Смекни!
smekni.com

Средние века 2 (стр. 7 из 20)

Феодальная иерархия. Отношения между отдельными представителями класса феодалов в государствах Западной Европы строились по принципу так называемой феодальной «иерархической лестницы». На ее вершине находился король, считавшийся верховным сеньором всех феодалов, их сюзереном и главой феодальной иерархии. Ниже его стояли крупнейшие светские и духовные феодалы, державшие свои земли - нередко большие области - непосредственно от короля. Формально они подчинялись королю как его вассалы, но фактически были почти независимы от него: имели право вести войны, чеканить монету, иногда осуществлять высшую юрисдикцию в своих владениях. Их вассалы - обычно тоже весьма крупные землевладельцы, — носившие часто название баронов, были рангом ниже, но и они пользовались в своих владениях определенной политической властью. Ниже баронов стояли более мелкие феодалы – рыцари - низшие представители господствующего класса, у которых не всегда были вассалы. В IX — начале XI в. термин «рыцарь» обозначал просто воина, несшего вассальную, обычно конную военную службу своему сеньору. Позднее, в XI - XII в., по мере укрепления феодального строя и консолидации класса феодалов, он приобретает более широкое значение, становится, с одной стороны, синонимом знатности, «благородства» по отношению к простолюдинам, с другой - принадлежности к военному сословию в отличие от духовных феодалов. В подчинении у рыцарей обычно были только крестьяне-держатели, не входившие в феодальную иерархию. Каждый феодал был сеньором по отношению к нижестоящему феодалу, если тот держал от него землю, и вассалом вышестоящего феодала, держателем которого он сам являлся. Феодалы, стоявшие на низших ступенях феодальной лестницы, как правило, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их непосредственные сеньоры. Во всех странах Западной Европы (кроме Англии) отношения внутри феодальной иерархии регулировались правилом «вассал моего вассала — не мой вассал».

2. Франция в IXXI вв.

Начало Французскому королевству положил Верденский договор 843 г., по которому франкское государство было поделено между сыновьями Людовика Благочестивого. В этническом отношении Французское королевство представляло собой довольно сложное образование. На крайнем юго-западе страны, в Гаскони, проживали баски, на крайнем северо-западе, в Бретани, — кельты, на севере, во Фландрии, — германоязычные фламандцы. В начале X в. земли в низовьях Сены захватили норманны. Остальная территория была романоязычной, но занимали ее две народности: северофранцузская и южнофранцузская, или провансальская. Условная граница между ними проходила примерно по линии Пуатье - Лион. Население Испанской марки в основном составляли близкие по языку и культуре к провансальцам предки нынешних каталонцев.

Центр политической жизни королевства традиционно находился на северо-востоке страны. Постоянной столицы еще не было, королевский двор переезжал с места на место, чаще всего задерживаясь в Лане, а с конца X в. — в Париже. Управление удаленными областями было возложено на графов и их заместителей — виконтов. С конца IX в. династия Каролингов правила лишь номинально. Реальная власть находилась в этот период в руках кого-либо из наиболее влиятельных северофранцузских феодалов, обычно графа Парижского из рода Робертинов, отличившихся в борьбе с норманнами. С пресечением в 987 г. династии Каролингов магнаты возвели на трон представителя именно этого рода, к тому времени также несколько утратившего былое могущество, - Гуго Капета (такое прозвище было ему дано по названию излюбленного головного убора). Его потомки Капетинги - правили страной до 1848 г. (с перерывами в конце XVIII- начале XIX в.). Политическая чехарда, вызывавшая помимо всего прочего нарушение вассально-ленных обязательств, слабость и нерадивость большинства преемников Карла Лысого (ум. в 877 г.) немало содействовали падению авторитета королевской власти. Смена династии нанесла ему новый удар, поскольку во многих районах, особенно на юге, Капетинги были признаны далеко не сразу, а главное, формально.

Суверенные права Гуго Капета и его ближайших преемников - Роберта Благочестивого (996 - 1031), Генриха I (1031 —1060) и Филиппа I (1060 - 1108) - на деле ограничивались их собственным доменом - небольшой и до начала XII в. почти не увеличившейся территорией между Парижем и Орлеаном, получившей впоследствии название Иль-де-Франс - «Остров Франции». 3а пределами домена их власть признавалась лишь постольку, поскольку они выступали как сюзерены, т. е. верховные сеньоры, возглавлявшие феодальную иерархию. Король улаживал конфликты между своими вассалами, в случае их гибели опекал их несовершеннолетних детей, предводительствовал на войне. В остальном крупные сеньоры были вполне самостоятельны: вершили суд, чеканили свою монету, собирали в свою пользу налоги, затевали частные войны, открыто вступали в контакт с другими монархами и их вассалами, тем более что международные отношения строились на лично-сеньориальной основе. Вмешательству короля в свои внутренние дела они решительно противились, напоминая, что именно они возвели Капетингов на престол.

3. Италия до конца XI в.

В средние века Италия не являлась единым государством. Северная Италия в VI—VIII вв. находилась под властью лангобардов, отсюда ее название Ломбардия. С VIII в. она вошла в состав Каролингской империи. Распад Каролингской империи и выделение Северной и Средней Италии в особое королевство с 855 г. не изменили положения: дело ограничивалось помпезным венчанием королем одного из графов в тогдашней столице королевства - Павии - железной лангобардской короной при сохранении фактической власти отдельных феодалов. В течение всего средневековья за корону Италии вели борьбу многие, главным образом чужеземные, претенденты.

Рим был столицей Папской области, именовавшейся Патримонием (вотчиной) св. Петра и занимавшей значительную часть Средней Италии. Во главе этого государства стояли римские папы, обладавшие светской и духовной властью и венчавшие государей императорской короной. В вассальной зависимости от римских пап был Равеннский экзархат и некоторые другие земли Италии. От Папской области ныне сохранилось государство Ватикан, находящееся на территории Рима.

Южная Италия также не обладала тогда политическим единством. Начиная с VI в. Апулия, Калабрия, Неаполь, Сицилия и Сардиния были провинциями Византии. В IX в. сарацины (арабы) временно захватили часть Апулии, а в Сицилии образовали эмират со столицей в Палермо. Феодальные усобицы и борьба за власть между византийскими и арабскими завоевателями способствовали новым вторжениям в Южную Италию. С середины XI в. норманны из Нормандского герцогства во Франции захватили ряд областей Калабрии, а также Сицилию и к концу XI в. всю Южную Италию, основав единое Сицилийское королевство.

Наличие в Италии большого числа городов - политических центров и множества феодальных владений - герцогств, графств, маркизатов и епископств, ведущих постоянные войны между собой, облегчало вторжения чужеземных завоевателей. Так, в 962 г. германский король Оттон I захватил Рим, венчался там императорской короной и провозгласил создание новой Римской империи, включавшей в себя германские и итальянские земли. Это искусственное политическое образование, не имевшее ни общей экономической базы, ни этнического единства, послужило причиной многочисленных завоевательных походов немецких феодалов на итальянские земли. С другой стороны, экономическое и политическое усиление городов привело к появлению в Италии силы, способной противостоять феодальной вольнице и чужеземным нашествиям. Начиная с IX в. города вступают в борьбу с сеньорами светскими князьями или епископами, отбирая у них политические права. С конца XI в. образуются самоуправляющиеся городские коммуны. Позже многие из них становятся самостоятельными городами-республиками. Они управлялись выборными советами, ведавшими вопросами внешних сношений, войны и мира, налогообложения, торговли, ремесла. Переход экономических и политических рычагов в руки города-государства приводит к его усилению, и поэтому, даже при временном объединении своих сил, города оказывают решительный отпор чужеземным захватчикам. Крупнейшими городами-государствами в этот период становятся Милан, Флоренция, Венеция, Генуя, Сиена, Лукка, Верона. Несмотря на сложные условия социально-экономического и политического развития Италии, в IX—XI вв. начался процесс формирования итальянской народности.

4. Германия в XXI вв.

Возникновение единого немецкого раннефеодального государства, в 911 г., после того как в Германии пресеклась династия Каролингов, королем был избран один из герцогов - Конрад I франконский, при котором вспыхнул открытый конфликт между королевской властью и племенными герцогами, закончившийся поражением короля. После смерти Конрада I между племенными герцогами развернулась борьба за власть; в результате в 919 г. были избраны сразу два короля - Генрих I Саксонский и Арнульф Баварский.

Однако несмотря на сепаратизм герцогов, в Германии в это время существовали уже объективные предпосылки для усиления королевской власти. В этом были заинтересованы многочисленные средние и крупные аллодисты, нуждавшиеся в помощи сильной королевской власти. В поддержке со стороны королевской власти нуждались также монастыри и епископства, заинтересованные в расширении церковного землевладения. Кроме того, политическое объединение Германии в то время было необходимо перед лицом внешней опасности; с конца IX в. Германия стала ареной набегов норманнов, а с начала X в. - венгров, обосновавшихся в Паннонии.

Объективные предпосылки для усиления королевской власти в Германии были использованы королями Саксонской династии (919 - 1024), при первых представителях которой - Генрихе I и Оттоне I- фактически сложилось Германское раннефеодальное государство. Генрих I (919—936) искусной политикой добился признания своей власти всеми племенными герцогами, в том числе и Арнульфом Баварским. Используя феодальные распри во Франции, ослабившие ее власть в Лотарингии, и опираясь на поддержку части местных феодалов, он присоединил Лотарингию к Германскому королевству. Успешно велась борьба против набегов венгров.