Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика грабежа (стр. 5 из 11)

Психическое насилие, т.е. запугивание, угроза применения рассмотренного выше физического насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего, впервые введена законодателем в качестве квалифицирующего признака состава грабежа. При всем этом, в уголовно-правовом смысле физическое или психическое насилие выступают при совершении грабежа в двух качествах:

1) средства открытого изъятия имущества;

2) средства удержания уже изъятого имущества.

При применении или угрозе насилия объектом преступления становятся не только отношения собственности, но и личность потерпевшего. Под насилием, не опасным для жизни и здоровья потерпевшего, понимается насилие, которое может выражаться в причинении легких телесных повреждений, не повлекших за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, в нанесении потерпевшему ударов, побоев, ограничений или лишении его свободы.[37]

Последствия применения при грабеже насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего, могут образовывать самостоятельные составы преступления, предусмотренные ст. 106 УК РК - побои и ст. 126 УК РК -незаконное лишение свободы. Возникает проблема соотношения грабежа с данными составами преступлений. Это соотношение проявляется в конкуренции части и целого, где целым выступает насильственный грабёж, а частью - побои или лишение свободы. Данная конкуренция разрешается в пользу целого, поэтому действия виновного квалифицируются только как грабёж. Ст. 106 УК РК полностью охватывается составом грабежа, и дополнительной квалификации не требует. Что же касается ст. 126 УК РК, то это состав насильственного грабежа охватывается только ч.1 и п. а), б), д), ж), з) ч.2 ст. 126 УК РК; а ч. З требует квалификации действий по совокупности.

Определение подлинной степени тяжести примененного насилия - важное условие квалификаций действий виновного по части 2 статьи 178 УК РК. Поэтому, по, такого рода уголовным делам, в пограничных ситуациях следует назначать судебно-медицинскую экспертизу на предмет установления характера и тяжести насилия, примененного к потерпевшему.

Насилие, применяемое виновным с целью избежать задержания после окончания кражи, не свидетельствует о перерастании ее в грабеж.

Под насилием, опасным для жизни и здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение потерпевшему средней тяжести телесного повреждения (пункты 15-17 Правил судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений, утвержденных приказом Министерства здравоохранения СССР от 11 декабря 1978 г. N 1208), либо легкого телесного повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности (пункты 20-21 Правил), а также иное насилие, которое хотя и не причинило указанного вреда, но в момент применения создавало реальную угрозу для жизни и здоровья потерпевшего.

Действия виновных, начатые как кража при применении в дальнейшем к потерпевшему насилия с целью удержания похищенного, должны квалифицироваться как грабеж или разбой.

2.2 Грабёж, совершенный неоднократно

Совершение одним и тем же лицом хищения чужого имущества не в первый раз в уголовном праве всегда расценивалось как обстоятельство, свидетельствующее о повышенной общественной опасности виновного, стремление к незаконному обогащению у виновного в этих случаях выступает уже как весьма стойкая антиобщественная установка. Поэтому в уголовном законодательстве Республики Казахстан неоднократности хищения всегда придавалось значение квалифицирующегося обстоятельства.

Неоднократное совершение лицом грабежа чужого имущества признаётся обстоятельством, повышающим, прежде всего общественную опасность личности преступника, а отсюда и совершённых им преступных действий

Указывая на неоднократность грабежа, закон в равной мере имеет в виду, как совершенное во второй раз, так и в любой последующий после первого преступления раз. Однако очевидно, что общественная опасность лица, совершающего преступления многократно, значительно выше, чем субъекта, не только впервые, но даже во - второй раз преступившего законодательный запрет.

Повторение одним лицом преступлений, особенно однородных, есть показатель того, что преступление не явилось для него случайным эпизодом. Указом президента Республики Казахстан» имеющей силу закона, от 12 мая 1995 года, были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательное акты Республики Казахстан, в том числе и в Уголовный кодекс. Глава шестая Уголовного кодекса Республики Казахстан изложена: «преступления против собственности», и в пункте «8» части 2 примечания к ст. 173 УК устанавливается понятие неоднократности хищений.

То обстоятельство, что понятие неоднократности хищении чужого имущества сформулировано в самом законе, устраняет или, по меньшей мере, ограничивает возможность произвольного толкования этого признака, пункт «3» примечания к ст. 175 УК устанавливает: «Неоднократным 1 статьях 175 (кража), 176 ( присвоение или растрата вверенного чужого имущества), 177 (мошенничество) 176 (грабеж), 179 (разбой), 180 (хищение предметов, имеющих особую ценность), 181 (вымогательство) настоящего Кодекса признается совершение преступления, если ему предшествовало совершение одного или более преступлений, предусмотренных этими статьями, а также статьями 148 (хищение либо вымогательств радиоактивных материалов), 255 (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), 260 (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ) настоящего Кодекс».

Определяя признак неоднократности преступлений против собственности, законодатель не связывает его с прежней судимостью за перечисленные им преступления: лицо признается совершившим хищение неоднократно в том случае, когда за ранее совершенное преступление оно к ответственности не было привлечено.

Особенность неоднократности, указанной в пункте «3» примечания к ст. 175 УК РК с точки зрения содержания образующих её" преступлений, состоит в том, что законодатель считает перечисленные в примечании преступления против собственности, как однородные, однотипно характеризующие антисоциальную сущность преступного деяния, так и личность виновного.

Для наличия квалифицированного грабежа чужого имущества достаточно, чтобы он стал вторым преступлением после тех, которые указаны в пункте «3» примечания к ст. 175 УК РК. Так как многократность, системность совершения грабежа не является его самостоятельным квалифицирующим признаком, то в этих случаях квалификация остается по части 4 ст. 178 УК по признаку неоднократности. Однако при условии, что виновное лицо до совершения последнего преступления не было признано особо опасным рецидивистом.

Пленум Верховного Суда Республики Казахстан в постановлении № 9 от 25 июля 1996 года «О некоторых вопросах квалификации хищений имущества» указал: «при оценке имеющейся у виновного судимости в качестве признака, образующего повторность совершения преступления, следует иметь в виду, что наряду с перечисленными в пункте "а" примечания к ст. 76 УК РК «статьями УК РК, повторность может создавать и судимость за аналогичные преступления, которые предусматривались соответствующими статьями Уголовного кодекса в ранее действовавшей редакции».

Перечень указанных в п. «3» примечания к ст. 175 УК РК преступлений, совершение которых в прошлом влечет признание последующего хищения неоднократным, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Неоднократными могут признаваться лишь такие преступления преступные действия виновного, когда каждое из них образует признаки самостоятельного состава преступлений, и отделено от последующего определенным, пусть даже небольшим, промежутком времени. Кроме того, - и это особенно существенно, - на совершение каждого нового преступления у субъекта должен вновь возникать самостоятельный умысел, именно тот факт, что виновный неоднократно заново решается на совершение нового хищения, придает его действиям и самой личности повышенную общественную опасность.[38]

Для неоднократности требуется, чтобы одно лицо совершало не менее двух раз такие общественно опасные деяния, каждое из которых было бы признано преступлением. При определении неоднократности недопустимо, учитывать деяния, которые совершены в возрасте, исключающем уголовную ответственность. Равным образом нельзя учитывать преступления, судимость по которым погашена за стечением установленных законом сроков, или снята вследствие амнистии, либо досрочно по определению суда, а также, если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности, или истекли сроки давности привлечения за такое преступление к уголовной ответственности. Не признается неоднократным продолжаемое преступление, то есть преступление, состоящее из ряда одинаковых преступных деяний, которые охватываются единым умыслом и целью и образуют в целом одно преступление (ст. 11 УК РК). Закон, как известно, преступлением признает не только оконченное деяние, но и неоконченное (приготовление и покушение). Поэтому признак неоднократности грабежа могут образовать факты приготовления к нему и покушения на его совершение. При этом не представляет сложности квалификации покушения на хищение, совершенное лицом, ранее судимым за одно из перечисленных в примечании к ст. 175 УК Республики Казахстан преступлении: оно должно квалифицироваться как покушение на неоднократное совершение соответствующего вида хищения чужого имущества.