Смекни!
smekni.com

Анализ социально–политических учений и деятельности государства в сфере социальной политики (стр. 2 из 7)

Аристотель, который являлся учеником Платона, выдвинул свою государственную систему и описал её в книге «политика». По его мнению, частая собственность – естественный элемент в человеческих взаимоотношениях, который необходим для экономического развития общества. Главная проблема, вследствие которой возникает несправедливость и другие недостатки системы, - это недостаточный уровень нравственности и духовного развития людей. Главной политической силой, по мнению Аристотеля, должен быть средний класс, представленный ремесленниками и торговцами и заинтересованный в сохранении стабильности и повышении благосостояния широких масс населения. Кроме того, реализация этих идей подразумевала опору на человеческий капитал и развитие социальной сферы, обеспечивающего бесплатное здравоохранение и образование.[2 c.20]

Следующим прорывом в области теоретического изучения социально – политических процессов была книга «Государь» Н.Макиавелли. В ней рассматриваются вопросы зависимости государства и народа от личности правителя. Государь, по мнению автора, должен быть реалистом, принимающим решения на основе конкретной информации, а не абстрактных рассуждений. Одним из важнейших моментов в его книге является определение смысла жизни человека, как служения своему государству, и постановка государственных интересов над личностными пожеланиями.[2 c.25]

Т. Мор в книге «Утопия» рассказывает о неизвестном островном государстве с соответствующим названием, в которое по сюжету попадает рассказчик. На этом острове государство концентрирует в себе общественную собственность и распоряжается ей на основе принципов равенства и справедливости. Довольно быстро слово «утопия» стало обозначать сказочную страну, невозможную в реальной жизни.[2 c.28]

«Город Солнца» Д.Д. Кампанеллы продолжает развитие идей, затронутых в «Утопии». Справедливость и равенство, оставаясь высшими ценностями, на которых основывается общественное благополучие, сочетаются с пластичностью рынка труда и его способностью подстраиваться под пожелания каждого отдельного гражданина. Большое значение уделяется науке и образованию: каждый человек имеет право на свободное посещение публичных лекций и на самосовершенствование во всех отношениях. Неудивительно, что это произведение вызвало далеко не самую лучшую реакцию со стороны церкви.[2 c.27]

В эпоху нового времени появилось множество ярких и неоднозначных идей, подчас противоречащих друг другу. Общество XXI века неслучайно называют обществом потребления: именно его рост обеспечивает повышение уровня жизни людей и обогащение государства. Абсолютно противоположной позиции придерживался Т.Гоббс, который в своей книге «Левиафан» доказывал противоположную точку зрения. По его мнению, спрос порождался предложением, а не наоборот, а отношение производства к потреблению товаров – главный показатель благосостояния общества. Он предлагал обложить налогом не доход гражданина, а потребление им общественных благ, причем в прогрессивной форме. Кроме того, Т. Гоббс был автором «Теории государственного договора». По его мнению, государство как социальный институт возникло в глубокой древности, в связи с заключением договора между группой мудрецов и представителями нескольких враждующих племён. Кроме него свой вклад в развитие «теории» внесли Д. Локк и Ж.Ж. Руссо.[2 c.28]

Последний, в свою очередь был сторонником чистого социализма и имущественного равенства. Ж.Ж. Руссо считал главной целью возникновения государства не примирение нескольких групп людей, а установление стабильности в обществе путем сглаживания социально – экономической стратификации.[2 c.30]

Близких по духу мыслей придерживался и Дж. Ст. Милль, отстаивавший идею, что «наилучшее состояние государства – никто не беден, никто не стремится стать богаче и нет никаких причин опасаться быть отброшенным из–за усилий других».[2 c.31]

Позднее стали не менее активно развиваться теории, которые можно признать либеральными. Самой мрачной из них является идея Т. Мальтуса, главную мысль которой можно описать так: «в бедности виноваты сами бедные». К этому утверждению философ пришел, опираясь на следующие рассуждения: при увеличении числа людей, обрабатывающих какой – либо участок земли, в геометрической прогрессии, производительность увеличивается лишь в арифметической прогрессии. Так как площадь земли, пригодной для посевов ограничена, при росте населения производство пищи на одного человека будет уменьшаться. Точно такой же пример можно привести относительно любой другой отрасли первичного сектора экономики. Следовательно, при росте населения уровень его жизни будет уменьшаться и, наоборот: в результате войн и эпидемий будет происходить повышение жизненного уровня. К счастью, Т.Мальтус ошибся, не учтя такой важный элемент человеческой цивилизации, как научно – технический прогресс: благодаря новым технологиям существует возможность во много раз увеличивать производительность сельского хозяйства и экономить сырьё при производстве товаров. Однако необходимо признать, что относительно отсталых стран Африки, Азии и Южной Америки, во многом взгляды Мальтуса сохраняют актуальность.[8 c.121]

За последние два века появилось огромное количество самых разнообразных теорий, касающихся социально – политической стороны жизни общества. Среди них можно найти множество и социалистических, и либеральных мыслей, но что объединяет большинство из них, так это приближение к реальной жизни, уход от утопичности и опора на факты, а не на предположения и домыслы. Это связано с необходимостью кардинальных изменений в социальной сфере западных стран к середине XIX века.

Именно в это время индустриальное общество Европы и Америки достигает уровня развития, при котором становятся необходимы вложения в человеческий капитал и практические действия со стороны государства, подкреплённые теоретическими знаниями.

Социальная политика – научная дисциплина на стыке экономики и социологии, которая изучает взаимоотношения социальных общностей внутри государства по вопросам изменения или сохранения своего статуса.

В ней существуют понятия социально – политического процесса, его объекта и субъекта. Также важно понятие социального государства - государства политика, которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Оно бывает трёх видов: неолиберальное, консервативно – корпоративное и социально – демократическое.

В разные времена существовало много философов, социологов и экономистов, которые предлагали свой взгляд на распределение ресурсов внутри государства. Их всех можно разделить на социалистов – сторонников государственного вмешательства в экономику и либералистов – сторонников свободного развития общества.


Глава 2.Социальная политика, как направление деятельности государства

§1. Возникновение социальной политики

Социальная политика также может рассматриваться как система учреждений, организаций и предприятий, которые созданы с целью повышения социального статуса социально ущемленных слоёв населения и сокращения уровня социальной стратификации, ставшего критическим для данного государства. Она стала формироваться в современном виде с середины XVII века. Однако необходимо упомянуть о некоторых процессах, которые выполняли аналогичные функции до начала институционализации социальной политики.

По мнению специалистов, история формирования систем правовых и моральных норм, обеспечивающих принятие решений, направленных на поддержание социального статуса и экономического положения социально – ущемлённых слоёв населения, появилась в Вавилоне. Именно тогда, в 1750 году до нашей эры были впервые разработаны гражданские акты, призывающие людей к любви к ближнему человеку и заботе о бедных.[4 c.41]

Система социального обеспечения древнего Рима была приближена к современному образцу и являлась демонстрацией существования гражданского общества и высокого уровня социального прогресса. Однако необходимо признать, что под конец своего существования, Рим собрал десятки тысяч «профессиональных безработных», которые подчас передавали свою «профессию» по наследству. Тяжелое бремя оплаты работы огромного бюрократического аппарата, частью которой были и расходы, связанные с социальной сферой, было одним из факторов гибели империи.[4 c.42]

В средние века, во многих странах, главным социальным институтом, аналогичным современным социально – политическим учреждениям, была церковь. Основными направлениями деятельности религиозных организаций, с точки зрения социальной политики, были духовно – благотворительная и пропагандистская деятельность. То есть главной социальной задачей церкви являлось поддержание стабильности в обществе путем идеологической обработке масс и оказания психологической помощи частным лицам. Так как в экономическом отношении, за редким исключением, церковь занималась накоплением материальных благ, соответствующая помощь оказывалась низам, только в случае присоединения отдельных граждан к этой организации в качестве монахов. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что в пропагандистскую деятельность церкви входило поощрение благотворительности дворян и состоятельных горожан. [4 c.43]

В истории можно найти множество примеров оказания правителями материальной помощи своим гражданам с целью восстановления стабильности, однако, только с середины XVII века западное общество достигло такого уровня развития, при котором возникла потребность в создании долговременных систем, обеспечения относительной справедливости в обществе. Первые законы, относившиеся к социальной сфере, были направлены на установление оплаты работы батраков и распределение материальных ресурсов.[3]