Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая защита информации (стр. 5 из 8)

Решение вопроса возможно путем установления в УК ответственности за наиболее общественно опасные способы получения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, причем перечень этих способов должен быть исчерпывающим, что позволит избежать ошибок в квалификации таких деяний.

Иной незаконный способ собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, может выражаться, например, в использовании для этого компьютерной техники.

Так, Тагилстроевский районный суд Нижнего Тагила Свердловской области рассмотрел уголовное дело по обвинению Р. по ст. ст.159, 183, 272, 273 УК. В октябре-ноябре 1998 г. Р., пользуясь своим служебным положением, совершил изменение ведомости начисления заработной платы на предприятии так, что у работников, которым начислялось более ста рублей, списывалось по одному рублю, эти средства поступали на счет, откуда Р. их впоследствии и снял. Выполненные им изменения в бухгалтерской программе были квалифицированы по ст.273 УК, сбор сведений о счетах лиц, данные о которых были внесены в базу данных предприятия, - по ст.183 УК, модификация этих данных - по ст.272 УК, а получение начисленных денежных средств - по ст.159 УК.Р. был приговорен к 5 годам лишения свободы условно с лишением права заниматься профессиональной деятельностью программиста и оператора ЭВМ сроком на 2 года.

Часть 2 ст.183 УК формулирует следующий состав преступления:

"Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе".

Следует сразу обратить внимание на то, что термин "незаконные" здесь излишен, так как далее нормой устанавливается одно из основных условий криминализации данного деяния - отсутствие согласия владельца этих сведений. Остается также сожалеть, что законодатель использовал понятие "владелец", а не понятие "обладатель", как это было сделано в ст.139 ГК, т. к. последний термин более точно отражает сущность отношения лица к информации, составляющей коммерческую тайну.

Разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, представляет собой стремление виновного предать такие сведения огласке, так чтобы они стали известны неограниченному кругу посторонних лиц, либо возмездную передачу таких сведений другому лицу или группе лиц, не имеющих право на ознакомление с этими сведениями.

В 1999 г. на одном из крупнейших предприятий г. Воронежа АО "Воронежский дрожжевой завод" произошло событие, вызвавшее серьезный общественный резонанс. В период времени с июня по октябрь этого года, десятки акционеров указанного предприятия подверглись нападениям со стороны неизвестных злоумышленников. При этом в адрес держателей акций высказывались угрозы различного характера и предъявлялись требования продать принадлежащие им акции определенным лицам. Как позже было установлено следствием, причиной этих нападений послужило стремление третьих сил получить право собственности на контрольный пакет акций этого АО. Такое давление на акционеров стало возможным вследствие незаконного разглашения реестра держателей акций, содержащего в себе сведения, носящие характер коммерческой тайны. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.183 УК[31].

Использование рассматриваемых сведений может заключаться в применении собранных сведений на производстве для принятия управленческих решений и т.д.

Часть 3 предусматривает ответственность за те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.

Представляется не совсем оправданным то, что законодатель, определив состав ч.3 ст.183 УК как материальный по признаку причинения крупного ущерба, не раскрывает его содержания, предоставляя такую возможность правоприменителю. Это существенно усложняет квалификацию такого рода деяний, потому как непонятно, из чего должен исходить правоприменитель, определяя размер причиненного ущерба, тем более что оценить коммерческую конфиденциальную информацию в материальном выражении можно только субъективно, а каких-либо четких правовых положений, определяющих порядок такой оценки, на настоящий момент не существует. Можно предположить, что к крупному ущербу можно отнести, в частности, случаи причинения материального ущерба, существенно отразившегося на финансовом состоянии фирмы, банка иной коммерческой структуры, однако не повлекшего банкротства, иных тяжких последствий. В противном случае такие деяния должны квалифицироваться по ч.4 рассматриваемой статьи.

При оценке действий, совершенных из "корыстной заинтересованности", следует установить то, что мотивом совершения преступления стало стремление к обогащению, за счет собирания, разглашения или использования указанных сведений.

Так, СУ при МВД Республики Башкортостан 23 июня 1999 г. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.158 УК по факту несанкционированного доступа к сети Интернет. Злоумышленники сканировали удаленные компьютеры, незаконно копировали пароли и учетные имена (т.е. информацию, составляющую коммерческую тайну) зарегистрированных пользователей сети, а затем использовали их при работе в Интернет, выдавая себя за зарегистрированных пользователей, причиняя им материальный ущерб. В ходе следствия М. и Н. было предъявлено обвинение, их действия были квалифицированы по ст. ст.183 и 272 УК. Несанкционированное копирование учетных имен и паролей для доступа было квалифицировано по ст.183 УК. То, что рассматриваемые деяния не были квалифицированы по ст.165 УК представляется упущением следствия.

Часть 4 предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частями второй или третьей рассматриваемой статьи, повлекшие тяжкие последствия. Под тяжкими последствиями можно понимать банкротство организации, фирмы в результате преступных действий виновных, либо, например ситуации, когда представители организованных преступных групп, получив незаконным путем конфиденциальную коммерческую информацию о клиенте банка, совершают в отношении него вымогательство или иное тяжкое преступление.

Субъектом преступления (за исключением ч.2) является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Субъект ч.2 - специальный - лицо, которому сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну, стали известны по службе или работе, при чем лицо осознает, что эти сведения составляют одну из перечисленных видов тайн.

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. Формулировка статьи исключает уголовное преследование лиц, разгласивших конфиденциальные сведения либо иным способом допустивших ознакомление с ними в результате неосторожности.

Статья 189 УК предусматривает ответственность за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Целью статьи является охрана порядка осуществления экспорта объектов интеллектуальной собственности и услуг, имеющих стратегическое значение для поддержания обороноспособности страны и международной безопасности, а также охрана жизни и здоровья населения.

Основным нормативным документом, регламентирующим внешнеторговую деятельность, является Закон Российской Федерации от 13 октября 1995 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"[32].

Перечни технологий, видов информации и услуг, а также соответствующего вооружения и техники, экспорт которых запрещен, устанавливаются рядом нормативных актов, к числу которых относят: Указы Президента Российской Федерации: от 14 февраля 1996 г. "Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль"[33], от 21 февраля 1996 г. "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется"[34], от 26 августа 1996 г. "О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения"[35] с утвержденным списком таких товаров и технологий и др.

Объективная сторона данного преступления выражается в незаконном экспорте технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль.

Под экспортом понимают любые виды вывоза технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе.

Технология - вся совокупность специальной информации, которая требуется для разработки, производства и использования (применения) любого вида оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

Научно-техническая информация включает в себя материальные носители информации о любых стадиях разработки оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.