Смекни!
smekni.com

Эволюция любовной лирики XVIII века (стр. 9 из 11)

Н.М. Карамзин в своей лирике стремился выразить принципы именно сентиментализма. И поэтому его лирика отличается стремлением к описанию громадного мира человеческих чувств и, конечно же, любви. Карамзин-лирик выступил как выразитель эмоционально-субьективного начала в поэзии. Поэзия для Карамзина являлась, по словам исследователя Н.Л. Степанова, «средством создать интимно-иллюзорный мир, отгороженный от жизненных волнений и конфликтов»[23]. «Чувствительность», любовная тема или философическое созерцание природы, чуждой суетным треволнениям света, — таков основной круг тем и эмоций поэзии Карамзина. Для него реальный мир, конкретные житейские чувства — лишь обман, лишь оболочка чувств идеальных:

Что здесь счастьем называют,

То едина счастья тень...

По мнению того же Н.Л. Степанова, «вся поэтическая система Карамзина подчеркивает это настроение умиления, грусти, меланхолии, отграничения от «грубой» действительности, используя нюансы, полутоны, чувствительные эпитеты и эмоционально окрашенные слова («кроткие», «тихие», «нежные», «нежнейшие»)»[24]. Вот как эти «нежные» чувства показаны в стихотворении «Прости»:

Мучительно плениться,

Быть страстным одному!

Насильно полюбиться

Не можно никому.

Мы попадаем в мир лирики Карамзина и видим, что автор в своих стихотворениях создает образ человека с тонкой душой и нежными чувствами. Эти чувства проявляются и по отношению к любимым, и по отношению к друзьям. Любовь в этих стихотворениях всегда высокая, очищенная от «бытовой» мишуры. Как, например, в стихотворении «Раиса»:

В восторге, с трепетом сердечным

И с пламенной слезой любви

В твои объятия упала

И сердце отдала тебе.

Душа моя в твою вселилась,

В тебе жила, дышала я;

В твоих глазах я солнце зрела;

Ты был мне образ божества.

Такая же чувствительность проявляется и в отношении дружбы («Послание к Дмитриеву»):

Любовь и дружба — вот чем можно

Себя под солнцем утешать.

И кто любил, кто был любимым,

Был другом нежным, другом чтимым,

Тот в мире сем недаром жил,

Недаром землю бременил.

Любовь и дружба — это единственные ценности, которые могут быть у человека в жизни. О всеохватности любви говорится в стихотворении «К неверной»: «Любви покорно все, любовь... одной судьбе». А в стихотворении «К верной» Карамзин говорит о самодостаточности любви:

Ах! Истинная страсть питается собою,

Восторги чувств не нужны ей.

То есть любовь не только самодостаточна, для того, чтобы быть настоящей, любовь должны быть спокойной, нежной, и ее ничто не может разрушить:

Разлука — опыт нам:

Кто опыта страшится,

Тот, верно, нелюбим, тот мало любит сам.

Для Карамзина очень важно передать тончайшие оттенки чувств, что он с блеском делает в стихотворении «Меланхолия»:

О Меланхолия! Нежнейший перелив

От скорби и тоски к утехам наслажденья!

Веселья нет еще, и нет уже мученья,

Отчаянье прошло. Но слезы осушив,

Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь

И матери своей, печали, вид имеешь.

Итак, любовь, по Карамзину, — это всеохватывающее чувство, то, что живет в душе вечно. Если же она проходит, то только тогда, когда заканчивается жизнь. Любовь — это восторг, сердечный трепет, нежность, солнечное чувство: «Унылый мрак душевных чувств моих Как солнцем озарится».

Карамзин создал свою концепцию любви в русле сентиментализма, которому как раз и свойственна тонкая чувствительность.

Далее принципы сентиментализма развивали в своем творчестве поэты — последователи М.Н. Муравьева и Н.М. Карамзина. Одним из них был известный поэт 18 века Иван Иванович Дмитриев. Его творчество полностью исчерпывается сентиментализмом, он воспринял это литературное течение и творил, не выходя за его рамки.

Иван Иванович Дмитриев как лирический поэт был учеником Н.М. Карамзина. Изящное остроумие, тонкая «чувствительность», легкая ирония отличают стихи Дмитриева. И.И. Дмитриев — человек, проведший всю жизнь на государственной службе, что не помешало ему заниматься творчеством, и причем достаточно успешно. Дмитриев более всего прославился как автор иронических «сказок», басен и песен. В своих песнях он свел поэзию с высот оды, приноровив ее к выражению непритязательных и конкретных переживаний «чувствительного сердца». Песню Дмитриева «Стонет сизый голубочек» еще полвека спустя пели русские люди.

Любовная лирика занимает большое место в стихотворном наследии поэта. Он писал свои любовные стихотворения, как уже говорилось выше, в сентиментальной традиции. В стихотворении «Любовь и дружество» любовь оказывается силой, которую невозможно победить, как невозможно и понять: «Среди любви рассудок бесполезен». Любовь здесь — неразрешимая дилемма, то, что разрешается только смертью. А, например, в стихотворении «О выгодах быть любовницею стихотворца» ирония по отношению к любви звучит в каждой строчке:

Возьми, возьми навек ты сердце в дар мое,

Люби меня, Хотя для собственныя славы,

Или страшись и жди, что, пересиля страсть,

Забывши верности уставы

И скучась наконец сносить сурову часть,

Со равнодушием навек тебя оставлю,

Другую полюблю, другую и прославлю.

А в стихотворении «К лире» любовь опять описывается как чувство, захватывающее человека, освободиться от которого невозможно, пока он жив:

Но, ах, ты тем не успокоишь

Мою растерзанную грудь,

Лишь торжество его удвоишь,

Нет, лучше ты безгласна будь!

В другом стихотворении, «К Хлое», любовь — это чувство преходящее.

Еще одна морщина

Прибавилась к другим,

О прелестей кончина, —

В тебе то смерть мы зрим.

«Подражание Проперцию» опять возвращает нас к любви как чувству всеобъемлющему.

Единый только тот, который любит страстно,

Имеет оный дар, чтоб ведать свой предел,

Не вострепещет он быть целью вражьих стрел.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любовь, любовь сильней вседействующа рока,

Любовь отъемлет жизнь и оную дает!

«Нежные» чувства ярко представлены в стихотворении «Песня» (1793):

Ах! Сладко и прохладу

Вкушать не одному.

Это стихотворение — об одиночестве, охватившем лирического героя.

А «Стансы к Н.М. Карамзину» говорят уже о любви дружеской:

Осужден к несносной скуке:

Грусть в самом себе таить —

Ах! И с другом быть в разлуке,

И от дружбы слезы лить!..

Стихотворение «Видел славный я дворец...» опять вводит нас в мир сентименталистских образов, так как в нем любовь семейная возносится выше богатства и власти.

Лиза, рай всех чувств моих!

Мы не знатны, не велики,

Но в объятиях твоих

Меньше ль счастлив я владыки?

Но мрачные ноты встречаются и светлой поэзии Дмитриева: стихотворение «К Г.Р. Державину» проводит мысль о том, что все в этом мире преходяще, и смерть сильнее любви.

И где ж сей ангел днесь? И где твое блаженство?

Увы! Все в мире сем мечта, несовершенство!

Стихотворение «Подражание Горацию» является во многом программным как для Дмитриева, так и для всех сентименталистов:

Но кто же более проводит

В покое круг летящих дней?

Лишь тот, кто счастие находит

Среди семейства и друзей.

В этом стихотворении воспевается идеал любви сентиментализма — любви друзей и родных.

Так же, как и в творчестве других сентименталистов, в творчестве И.И. Дмитриева силен автобиографический момент, особенно в его стихотворениях, посвященных друзьям.

Сентименталистские мотивы развиваются также и в творчестве Ю.А. Нелединского-Мелецкого. Но этот поэт воспринял достаточно узкий круг тем: в его творчестве превалирует тема любви между мужчиной и женщиной.

Юрий Александрович Нелединский-Мелецкий служил при дворе и при этом был придворным поэтом. В.Г. Белинский отмечал, что в его стихах «...сквозь румяны сентиментальности проглядывали иногда чувство и блестки таланта»[25].

Основным жанром Нелединского являлась песня, отличавшаяся интимным, глубоко личным характером. В своих стихах и песнях он следовал поэтическим принципам Дмитриева и Карамзина, «очищая» фольклорные произведения от присущего им подлинно народного характера. «Салонная слащавость, стремление подчеркнуть трогательность самого сюжета, характерная сентиментальная фразеология сочетается в песнях Нелединского с мелодической легкостью стиха, с уменьем уловить отдельные подлинные черты фольклора»[26].