Смекни!
smekni.com

Салазаровская Португалия (стр. 3 из 5)

Для обретения политической стабильности в государстве Салазар законодательно закрепляет в Конституции 1933 года систему цензовых ограничений, как необходимого атрибута возникновения и существования гражданского общества. К системе цензовых ограничений в салазаровской Португалии относились: возрастной ценз, образовательный, имущественный ценз, ценз оседлости и «антибраганцский» ценз.

Пассивным избирательным правом, т.е. правом избирать, пользовались как мужчины, так и женщины. Мужчины: достигшие 21 года, умеющие читать и писать, а из тех, кто не умел читать и писать, лишь те, которые платили прямые налоги. Женщины: достигшие 21 года, но лишь те, кто имел дипломы о наличии у них среднего или высшего образования. Президентом республики мог стать гражданин Португалии, являющийся таковым со дня своего рождения, достигший 35 лет; на пост президента республики не могли быть избраны члены и родственники (до 6-й степени родства) браганцской королевской династии.

Указанные положения Конституции позволяли отсекать от участия в политической жизни страны значительную часть населения: в выборах и плебисцитах, которые проводило салазаровское правительство, участвовало около 10 % населения страны. Однако для существования в Португалии гражданского общества это было как раз необходимое число граждан.

При проведении своего политического курса Салазар тесно и активно сотрудничал с Католической Церковью, в лице которой он нашёл верного союзника своим начинаниям. Несмотря на то, что, согласно статье 46 Конституции 1933 года, церковь была отделена от государства, она пользовалась поддержкой государства, оказывая непосредственное влияние на внутреннюю жизнь страны. В свою очередь, духовенство оказывало необходимое воздействие на свою паству с тем, чтобы обеспечить поддержку проведению салазаровских реформ. 7 мая 1940 года Салазар заключил конкордат с Ватиканом, согласно которому католическая церковь в лице португальского епископата получила большие привилегии.

Государственный строй

Салазаровские преобразования коснулись и государственного аппарата. Государственный строй салазаровской Португалии, хотя вся полнота власти была в руках Салазара, формально приобрёл форму президентской республики.

Высшим должностным лицом республики, главой государства и её символом, согласно Конституции 1933 года провозглашался президент, избираемый прямым голосованием граждан на семилетний срок. С 1928 года, переизбираясь в 1935, 1942, 1949 годах, вплоть до своей смерти в 1951 году этот пост занимал генерал Кармона. Парламент не мог отстранить президента от власти; президент был ответственен непосредственно только перед народом.

Президент имел право созывать парламент на экстренные сессии, а также обладал правом его роспуска. В компетенцию президента входило право назначить или уволить Председателя Совета министров, а также утверждать, по представлениям премьера, кандидатуры других министров. Члены правительства во главе с премьером были ответственны только перед президентом. Акты президента должны были скрепляться подписью Председателя Совета министров и должного министра. Президент является Председателем Совета Национальной обороны, осуществлявшего общее руководство вооружёнными силами в мирное время; а также Председателем Высшего Совета Национальной обороны, осуществлявшего руководство вооружёнными силами в военное время.

При президенте существовал совещательный орган – Государственный Совет, в который входили: Председатель Совета министров, Председатель Национального Собрания, Председатель Корпоративной Палаты, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор и 5 членов Совета, назначенных президентом пожизненно.

Законодательную власть в «Новом государстве» представляли и осуществляли Кортесы, состоявшие из 2-х палат: Национального Собрания и Корпоративной Палаты. Корпоративная Палата представляла собой сугубо консультативный и совещательный орган, в компетенцию которого входило обсуждение законопроектов, а также международных договоров и соглашений перед передачей их в Национальное Собрание. Заседания Корпоративной Палаты, в которой заседали 97 человек, проводились непублично, посекционно по ряду направлений: экономическим, социальным, духовным и интеллектуальным вопросам.

В компетенцию Национального Собрания, заседавшего в течении 3-х месяцев в году, входили разработка и принятие законов, ратификация международных договоров, решение вопросов, связанных с установлением государственных границ, объявление или отмена осадного положения в стране. Депутаты Национального Собрания в количестве 90 человек избирались прямым голосованием сроком на 4 года.

Президент республики обладал правом «вето» на неугодный ему законопроект. Не опубликованный в течение 15 дней после его принятия Национальным Собранием законопроект возвращался для доработки в парламент на повторное обсуждение. Преодолеть «вето» президента, обязав его опубликовать закон, можно было лишь в том случае, если возвращенный на новое обсуждение законопроект соберёт 2/3 голосов членов Национального Собрания.

Конституция 1933 года предусматривала и то, что в случае государственной необходимости президент и правительство также обладали правом издать декрет, имеющий силу закона, как в перерывах между сессиями, так и во время сессий парламента. Впоследствии указанный декрет, однако, должен был поступать на утверждение Национальному Собранию.

Особое внимание при проведении государственных преобразований было уделено и колониальному вопросу. Сохранение национальной целостности страны, развитие и процветание её колониальных владений вкупе с приобщением местного населения к благам и культуре португальской цивилизации являлись основными целями колониальной политики Салазара. Основным законодательным актом, регулирующим взаимоотношения между метрополией и колониями в этом вопросе, являлся «Колониальный акт» от 08.07.1930 года.

В соответствии с «Колониальным актом», вопросами, связанными с управлением колониями, заведует Министерство колоний. Министерство колоний утверждает бюджет колонии. Возглавляет колонию генерал-губернатор или губернатор, назначаемый на эту должность министром колоний (в 1930-м году эту должность занял Салазар). Министерство осуществляет жесткий контроль действий губернаторов колоний. Каждые 3 года министерство организует конференцию губернаторов колоний, а раз в 5 лет проводятся конференции по экономическим вопросам, связанным с управлением колониями.

При губернаторе колонии создаются советы, исполняющие чисто совещательные функции, куда входят губернаторы провинций, административные инспектора, лица, назначаемые губернаторами, а также лица, избираемые на эти должности. Помимо губернаторов административный аппарат колоний включает в себя административных инспекторов, окружных интендантов, начальников поста, а также старост из местного населения.

Внешняя политика

В области внешней политики Салазар так же, как и во внутренней, держался умеренных консервативных взглядов. Его целью было не только сохранить за Португалией её колониальные владения, но и стремление добиться независимого внешнеполитического курса, поэтапного освобождения своей страны из финансовой кабалы, в которой та пребывала до его прихода к власти. Напомним, иностранный капитал, прежде всего английский, имел сильные позиции в Португальской республике.

Исходя из поставленных перед собой целей, Салазар, самолично с 1936 по 1947 годы возглавлявший МИД Португалии, сохраняя теплые и дружеские отношения с Англией, активно сотрудничает с гитлеровской Германией, хотя не питает каких-либо личных симпатий к Гитлеру. Причинами активного сотрудничества Салазара с Гитлером была острая заинтересованность португальской экономики в установлении и расширении устойчивых связей с Германией. Импорт германских товаров в 1938 году составил 16,8% против 12,5% в 1935 году, в то время, как доля участия Англии понизилась с 25,8% в 1935 году до 17% в 1938 году.

В 1936 году, с началом гражданской войны в Испании, Салазар оказывает активную помощь и поддержку генералу Франко, поставляя последнему оружие и добровольцев. По имеющимся данным, на стороне Франко в разное время сражалось до тридцати тысяч португальских добровольцев («вириатов»), что составляло половину численности португальской армии к началу Второй Мировой войны. Между режимами Франко, после его прихода к власти, и Салазаром установились тёплые и дружеские отношения.

С началом Второй Мировой войны Португалия заняла жесткую позицию нейтралитета, о чем было заявлено Салазаром в сентябре 1939 года. Более того, он сумел уговорить Франко отказаться от участия Испании в развязавшейся войне. В то же время Салазар, сохраняя нейтралитет, не забывал о тех выгодах, которые может получить страна, сотрудничая с противоборствующими сторонами. Португалия активно поставляла стратегические материалы и продовольствие воюющим сторонам, накапливая за счёт этого большие валютные резервы.

Правительство Салазара осуществляло активное сотрудничество с правительствами Германии и Италии в области поставки стратегического сырья, прежде всего, вольфрама. В 1942 году экспорт в Германию вырос в 8,5 раз по сравнению с 1935 годом, в 1943 году в 6,9 раз. До начала Второй Мировой войны, Португалия, на протяжении многих десятков лет бывшая постоянным должником Англии, в 1940 году становится её кредитором. За четыре года войны Англия задолжала Португалии около 18 млн. фунтов стерлингов, фактически общую сумму инвестиций Англии в экономику Португалии. В 1944 году Салазар возобновил соглашение с Южно-Африканским Союзом о поставке туда негритянских рабочих из Мозамбика.