Смекни!
smekni.com

Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве (стр. 2 из 10)

Следует разграничивать понятия конституционного и конституционно-правового статуса личности и гражданина. Их различие основывает на источнике правового закрепления статуса: конституционный статус определяется только Конституцией Украины, а конституционно-правовой статус – как Конституцией, так и другими источниками отрасли конституционного права, например, законами Украины: «О гражданстве Украины», «О правовом статусе иностранцев и лице без гражданства», «О беженцах» и т.д.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина занимает особое место в системе отраслевых правовых статусов. Его специфика состоит в том, что, во-первых, он единый и одинаковый для всех людей и граждан, т.е. является общим статусом, во-вторых, он играет роль базового, исходящего для всех других отраслевых статусов [13, с.106].

В определении общего понятии прав человека в последнее время преобладает интегративный подход, сторонники которого объединяют индивидуальные и общественные принципы. Некоторые авторы предлагают определить права человека как возможность личности удовлетворять и развивать свои потребности и интересы, которые гарантированы и стимулируются со стороны общества и государства. В таком случае свобода, воплощенная при помощи права в систему формализованных прав, легализируется и гарантируется [22, с.4,31,101]. Это означает, что из смысла легализированной свободы исключены все антисоциальные способы ее проявления. В субъективных правах объединяется объективно необходимый индивиду объем свободы с объективно возможной для этого общества мерой ее предоставления. Охраняемая и ограниченная правами свобода становится прямой противоположностью произвола и эгоизма.

Благодаря этому права человека становятся фактором стабилизации общественных отношений. Однако такое понятие прав человека не совсем отвечает принципу правового государства «разрешено все, что не запрещено законом». К тому же стимулироваться со стороны общества права могут только при высоком уровне общественного правосознания.

В обычном праве разных стран проблема правового статуса человека и гражданина решается не одинаково. Можно выделить четыре подхода, определяющих решение этой проблемы.

Либеральная концепция исходит из того, что каждый человек от момента рождения природой наделен неотъемлемыми правами. Ограничение прав человека и гражданина возможно только в связи с обеспечением охраны общественного правопорядка, прав и свобод граждан, предупреждением насилия и т.п. В духе этой модели конституционные обязанности граждан определяются в ограниченном виде, либо вообще не упоминаются в конституции.

Коллективистский подход к решению проблемы прав человека отдает приоритет не личности, а коллективу (обществу, классу, объединению). При таком подходе главными являются социально-экономические права, различаются права граждан (человека) и права трудящихся, в конституциях приводится широкий перечень обязанностей граждан. Ярким примером такого подхода является Конституция СССР и Конституции союзных республик.

Исламская (мусульманская) концепция определяет статус личности по шариату. Вселенский суверенитет принадлежит только Аллаху: человек не имеет права распоряжаться собой по своему усмотрению, его действия должны быть подчинены указаниям Аллаха. Акцент переносится не на права, а на обязанности перед Аллахом, перед сообществом правоверных мусульман.

Традиционный подход к правовому статусу личности сложился в обычном праве некоторых стран Тропической Африки, Океании и Латинской Америки. Здесь человек рассматривается как неотъемлемая клетка племени, его права не могут быть реализованы отдельно от племени [14, с.186].

На сегодня необходим поиск синтетических подходов, поскольку права и обязанности человека должны отвечать международным стандартам. В этом плане перспективной является интеграция двух основных направлений юридической мысли: естественно-правового и позитивистского.

Естественно-правовые теории рассматривают человека как существо, имеющее определенные неотъемлемые от его бытия права, которые вытекают либо из разума, либо из божественной воли, либо из природы человека.

Позитивистские теории подходят к правам человека как к категории, которая устанавливается государством.

Объединение этих двух направлений практически осуществляется путем принятия конкретных конституционных положений, которые инкорпорируют перечень прав человека. Таким образом, права человека, оставаясь морально-политическим императивом, приобретают юридическую форму и становятся одним из важнейших институтов конституционного права.

Правовой статус личности в Украине закреплен в Конституции Украины и основан на новой концепции прав человека. Он базируется на международно-правовых документах, которые устанавливают общие правовые стандарты прав и свобод личности, определяют тот уровень, ниже которого государство не может опускаться.

1.2 Содержание конституционно-правового статуса личности

Конституционно-правовой статус человека и гражданина базируется на определенной концепции прав человека, принципах правового статуса человека и гражданина; перечень основных прав, свобод и обязанностей определяются конституцией государства в соответствии с теми ли иными теоретическими положениями в отрасли прав человека.

Права человека в общем виде – это универсальная категория, характеризующая защищенную законом меру возможного поведения людей, которая направлена на удовлетворение потребностей и интересов человека путем пользования элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. Права человека характеризуют объем благ и условий, которые обеспечивают ее свободное развитие и определяются общественным положением человека (положением в системе материального производства) [13, с.108].

Основу правового статуса личности составляют ее права, свободы, интересы, обязанности в единстве.

Свобода личности является ее правом. Свобода личности как право имеет негативный и позитивный смысл. В негативном значении право на «свободу от…» приобретает изоляционный оттенок, который означает, что человек требует определенного ограничения от политического, экономического, идеологического и иного вмешательства общества, государства, иных лиц в его дела. Это – требование против любого насилия и принудительных способов организации общественной жизни, оно реализуется благодаря привлечению к ответственности каждого за нарушение чужой свободы. Право же на «свободу для…» связано с позитивными проявлениями. С такой позиции свобода рассматривается как обязательное условие и составляющая успеха в достижении определенного блага, не запрещенного законом [23, с.73].

Нормы, которые совместно определяют конституционно-правовой статус человека и гражданина, составляют общий конституционно-правовой институт «Основы правового статуса человека и гражданина». По своей структуре этот институт отражает структуру конституционно-правового статуса человека и гражданина и состоит из нескольких главных конституционно-правовых институтов, к которым, в частности относятся:

1) конституционные принципы правового статуса человека и гражданина;

2) гражданство;

3) общая правосубъектность;

4) основные права, свободы и обязанности;

5) гарантии правового статуса [18, с.107].

Конституция закрепляет исторически обусловленное место индивида в обществе, фиксирует достигнутый уровень развития.

1.3 Принципы конституционно-правового института прав и свобод человека

Принципы правового статуса человека и гражданина – это те основы, которые определяют содержание и условия реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности:

- равноправие;

- неотчуждаемость прав и свобод;

- непосредственное действие прав и свобод;

- гарантированность прав и свобод;

- признание общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров;

- запрещение злоупотребления правами и обязанностями;

- запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Равноправие порождает и иные права, в частности: право на равенство перед законом и судом, недопустимость любой дискриминации, право на культурное, религиозное, языковой равноправие. При этом равноправие следует рассматривать как равенство гарантированных законом возможностей. А будут ли эти возможности реализованы, зависит от многих как объективных, так и субъективных факторов и обстоятельств.

Люди неравны с разных точек зрения. Этот факт нельзя отрицать. Человеческая индивидуальность отрицает равенство, прежде всего равенство интеллектуальное и моральное, чем, собственно, и определяется поведение человека. Только с точки зрения политики и права люди должны быть равными, то есть имеющими одинаковые претензии на то, чтобы их рассматривали как равных. Политическое и правовое требование равенства противоречит фактическому неравенству, но способствует стабильности в обществе. Правовое равенство – это равенство вольных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой нормой, равной мерой [23, с.74].

Конституция Украины согласно с общечеловеческими ценностями и международно-правовыми нормами в области прав человека, в частности, Всеобщей декларации прав человека 1948г. (далее Декларация), закрепляет следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

- свободы человека (ст.ст.21,23 Конституции Украины, ст.1 Декларации);

- равенства людей в своем достоинстве и правах (ст.24 Конституции Украины, ст.1 Декларации);

- неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека (ст.21 Конституции, Преамбула Декларации);