Смекни!
smekni.com

Поэтика цвета в произведениях Сергеева-Ценского (стр. 7 из 8)

Приложение

Спектр цветов в поэме «Печаль полей»

С.Н. Сергеева-Ценского

в процентном соотношении

Таблица 1

Ц В Е Т %
КРАСНЫЙ 15,7
БЕЛЫЙ 14,8
ЖЁЛТЫЙ 12,5
СИНИЙ 10,1
ЧЁРНЫЙ 9,9
СЕРЫЙ 9
ЗЕЛЁНЫЙ 5,8
ЛИЛОВЫЙ 4,3
РОЗОВЫЙ 4,3
ЗОЛОТОЙ 4,1
КОРИЧНЕВЫЙ 2,9
ГОЛУБОЙ 2,9
СЕРЕБРЯНЫЙ 1,4
Спектр цветов в поэме «Движения»

С.Н. Сергеева-Ценского

в процентном соотношении

Таблица 2

Ц В Е Т %
ЖЁЛТЫЙ 15,3
СЕРЫЙ 14,4
ЧЁРНЫЙ 13,7
КРАСНЫЙ 13,4
СИНИЙ 12,8
БЕЛЫЙ 11,2
ЗЕЛЁНЫЙ 6,7
ГОЛУБОЙ 5,1
ЗОЛОТОЙ 3,5
РОЗОВЫЙ 1,9
КОРИЧНЕВЫЙ 1,3
ЛИЛОВЫЙ 0,6

ПОЭМЫ С.Н. СергеевА-ЦенскОГО

«ПЕЧАЛЬ ПОЛЕЙ» И «ДВИЖЕНИЯ»

ТАБЛИЦА ОТТЕНКОВ, ОБЪЕДИНЁННЫХ В ГРУППЫ

Таблица 3

Ц В Е Т О Т Т Е Н К И

«Печаль полей»

(1909)

«Движения»

(1910)

КРАСНЫЙ Маково-красный, красно-ватый, вишневый, алый, рубиновый, червонный, красно-оранжевый, пунцовый Пунцовый, вишневый, червонный, притушенно-красный, терракотовый
СИНИЙ Светлосиний, синенький, мутно-матово-синий, сине-ватый, синевато-белый, ва-сильковый, иссиня-темный Иссиня-темнозеленый, темносиний, синенький, индигово-синий, синеватый, иссиня-серый
ЖЁЛТЫЙ Ржавый, рыжий, желтова-тый, изжелта-розово-голу-бой, палевый, оранжевый Ржавый, рыжий, изжелта-розовый, медный, рыжева-тый, палевый, оранжевый
ЗЕЛЁНЫЙ Зеленоватый Темнозеленый, зеленень-кий, густозеленый, зеленовато-золотистый, зеленоватый
ГОЛУБОЙ Голубенький
СЕРЫЙ Темносерый, сизый, се-ренький Сизый, мышиный
БЕЛЫЙ Белесый, беленький Беленький
ЧЁРНЫЙ Заплаканно-черный, черненький Черненький, почернелый
ЗОЛОТОЙ Золотистый, позолоченный Золототканый
КОРИЧНЕВЫЙ Карий, бурый, русый, кау-рый, коричнево-красный Караковый, вороной
РОЗОВЫЙ Розово-желтый Розово-синий
ЛИЛОВЫЙ Лилово-сизый, сиреневый, фиолетовый Влажно-лиловый
СЕРЕБРЯНЫЙ Серебристый, пепельный, осеребренный
Заключение

С.Н. Сергеев-Ценский – классик русской литературы, посвятивший литературе около 60 лет. Широким кругам читателей он стал известен, как создатель многотомной эпопеи «Преображение России».

В начале ХХ в. этот писатель стоял у истоков неореализма, синтезирующего реалистические и символические элементы.

Этот стиль вызвал разногласия среди литературных критиков того времени: одни считали его писателем-реалистом, который испытывал временное, причем отрицательное влияние декадентства; другие находили, что он впадает в крайности натурализма; третьи полагали, что на его творчество оказало влияние творчество других писателей (Ф. Достоевского, Л. Андреева).

В послереволюционный период оценки творчества С.Н. Сергеева-Ценского менее разнообразны. Художественный метод писателя оценивается, как реалистический, а влияние символизма, как временное.

В конце 1980-х годов наметилась тенденция рассматривать метод С.Н. Сергеева-Ценского, как синтез реализма и символизма, т.е. как неореализм. В настоящее время интерес к произведениям этого писателя не угасает: проводятся конференции научных работников и молодых ученых, защищаются диссертации и дипломные работы, пишутся курсовые, посвященные его творчеству.

В своих произведениях Сергеев-Ценский выступал как мастер и художник словесных полотен. Известны слова М. Горького о нем: «Вы встали передо мною, читателем, большущим русским художником, властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа – живописцем каких ныне нет у нас. Пейзаж Ваш – великолепнейшая новость в русской литературе»1.

В своей работе я обратилась к поэтике цвета в прозе С.Н. Сергеева-Ценского 1910-х годов в поэме «Печаль полей» и повести «Движения». В них Сергеев-Ценский показал себя, как писал В. Кранихфельд, «сложившимся большим и оригинальным художником»2.

Вопрос о цвете интересовал ученых разных областей знаний.

При анализе цвета с точки зрения литературоведения необходимо помнить, что текст – художественное целое, и цвет является одним из элементов художественного единства, также рассматривать следует все способы выражения цвета (эксплицитные и имплицитные).

Применимы к художественному тексту и принципы организации цветового пространства в теории живописи, например, взаимоотношения красок.

Ключевым для анализа произведений Сергеева-Ценского представляется понятие Е.Н. Трубецкого «умозрение в красках», характерное для русского искусства 1910-х годов.

В своих произведениях художник выступает как краснописец [термин Сергеева-Ценского], т.е. художник, умеющий красиво писать. Общий характер сочетания цветов в многокрасочных произведениях Ценского можно охарактеризовать как яркий. Все цвета внутри произведений движутся и взаимодействуют.

Основными в поэме «Печаль полей» являются следующие цвета: красный, белый, желтый, синий, составляющие более 50% от всех колоронимов (всего выделяется 345 колоронимов). Реальное значение этих цветов расширяется до символического. например, на красный – цвет жизни – наслаивается символический смысл вещего, предупреждающего о смерти. Цветовой контраст с красным цветом составляет белый. Один присущ жизнерадостной Маше, другой – безжизненной Анне. Белый и черный, употребляясь часто в пределах одного предложения, выступают как антагонисты.

Белый противопоставляется черному, как Ознобишины и народ. Желтый, с одной стороны, – показатель болезненного состояния всего живого на земле, с другой – становится аккумулятором солнечной энергии. Синий цвет в поэме также имеет двоякое значение: в действительности это цвет неба, цвет «святой водицы». Связь синего с желтым приводит к обогащению первого символическим значением с отрицательным смыслом.

В «Движениях» желтый цвет и по статистике и по значимости перемещается на первое место. Яркие (красный, синий) уходят на второй план, происходит передвижение цветов. Но все же основную трехцветку составляют цвета – желтый (теплота–сырость–мелькание–жизнь), зеленый (хвойная зелень–тишина–холод–смерть) и голубой (рок–БОГ–небо).

Символический характер цветов завершает реально изображенные жизненные явления. Цвет также является одним из средств раскрытия душевного состояния героев – Ознобишиных в «Печали полей» и Антона Антоныча в «Движениях».

В этих двух произведениях С.Н. Сергеев-Ценский использует приемы цветового и графического контрастов, сочетания цветов, перехода одного цвета в другой. Они насыщены красочными эпитетами, индивидуальными метафорами и сравнениями.

В целом манеру письма С.Н. Сергеева-Ценского можно охарактеризовать как живопись с элементами цветописи.

Примечания

1 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч: В 10 т. – М., 1958. – Т. 3. – С. 572.

2 Кранихфельд В. Поэт красочных пятен // Современный мир. – 1910. – № 7. – С. 108.

Список использованной литературы1

I.

1. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 10 т. /Вступ. ст. В. Борисовой. – М., 1955. – Т. 3.

2. Сергеев-Ценский С.Н. О художественном мастерстве: Статьи и воспоминания. – Симферополь, 1956.

3. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч.: В 12 т. /Вступ. ст. В. Козлова. – М., 1967. – Т. 1; 2.

4. Сергеев-Ценский С.Н. Радость творчества: Статьи, воспоминания, письма. – Симферополь, 1969.

5. Сергеев-Ценский С.Н. Трудитесь много и радостно. – М.. 1975.

6. Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений. – М., 1981.

II.

7. Бочачер М. Певец «обреченных» (О творчестве С. Сергеева-Ценского) // Русский язык в советской школе – 1931. – № 4. – С. 33–48.

8. Вайсерберг М., Тартаковская И. Сергеев-Ценский – художник. – Ташкент, 1977.

9. Ванюков А.И. Повесть в эпической системе С.Н. Сергеева-Ценского // Кредо. – Тамбов, 1996. – № 6–7. – С. 9–17.

10. Горнфельд А. Путь Сергеева-Ценского // Русское богатство. – 1913. – № 12. – С. 121–152.

11. Гоффеншефер В. Движение на месте // Лит. критик. – 1933. – № 3. – С. 134–135.

12. Дробчик И. Мастер пейзажа // Русская речь. – 1978. – № 3. – С. 30–32.

13. Жиляев Г. Повесть С.Н. Сергеева-Ценского «Движения» и ее место в прозе 10-х годов // Материалы 3-й научной конференции, посвященной творчеству С.Н. Сергеева-Ценского. – Крым, 1968. – С. 55–61.

14. Замошкин Н.И. Огонь в одежде слова // Дружба народов. – 1965. – № 6. – С. 90.

15. Зверева Е. Роман С.Н. Сергеева-Ценского «Обреченные на гибель»: Нравственно-философский и поэтический контекст /Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Тамбов, 2000.

16. Зверева Л. Судьбы дворянской усадьбы в изображении С.Н. Сергеева-Ценского и А.Н. Толстого // Кредо: Тамбов, 1996. – № 6–7. – С. 17–28.

17. Иванов-Разумник Р.В. Жизнь надо заслужить // Заветы. – 1913. – № 9. – Отд. II. – С. 132–154.

18. Клейменова Г. Поэма С. Сергеева-Ценского «Печаль полей» // Труды Иркут. гос. ун-та: Серия литературоведения и критики. – Т. XXXIII. – Вып. 4. – С. 107–130.

19. Колтоновская Е. Из новейшей литературы // Русская мысль. – 1913. – № 12. – С. 95–110.

20. Кранихфельд В. Поэт красочных пятен // Современный мир. – 1910. – № 7. – С. 108–129.