваться голоса в пользу автономного устройства Боснии и Герцеговины.

Приискивая себе вознаграждение на случай, если бы турецкому господству в Европе был положен конец, правительство нашло его в завладении Суэцким каналом, обеспечивавшим сообщение с Индией. С этой целью оно купило у нуждавшегося в деньгах египетского хедива принадлежавшие ему акции Суэцкого канала, что не понравилось ни России, ни Франции, выстроившей канал большей частью на свои средства. Для упорядочения египетских финансов по просьбе хедива был отправлен в Египет целый штат английских чиновников. Составлен был проект мобилизации английской армии, в основание которого положена была совершенно новая организация, по образцу прусской системы.

В сессию 1876 года был проведён закон, ограничивавший работу детей на фабриках.

Много труда стоило Дизраэли провести билль, уполномочивавший королеву принять титул «императрицы Индии». Дизраэли мотивировал своё предложение тем, что новый титул будет принят в Индии за символ единства Англии и Индии, а за границей — как знак непоколебимой решимости английской нации защищать свои права на Индию во что бы то ни стало. Официальное принятие титула последовало 26 апреля 1876 года и затем 1 января 1877 года с восточной торжественностью было возвещено вице-королём Индии в городе Дели, в присутствии индийских владетелей. При закрытии парламента Дизраэли перешёл в верхнюю палату, с титулом графа Биконсфильда.

8. Балканский кризис

Политика правительства по восточному вопросу выразилась отклонением меморандума князя Горчакова, выработанного на конференции в Берлине Бисмарком, князем Горчаковым и Андраши и заключавшего в себе изложение программы так называемого «союза трёх императоров».

Сербская война, популярная среди либералов, а ещё более весть о турецких жестокостях в Болгарии поставили правительство в очень щекотливое положение. Граф Дерби вынужден был заявить Турции, что ввиду всеобщего негодования, возбужденного её зверствами, она не может рассчитывать на поддержку даже в случае прямого объявления войны Россией. Больше 200 митингов выразили протест против солидарности Англии с турецкими палачами; государственные люди, как Гладстон и Стратфорд Редклиф, горячо доказывали в брошюрах и открытых письмах необходимость автономии для христианских провинций Турции. Когда вспыхнула русско-турецкая война, либералы отстаивали право балканских народов восстать против такого правительства, как турецкое. Консервативные министры ответили подчеркиванием того факта, что Турции обещана лишь нравственная поддержка. Только когда опасность, объяснял министр иностранных дел граф Дерби, станет угрожать Константинополю, правительство сочтет себя вправе отступить от этой политики, освященной трактатами.