Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая защита информации (стр. 6 из 8)

Преступление окончено с момента совершения общественно опасных действий, наступления преступных последствий не требуется.

Субъектом данного преступления являются лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, руководители юридических лиц, которые в силу своего должностного (служебного) положения обладают соответствующей информацией, принимают окончательное решение об экспорте.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, лицо знает об имеющемся запрете на экспорт технологии и услуг данной категории, знает о содержании и характере экспортируемых материалов, но умышленно совершает ряд действий, направленных на экспорт технологий, информации, умышленно уклоняясь от прохождения специального экспортного контроля.

Уголовно-правовая охрана сведений, содержащих государственную тайну, закреплена в некоторых нормах главы 29 УК “Преступления против конституционного строя и безопасности государства”. К преступлениям, посягающим на данный вид информации с ограниченным доступом, относятся следующие составы:

· государственная измена (ст.275 УК);

· шпионаж (ст.276 УК);

· разглашение государственной тайны (ст.283 УК);

· утрата документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК).

Все вышеперечисленные составы взаимосвязаны между собой и имеют сходную конструкцию. Об этом говорит также то, что формами государственной измены являются шпионаж и выдача государственной тайны, которые в зависимости от субъекта, субъективной стороны и других обстоятельств выступают в качестве самостоятельных составов.

Шпионаж как способ совершения преступления предусмотрен двумя составами: это либо одна из форм государственной измены (ст.275 УК), в случае если это деяние совершено гражданином России, либо специальный состав преступления - при совершении иностранцем или лицом без гражданства (ст.276 УК). По своей сути шпионаж может заключаться в следующем:

1) в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну;

2) в передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных (не составляющих государственную тайну) сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Передача сведений может осуществляться устно, письменно, с помощью шифров и кодов, лично, через посредников, с использованием почтовой, радио, телефонной, телеграфной, компьютерной связи, тайников и т.п.

Собирание осуществляется путем выведывания (опроса), наведения справок, сбора образцов, наблюдения, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств, исследования предметов и документов (включая их фотографирование, снятие копий, изготовление выписок, чертежей, схем и зарисовок), контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров, съема информации с технических каналов связи, извлечения сведений из ЭВМ и т.д.

Наглядным примером профессионализма сотрудников ФСБ России является недавнее задержание 25-летнего двойного агента спецслужб Литвы и США под псевдонимом "Студент". Шпионская деятельность последнего была пресечена при попытке неправомерного доступа в файлы компьютерной системы ФСБ, содержащей сведения об обеспечении информационной безопасности Российской Федерации[36].

Представляется, что как шпионаж не должны расцениваться действия лиц, получающих интересующую информацию путем обработки сообщений средств массовой информации.

Похищение сведений состоит в неправомерном изъятии у собственников или владельцев, пользователей материальных носителей информации: документов, фото-, кино-, видео-, аудиоматериалов, машинных носителей и т.д., содержащих сведения, составляющие государственную тайну, а также предметов (изделий, приборов, оружия, веществ), сведения о которых составляют государственную тайну.

Хранение сведений представляет собой сбережение лицом у себя, у других лиц либо в специально подготовленных местах, хранилищах, помещениях и т.д. материальных носителей с информацией, составляющей государственную тайну, которые могут быть до этого похищены, изготовлены самим лицом (например, в виде копий, отчетов, сообщений и т.п.) или добыты каким-либо иным путем (например, получены от третьих лиц).

Выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям, как и шпионаж, совершенный гражданином Российской Федерации, является одной из форм государственной измены (ст.275 УК).

20 ноября 1997 г. следственным отделением Управления ФСБ РФ по Тихоокеанскому флоту было возбуждено уголовное дело в отношении капитана 2 ранга Пасько Г.М. по признакам преступления, предусмотренного ст.275 УК. Пасько Г.М. обвинялся в том, что он в период 1996-1997 г. г. неоднократно, как по поручению организаций - японской телерадиокорпорации "NHK" и японской газеты "Асахи Симбун", так и по собственной инициативе собирал различными способами в воинских частях, отделах и управлениях флота, хранил с целью передачи названным представителям иностранных организаций и передал за материальное вознаграждение документы и сведения, составляющие государственную тайну[37].

Выдача государственной тайны состоит в сообщении лицом сведений, составляющих государственную тайну, иностранным организациям или их представителям любым способом. Принято считать, что выдача государственной тайны отличается от шпионажа способом завладения лицом сообщаемыми сведениями. При выдаче он не собирает и не похищает их, а становится их обладателем при каких-либо других обстоятельствах (узнает по службе или работе, из случайного разговора, находит и т.п.).

В рамках иного оказания помощи могут быть совершены такие действия как разглашение государственной тайны по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, но без передачи или выдачи им (например, в средствах массовой информации в целях компрометации Российской Федерации), уничтожение носителей государственной тайны, повреждение и фальсификация компьютерной информации, содержащей такую тайну, и т.п.

Разглашение государственной тайны (ст.283 УК), состоит в предании ее гласности лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если составляющие тайну сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены.

Это преступление может совершить лишь лицо, которому сведения, составляющие государственную тайну, стали известны по службе или работе, либо были доверены при тех или иных обстоятельствах, например, в ходе предварительного следствия, судебного процесса и т.п. Так, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 г. разъясняется, что за разглашение государственной тайны должны нести ответственность также и те, кому указанные сведения были доверены, и при обстоятельствах, не связанных с их службой или работой.

Утрата документов, содержащих государственную тайну, заключается в нарушении лицом, имеющим доступ к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий. Обязательным признаком является наступление тяжких последствий, т. к. в противном случае уголовная ответственность не наступит. К тяжким последствиям относятся случаи, когда утраченные документы стали достоянием иностранной разведки, когда утраченный предмет представлял огромную научную и техническую ценность и т.п.

Исходя из вышеизложенного, можно с большой долей уверенности утверждать, что закон РФ "О государственной тайне", ряд статей Уголовного кодекса РФ и другие нормативно-правовые акты позволяют говорить о наличии сформулированной законодательной базы, направленной на защиту государственной тайны.

Совершенно очевидно, что по степени значимости служебную тайну нельзя сравнивать с государственной, т. к. последняя, несомненно, важнее. Однако в существующем перечне конфиденциальной информации служебная тайна занимает, на наш взгляд, одно из первых мест, потому что от обеспечения ее безопасности зависит нормальная деятельность органов государственной власти, в частности, правоохранительных органов.

В действующем УК не содержится нормы, прямо устанавливающей ответственность за противоправное распространение информации, составляющей служебную тайну. Однако ответственность за разглашение сведений, составляющих определенные виды служебной тайны, предусмотрена ст. ст.310, 311, 320 УК.

Указанные составы преступлений разграничиваются в зависимости от предмета преступления (разглашаемых сведений) и субъектов общественно опасных деяний.

Предметом преступления, предусмотренного ст.310 УК, являются документированные данные предварительного следствия, ставшие известными участнику уголовного процесса. Субъектом данного преступления может быть понятой, свидетель, потерпевший, защитник и любой другой участник уголовного процесса, достигший 16 лет и предупрежденный следователем о необходимости хранить в тайне известные ему сведения по делу.

Преступления, предусмотренные ст. ст.311 и 320 УК, имеют своими предметами сведения о мерах безопасности применяемых:

· в отношении судьи и участников уголовного процесса (ст.311);

· в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст.320 УК).

Правовые источники и механизмы применения мер безопасности в отношении категорий лиц, перечисленных в диспозициях ст. ст.311 и 320 УК, различны. Так, в соответствии с ФЗ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 6 января 1999 г., 29 февраля 2000 г., 18 июня 2001 г) [38] к лицам, подлежащим государственной защите, относятся: