Смекни!
smekni.com

Дон Кихот и князь Мышкин - Образ печальный (стр. 2 из 5)

С 1861г. писатель со своим братом Михаилом начинает издавать журнал «Время», который сразу приобретает большой успех и оказывает огромную материальную поддержку своим издателям. В вышеуказанном журнале Ф,Достоевский впервые печатает «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома» и «Скверный анекдот». А летом 1862г. писатель едет на лечение за границу. Вскоре после этого, «Время» закрывают за невинную статью Н,Страхова о польском вопросе. И опять братья Достоевские начинают хлопоты по выпуску того же издания, но под другим названием. И с 1864г. начинает выходить «Эпоха», но уже без прежнего успеха. Шестнадцатого апреля 1864г. умерла жена Федора Михайловича, а десятого июня скоропостижно скончался брат писателя Михаил. Столь скоро по времени последовавшие удары судьбы, и масса предыдущих долгов окончательно расстроили издание «Эпохи», и в 1865г. журнал прекратил свое существование. При этом, Достоевский остался с пятнадцатью тысячами рублей долга и моральными обязательствами содержать семью покойного брата и сына жены от первого брака. Кое как устроив свои денежные дела, писатель в начале июля того же года, уезжает в Висбаден. Предел отчаяния и нервное расстройство дают о себе знать, и он садиться за рулетку. Проигравшись до копейки, Достоевский описывает впечатления от пережитого в своем романе «Игрок». С помощью своего давнего приятеля Врангеля, писатель кое – как выпутывается из тяжелого положения и в ноябре возвращается в Петербург. И уже там заканчивает свой очередной шедевр «Преступление и наказание». Вскоре это произведение печатается в «Русском Вестнике» и вызывает огромное впечатление у читателей. И снова имя Федора Достоевского у всех на устах. Успех романа подогревается еще и реальным преступлением, совершенным в Москве немногим позже выхода произведения в свет. Некий студент Данилов совершает убийство с целью грабежа, и мотивы своего преступления называет сходные с мотивами Раскольникова.

Осенью 1866г. писатель пригласил к себе на работу в качестве стенографистки Анну Григорьевну Сниткину, которой продиктовал «Игрока». А пятнадцатого февраля 1867г. она стала его женой. Через два месяца после свадьбы, супруги покинули Россию, и уехали за границу на четыре с половиной года, что в реальности стало бегством от кредиторов, которые уже подали к взысканию. На дорожные расходы, Достоевский взял три тысячи рублей у Каткова, под залог задуманного романа «Идиот». Большая часть этих денег осталась семье его погибшего брата, а оставшуюся, писатель проиграл в Баден – Бадене. Кроме денег была проиграна даже одежда, как самого Достоевского, так и его жены. Для величайшего писателя России это время, а также последовавшие за ним четыре года проживания за границей, стало самым тяжелым в материальном плане. Крайняя нужда и постоянная необходимость денег наложили отпечаток и на его творчество того периода. «Бесы» и, частично, «Идиот» отражают его крайнюю раздражительность. Нужда подгоняет Достоевского, и это тяжелое время дарит нам «Идиота», «Вечного мужа» и большую часть «Бесов». По возвращении в родной Петербург, у писателя начинается светлая полоса в жизни. Анна Григорьевна, женщина умная и энергичная, берет в свои руки денежные дела мужа и с поразительной быстротой приводит их в порядок, освободив, наконец, семью от долгов. С 1873г. Достоевский становится редактором «Гражданина», за что ему выплачивают ежемесячное жалование в размере двухсот пятидесяти рублей, не считая гонорар. Но уже в следующем 1874г., писатель оставляет должность ради работы над новым романом «Подросток». В начале 1876г. он начинает издательство ежемесячного журнала без сотрудников и определенной программы «Дневник писателя». Его раскупаемость колеблется от четырех до шести тысяч экземпляров. Этот проект писателя находит живой отклик, как в душах почитателей Достоевского, так и в душах его недоброжелателей, поскольку, отличается искренностью, отзывчивостью и волнением. В 1878г. писатель прекращает издание «Дневника писателя», занявшись работой над своим последним произведением, которым стали «Братья Карамазовы». Успех этого романа превзошел все. А восьмого июня 1880г. на Пушкинском празднике он произнес свою знаменитую, приведшую публику в неописуемый восторг, речь о слиянии общего и индивидуального начал. И это выступление стало поистине лебединой песней великого писателя. Двадцать пятого января 1881г. Достоевский сдал в цензуру новый номер «Дневника писателя», издание которого он решил возобновить, а двадцать восьмого, великий человек умер. В день похорон огромная толпа провожала гроб, а читающая Россия со скорбью откликнулась на горе. Похоронили Федора Михайловича в Александро – Невской лавре тридцать первого января 1881г.

3

Приступая к непосредственной теме данного реферата, заключающейся в сравнении и сопоставлении героев двух величайших романов своих эпох, Дона Кихота Мигеля де Сервантеса и Князя Мышкина Ф.М.Достоевского, сразу хочу отметить общую для романов линию «рыцаря печального образа». Только в «Идиоте» рыцарь становится «бедным, бледным». Примечательно, что именно со средневековым рыцарем Аглая сравнивает князя Мышкина:

«Жил на свете рыцарь бедный,

Молчаливый и простой,

С виду сумрачный и бледный,

Духом смелый и прямой…»

Теперь хочу кратко рассмотреть двух «рыцарей» в отдельности, дабы лучше понять их различие и сходство.

Свой первый выезд на встречу приключениям и подвигам, Дон Кихот Ламанчский предпринимает один. Но этому выезду предшествует тщательный процесс сборов, когда новоиспеченный герой чистит доспехи «некогда сваленные как попало в угол и покрывшиеся ржавчиной и плесенью», мастерит себе картонный шлем и приготовляет к походу свою клячу, которой после длительного размышления дает громкое имя Росинант. Надо отметить, что автор с самых первых строк не дает читателю поверить в нормальность поведения Дон Кихота. Он не позволяет даже намека, на какую – либо иллюзию. И в тексте мы читаем:»…идальго наш с головой ушел в чтение, и сидел он над книгами с утра до ночи и с ночи до утра; и вот оттого, что он мало спал и много читал, мозг у него стал иссыхать, так что в конце концов он и вовсе потерял рассудок…» Таким образом, поведение Дон Кихота заведомо воспринимается как неадекватное, и потому его действия не вызывают явного протеста, а, наоборот, заинтриговывают. Кажется, что автор специально не дает красивой рыцарской сказке в воображении Дон Кихота захватить наше сознание. Оно и понятно, поскольку, лично для меня реальность, описанная в романе, показалась куда менее привлекательной, чем вымышленная жизнь главного героя. А его сила воображения способна кого угодно заставить поверить в существование огромных великанов, и великих героев, способных победить их. Так и в «Идиоте», чистая душа и незапятнанное сознание князя Мышкина вызывает несомненную симпатию, несмотря на понимание его отличия от других людей. У Достоевского, как мне видится, речь идет именно о различии, но не о доказанной ненормальности. По существу, сам автор лишь в конце романа признает Мышкина идиотом. Здесь существует несомненное различие между двумя романами, оно в различии отношения самих авторов к своим героям. Конечно, Сервантес симпатизирует Дон Кихоту, но совершенно не оправдывает его, у Достоевского иначе. Автор так любит своего героя, что уже не «идиот» представляется нам ненормальным, а порочное общество, сделавшее его таковым. И действительно, разве так уж нормально общество Дон Кихота, чтобы говорить о его праве, судить рыцаря? Правда, еще одно существенное различие между рыцарем «печального образа» и рыцарем «бледным» в несомненной агрессивности первого и абсолютной безобидности второго. Если Дон Кихот действительно нападает на людей, калеча и даже убивая их, то князь Мышкин, даже в мыслях не совершает ничего подобного. Но и Дон Кихоту можно найти оправдание, он совершает свои «подвиги», подражая героям рыцарских романов, а значит, мы можем говорить скорее об агрессивности вымышленных героев, чем о его собственной вине. Главная беда Дон Кихота в том, что он не видит лживости и выдуманности романных героев, свято веруя в истинность всего описанного. Его герои – книжные, но для идальго они реальнее и достовернее окружающих его людей. В принципе, и это понятно. В реальной жизни бедного кавальеро нет места подвигу, поклонению и славе. Благосостояние позволяет иметь лишь «фамильное копье, древний щит, тощую клячу и борзую собаку», а рыцарские романы пестрят «достоверными» рассказами о подаренных оруженосцам островах и об императорстве самих храбрецов – героев. Опять же сама идея рыцарства настолько красива и благородна, что никакая реальная жизнь не может идти в сравнение с ней. Служение Прекрасной Даме, совершение величественных подвигов с ее именем на устах, радость от победы над злодеями…Рыцарь Печального Образа в самом начале своего рыцарства мечтает и заранее радуется тому, что сотрет «дурное семя с лица земли». Дон Кихот, как будто прочитав между строк в одном из рыцарских романов о своем предназначении, свято и немного горделиво поверил в это. По существу, все дальнейшие события романа постоянно низвергают главного героя с «небес воображения» на землю реальности. Дон Кихот постоянно вызывает жалость, постоянные избиения и переламывания костей, следуют одно за одним. По моему мнению, слишком жестоко так наказывать человека за болезнь и стремление к подвигу. Ф.М.Достоевский в своем романе, никогда не бывает так физически жесток к своему Мышкину. Он заставляет своего героя испытывать душевные страдания, но не мучит его телесно. В этом еще одно отличие автора «Хитроумного идальго…» от автора «Идиота». Еще одним типичным отличием произведения Сервантеса является его постоянное, даже навязчивое утверждение о «правдивости» своего рассказа. Как будто, автор умышленно заостряет внимание читателей на этом, дабы избежать неверия. Достоевский, в отличие от него, строит свое повествование совершенно иначе, читая его роман просто не возникает мысли о том, что этого могло не быть. В этом, лично для меня самое большое отличие произведений Ф.М.Достоевского от других писателей. Каждая его работа – несомненная правда и реальная история чьей – то жизни.