Смекни!
smekni.com

Искусство безыскусности (стр. 1 из 3)

Искусствобезыскусности

СветланаРудзиевская

ОсобопоказательнойприрассмотрениифеноменажизнетворчествавконтекстедневниковогожанраявляетсяфигураМ.М.Пришвина, писателясредкимдневниковымдаром, чьяличностьитворческаясудьбатребуютвсвязисэтимновогоосмысления. ИмяПришвинадавнонаходитсясредиимёнклассиков, произведениякоторыхневызываютспоровиполемик, ихтематикапривычноопределяетсяпонятиямиприродыинравственности. Поклонникиписателяите, ктонелюбитеготворчества, оставляютсвоюпозициюбезлишнихобъяснений. Ипривсейсвоейочевидностиинепроблемностипришвинскаяпрозаоказываетсядвулика, заключаявсебеодновременнонеизъяснимуютайнуиобщиеместа. Парадоксчитательскоговосприятияобусловленнетолькорасхождениемвстилистическихвкусахитематическихпредпочтениях. ГлавныйдарПришвина-писателяиПришвина-человека–чистотасердца, исполненноголюбвииблагодарностикжизни, поэтомупрозуПришвинанадоещёуметьчитать. Разделитьсавторомчувствокрасотымогутчитателисостольжеотзывчивымсердцем.

“Яодинизтехстранныхрусскихписателей, которыеискусствосвоё [мерят] самойжизнью”, –писалПришвинвдневникеот 27 октября 1922 года. Тесноеродствоегодневниковогоихудожественноготворчествасвязаносхарактеромталантаписателя–цельностьюпервичногоощущенияжизни.

Пришвинвошёлвлитературупоздно, вначале 1900-х, с 1905 годаберутначалоиегодневники (ранние, юношеские, писательуничтожил). Просматриваядневниковоенаследиевцелом, можнозаметить, какрезкоотличаютсяипостилистике, ипоматериалудневники 1910-хгодов. ЭтоещёнедневникиПришвина: записи 1908–1913 годов–болеепроза (очерки, рассказы), чемдневники. Втегодышлостановлениеписателя, иПришвинсамнедоконцаосозналсвоёпризвание. “Ямогуписатьвсюжизньодругихлюдях, скрываясебя. Могунаписатьоднутолькокнигуосамомсебе. Могу, наконец, создатьвокругсвоейтайныискусство... Чтоизбрать? Пустьвремярешит”, –писалон 4 мая 1907 года.

Покачеловекстоялнаперепутье, еговзглядзаменялвзглядлитератора. Отсюдасмешениежанровдневникаипрозы, котороетревожилоисамогоавтора. “Пишетсялегкоисвободното, чтопережил. Значит, нужнописатькакможноточнееименьшесочинять. Ноеслитак, токаквозвыситьсяотформыдневникаизаписокдохудожественнойформы” (16 апреля 1909). В 1911 годуПришвинзапишет: “Пересматриваяматериалы 3-готома, пришёлкзаключению, чтовсемоилучшиеписанияоснованынаописаниисвоихнепосредственныхвпечатлений. Иззамысловничегоневыходит. Извоспоминанийтоже”.

Времяшло, ивопросы, поставленныеписателем, разрешались: вразныегодыподневниковымматериаламбылисозданы«Календарьприроды», «Леснаякапель», «Глазаземли»... ДневниковоеначалопрозыПришвинастановилосьочевидным, являясвоеобразиееготаланта–талантаневымыслов, авпечатлений.

“Писательтот, ктоумеетследитьзасобственной, личнойсвоейжизнью, –этопервое, этогодовольно, чтобысделатьсяписателем, –формулировалПришвинв 1937 году, –ночтобысделатьсяписателем-художником, нужноещёэтосвоёувидетьотражённымвмиреприродыичеловечества”. Дневники, содержаэтюды, зарисовки, стихотворениявпрозе, философскиеразмышления, представлялиэто“своё”. Прозаическиепроизведения, создаваемыевстилепришвинскогореализма, давали“видениедушичеловекавобразахприроды”. Нокачествомпрозыдневникинеуступалихудожественнымпроизведениям. Сложилсясвойдневниковыйстиль.

“Сначаласвоейписательскойработыяведудневники, нотолькоктридцатигодамэтидневниковыезаписивылилисьвзаконченнуюформупоэтическойминиатюры”, –напишетпотомПришвин. Очерк, рассказ, главкапроизведения–формаминиатюрытакилииначепрослеживаетсявтворчествеписателя. Чемпривлекалаонаавтора?

“Маленькиерассказыуписателя–этознакиеголичнойживостиинепосредственногоучастиявжизни... кажется, самаискрящаясяжизньихдаётиавторнаходусхватываетэтиискорки...” (иззаписиот 2 октября 1935 года). Тожестремлениесхватитьмигижизни. Пришвинвышелиз“серебряноговека”, ихотяконцепцияжизнетворчествапринадлежаласимволистам, дляПришвинаонабыланеидеей, асамойданностью, заключённойвприродномскладееголичности.

“Личнаяживость”, “непосредственноеучастиевжизни”–такиеприоритетыхарактерныдляоткрытоговсемуновомучеловеческогосердца, вглубинекоторогосовершаетсятаинственныйходЖизни. Неслучайнодляавторазначимо“находу”, ионкладётвосновуискусствадневника“достоверностьсердца”.

“Ядолгоучилсязаписыватьзасобойпрямонаходуипотомзаписанноедомапереноситьвдневники (заметимитрадициюВ.В.Розанова. –С.Р.). Всёнаписанноеможнопотом [складывать], нотольковпоследниегодыэтизаписиприобрелиформунастолькоотчётливую, чтоярискуюснейвыступить, –пишетПришвин 10 июня 1940 года, готовякпубликации«Леснуюкапель», первоепроизведение, построенноевжанредневника. –Янепервый, конечно, создательэтойформы... Нояприспособилеёксвоейличности, иформамаленькихзаписейвдневниксталабольшемоейформой, чемвсякаядругая”.

Итак, к 1940 годухудожникнетольконаходитсвоюформу, ноиутверждаетсявней, осмелясьвступитьсличнойнаходкойвбольшуюлитературу. Ещёраньшетакаяпопыткабыласделанав 1925 годув«РодникахБерендея» (в 1930-егодыпроизведениепереработанов«Весну»«Календаряприроды»). В 1938 годуПришвиннапишетобэтом: “Надрейфующейльдиневсякаязаписьзначительна: всталрано, вышел, трещинавтомжеположенииит.п. Яразвообразилсебялетящимпассажиромназемномшареисталотмечатьежедневныепеременывприроде: такполучились«РодникиБерендея»”. Однако«Весна»в«Календареприроды»–формавсё-такитрадиционнопрозаическая, ссюжетом, героями; дневниковыезаписииспользованывнейкаквставныедетали, неболее. ПодобныйприёмПришвинымпрактиковался, ипостепеннопутьотдневниковкпрозестановилсяметодомработыписателя.

19 сентября 1921 года: “Еслимненеудастсянаписатьпродолжение«Чёртовойступы», топридётсянаписатькнигувформедневника, где [в] различныехудожественныепроизведениямоибудутвкрапленыстраницымоейжизни”.

5 ноября 1936 года: “Расписываюдневникпокарточкаминадеюсь, что, когдавсёвыпишу, вголовеповестьокончательнооформится, итогдаянапишуеёвсюводинмесяц” (оненаписаннойповести«Счастливаягора»).

Чемболееукреплялсядневниковыйстильавтора, темболееосознаваласьписателемегосамостоятельнаяхудожественнаяценностьиросложеланиевыйтикчитателюсдневникамибезпеределкиихвпрозу.

2 июля 1946 года: “Читалсегоднядневники, имелькнуламысльотом, чтобывыбратьизвсехдневниковзаписиисделатькнигу«МихаилПришвин. Дневник»”.

22 апреля 1949 года, размышляяопоследнихтворческихпланах (Пришвинтогдаработаетнадроманом«Осударевадорога»): “Ато, можетбыть, ипробоватьнебуду, авозьму... инапишуиздневниковкнигу«Завещание»”.

Последниегодыжизни, начинаясконца 1940-х, –работанад«Глазамиземли», книгой, обозначеннойужепрямо–дневникписателя.

ВчёмжетайнатворческогопутиПришвина, незамеченнаятайнастольпонятного, казалосьбы, автора? ВсравнениисопытамидругихписателейвдневниковомжанредневникиПришвинаотличаютпостоянствоивысотахудожественногоуровня, атакжеединствостиля: дажеделовыезаписинеконтрастируютрезкособщимстилемповествования. Несмотрянаточтоспецификажанрапредполагаетразрозненностьзаписейиреальнатенденциякихзамкнутости, аПришвин–автордневникаизвестенкакмастерминиатюры, говоритьоегодневникахкакоцельнойкнигевполнеправомерно, ивэтомещёодназагадка.

“Дневникпишетсяилидлясебя, чтобысамомуразобратьсявсебеивродекакбыпосоветоватьсяссамимсобой, илипишетсяснамерениемявнымилитайнымвойтивобществоивнёмсказатьсвоёслово. Впоследнемслучае... этоможносделать, лишьеслисумеешьотсебяотказаться. Впрочем, инетолькодневник, ноивсёчеловеческоетворчествосостоитвтом, чтобыумеретьдлясебяиливозродитьсявчём-тодругом” (20 февраля 1946).

ФеноменхудожественностидневниковПришвина, возможно, связанстем, чтообемотивациисовмещалисьуписателя, точнее, оннеотделялдневникоттворчества. Отсюдавдневникахпринеподдельнойчеловеческойискренностисовершенствохудожественнойформы (отказотсебя) исохранениепервичногоназначенияжанра (длясебя). Отказотсебякаксвойствохудожническойнатурыбылнастолькоорганичендляавтора, чторазницамеждуПришвинымвжизни (дневник) иПришвинымвтворчестве (проза) пропадала. Онпростонемогписатьпо-другому, дажедлясебя, являя, такимобразом, типзаконченногохудожника (илицельногочеловека). Причёмтворческоедвижениешлоименноотчеловекакписателю, аненаоборот.

Ю.Олешавдневникахтоженемогписатьпо-другому, ноеготворческийимпульсшёлотписателякчеловеку, илитераторчеловекапоглотил. ПоэтомуОлешуможносчитатьантиподомПришвинавдневниковомжанре: егодневники–автобиографическаяпроза, тоестьтажелитература; дневникиПришвина–прозасовсеминого, дневниковогокачества, тоестьнестольколитературноетворчество, сколькожизнетворчество. Исамписатель, вероятно, сознавалуникальностьсвоегодара, неслучайнотакнастойчивостремилсяонвыйтиснимкчитателю.

И«Леснаякапель», и«Глазаземли» (аонитожеимелирабочееназвание«Капель») создавалисьписателемсустановкой: почемубыненаписатьэтотакже, какяпишудневники? Своегородатворческийэксперимент: имитациядневниковогостиля, идаженевбуквальномповторении (выдержекиздневниковнестольмного), аподуховномунастрою. Отсюдаиавторскоеименование«Капель»: капля–символдневниковоготворчествадляПришвина (вспомнимзапись: “Сердценеуспеваетостыть, покабываетоформленозначениепадающейиздушикаплиполногочувства...”).

Смоглиприблизитьсяавторкформедневникавпозднихпроизведениях? Несмотряначастичныеудачи, вцелом–несмог. «Леснаякапель»и«Глазаземли»–литературнопостроенныепроизведения. Чтобыточнееопределитьразличиедневниковипрозы, необходимоподробнеерассмотретьихсоотношение.

19 марта 1926 годаПришвинделаетзапись: “Читалзапискипрошлойвесны. Простоудивительно: всяжизньцеликомушлавкнигу«РодникиБерендея»”. Дневниковыезаписиапреля 1925 годанаходятпрямоеотражениев«Весне»«Календаряприроды». Вмарте 1925 годаПришвинссемьёйпереселяетсявПереславль-Залесский, гдеонявляетсяоднимизинициатороворганизациибиостанции. ЖивётписательвБотикеПетраI, втовремяпустовавшем. Вдневникеза 1925 год (том 8) записейобэтомнеболеедвухстраниц, текст«Весны»содержитоколоста. Похоже, всяжизньавторадействительно“целикомушлавкнигу”. Теминтереснеенайти, какиеследыоставилаонавдневнике, акакиевхудожественномпроизведении.