Смекни!
smekni.com

Средние века 2 (стр. 6 из 20)

2. Государственный аппарат. Всемерное укрепление центральной власти — таков был путь развития системы управления империей в X—XI вв. Сложилась громоздкая иерархия должностей. Количество ведомств достигло шестидесяти. Важнейшим из них было налоговое. Большую роль играло ведомство государственной почты и внешних сношений, славившееся искусством дипломатии, а также обеспечивавшее разведку за границами империи и тайный сыск внутри страны. Каждому должностному лицу присваивался титул. Иерархия титулов была узаконена особой табелью о рангах.

Помимо высших чиновников, возглавлявших ведомства, крупные должностные лица, располагавшие многочисленным штатом, имелись и в императорском дворце. В руках придворных сановников сосредоточивалась иногда огромная власть. Подчас они оказывались в роли всесильных временщиков при слабых императорах.

Императорский синклит был всецело подчинен главе империи, но его значение в определении внутренней и внешней политики возрастало в кризисных ситуациях, во время междоусобий. С середины IX до конца XI в. в синклите преобладала чиновная знать.

3. Церковь в Византии во второй половине IXXI в. Влияние церкви на общественную жизнь Византии в этот период снова значительно усилилось. Союз церкви с государством отличался здесь особой прочностью; церковь при этом находилась в подчинении у центральной власти. Патриарх не являлся, подобно папе, главой светского государства, да и выборы его целиком зависели от воли императора. Епископы не имели личных владений. Доходы церкви определялись в основном милостью императора. Имевшие силу обычая «добровольные» приношения населения лишь в конце X в. были узаконены государством как церковный налог (каноникон), уплачивавшийся подворно деньгами и натурой.

Официально христианская церковь считалась единой. Фактически это единство стало фикцией уже во время варварских вторжений в Западную Римскую империю, и особенно с момента образования светского государства пап в VIII в.

Соперничество римской и византийской церквей обострилось во второй половине IX в.: византийские миссионеры Кирилл и Мефодий успешно действовали в Великой Моравии; Болгария приняла христианство по восточному образцу, обманув все ожидания папства; церковное влияние Византии нарастало в Сербии столетие спустя эмиссары папы потерпели неудачу и на Руси — великого князя киевского Владимира крестили византийские священники.

В середине XI в. усилившееся папство, пользуясь ослаблением византийской власти в Южной Италии, подчинило ее своему церковному главенству, вызвав резкий протест патриарха. Летом 1054 г. папские послы (легаты), прибыв в Константинополь, потребовали восстановить «законные права» папства в Иллирии и Болгарии. Их требование было отвергнуто, и легаты провозгласили анафему константинопольскому патриарху. Таким же был и ответ патриарха. Произошел официальный разрыв церквей — «схизма».

4. Внешняя политика Византии во второй половине IX — середине XI в. Основатель Македонской династии Василий I (867— 886) временно упрочил внешнеполитическое положение империи. Было отражено наступление арабов. Однако вскоре после его смерти арабы и болгары стали снова теснить Византию. В конце IX — начале X в. арабы овладели почти всей Сицилией и угрожали византийским владениям в Южной Италии. Захватили они и Кипр. Крит же стал гнездом арабских пиратов, разорявших острова и побережья. В 904 г. арабы разграбили Фессалонику. Не менее жестокими были поражения Византии в борьбе с усилившейся Болгарией. Война сболгарами длилась почти 30 лет. Неудачи империи в воинах с арабами и болгарами были следствием глубоких социальных сдвигов. Стратиотское ополчение с развитием феодализации сходило со сцены. Феодальная конница еще не стала основой армии, а наемное войско было слишком малочисленным. Международное положение Византии стало улучшаться с середины X в. В значительной мере это объяснялось ослаблением Болгарии и распадом арабского Багдадского халифата на ряд феодальных государств. Византия отвоевала у арабов Верхнюю Месопотамию, часть Малой Азии и значительную часть Сирии; вернула империя также Крит и Кипр. Влияние Византии вновь распространилось на Армению и Грузию.

Дальнейшее усиление Византии позволило ей начать систематическое наступление на Болгарию. Византийский император, энергичный и жестокий Василий II «Болгаробойца» (976—1025), пользуясь относительным спокойствием на восточных границах, стянул против болгар огромные силы. Использовал он и предательство части болгарских феодалов. В 1018 г. Болгария была завоевана, и снова весь Балканский полуостров до Дуная оказался под властью Византийской империи.

Однако с 30-х годов XI в. раздираемая внутренними смутами империя перешла к обороне. Границы ее стали сокращаться. На восточные провинции наступали новые враги — турки-сельджуки, в балканские владения хлынули из причерноморских степей полчища печенегов, набеги которых становились все более опасными.

Частые феодальные междоусобия в середине XI в. подорвали военные силы империи. В 1071 г. турки-сельджуки разгромили византийскую армию при Манцикерте (в Армении). Император Роман IV Диоген (1067—1071) попал в плен. Турки овладели почти всей Малой Азией и Арменией. В этом же году в Италии норманны захватили последний принадлежавший здесь Византии город — Бари (в Апулии).

Последовал новый этап ожесточенных феодальных междоусобий в борьбе за власть, завершившийся в 1081 г. победой военной служилой землевладельческой знати, посадившей на императорский трон основателя новой династии Алексея IКомнина (1081 — 1118).

Лекция 6 - 7.

Западная Европа в конце раннего средневековья

План

1. Основные черты феодального строя Западной Европы к концу XI в.

2. Франция в IXXI вв.

3. Италия до конца XI в.

4. Германия в XXI вв.

В большинстве государств Западной Европы завершается процесс формирования феодальных отношений. В одних странах, например в Италии и Франции, феодальный строй в основных чертах сложился уже в X в.; в Англии и Византии этот процесс завершился в основном только к концу XI в., в Германии еще позднее — к началу XII в. Еще медленнее шла феодализация в Скандинавских странах. Но к концу XI в. феодальные производственные отношения господствовали в большинстве стран Западной Европы и в Византии. При всем своеобразии развития отдельных стран Западной Европы отчетливо выступают общие черты, характерные для сложившегося феодального способа производства.

Господствует феодальная земельная собственность в виде вотчины в сочетании с мелким индивидуальным крестьянским хозяйством.

Основная масса крестьян находится уже в той или иной форме зависимости от землевладельца и подвергается тяжелой эксплуатации с его стороны.

Ранее свободная сельская община превращается к этому времени в зависимую общину, а традиционные формы общинного землепользования заимствуются феодалами для организации эксплуатации крестьянства.

На раннем этапе развития феодализма господствовало натуральное хозяйство; обмен был незначителен, торговые связи не развиты; ремесло еще только начинало отделяться от сельского хозяйства. Установление феодальных отношений в Европе в IX—XI вв. в целом привело к подъему экономики и скачку в развитии производительных сил. Развивалось ремесло, постепенно отделяясь от сельскохозяйственных занятий, и обмен, возрождались на новой феодальной основе пришедшие в упадок римские города, возникали новые предгородские поселения, рыночные центры, порты для морской торговли как в Южной, так и в Северной Европе.

Характерной чертой социально-политических отношений, сложившихся в Европе к середине XI в., была неразрывная связь между феодальной собственностью на землю и политической властью феодала. Крупная вотчина представляла собой не только хозяйственную единицу, но и как бы маленькое независимое государство — сеньорию. По отношению к населению своих владений феодал был не только землевладельцем, но и государем сеньором, в руках которого находился суд, администрация, военные и политические силы. Такая организация общества обусловила господство в Европе в X—XI вв. (в некоторых странах и позже) политической раздробленности.

Основные классы феодального общества. В большинстве стран Западной Европы и в Византии в XI в. общество уже делилось на два антагонистических класса: класс землевладельцев-феодалов и класс феодально зависимых крестьян.

В наиболее тяжелом положении повсеместно находились лично зависимые крестьяне. Таких крестьян можно было отчуждать (обычно только вместе с землей); они были стеснены в распоряжении своим наследственным наделом и даже своей движимостью, которые считались собственностью феодала. Несколько легче было положение лично свободных крестьян, находившихся, однако, в поземельной и судебной зависимости от своих сеньоров. В целом по Западной Европе они составляли весьма значительную часть крестьянства. Они могли более свободно распоряжаться своей движимостью, а иногда и земельным наделом с согласия феодала, однако также платили ему высокие ренты.