Смекни!
smekni.com

Статус личности в зарубежном и отечественном конституционном праве (стр. 3 из 10)

- гарантированности прав и свобод и обязанностей человека и гражданина (ст.ст.22,24,25,30-43,46,50,55,57 Конституции Украины);

- неисчерпываемость конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина (ст.22 Конституции Украины);

- равенства конституционных прав и свобод граждан Украины и равенство их перед законом (ст.24 Конституции Украины, 2,7,10 Декларации);

- единства прав человека и ее обязанностей перед обществом (ст.23 Конституции Украины).

Принцип свободы человека (ст.ст.21, 23 Конституции Украины) отображает стержневую идею современной либеральной концепции прав человека о свободе как естественном состоянии человека. Подобно тому, как человек рождается на свет с головой, руками, ногами, разумом и сердцем, так он рождается и свободным [20, с.155].

Конституционный принцип свободы человека обуславливает его право на свободное развитие своей личности, а границей индивидуальной свободы являются права и свободы других людей.

Принцип равенства людей в своем достоинстве и правах (ст.21 Конституции Украины) означает, что права и свободы признаются за любым человеком (если только владение ними не обуславливаются принадлежностью к гражданству Украины, то есть в ст.21 Конституции Украины идет речь о равенстве прав, вытекающих из естественного права); запрещается дискриминация в пользовании правами по любым основаниям, связанных с естественными особенностями личности и ее социальным статусом.

Под достоинством человека обычно понимают признание за человеком ценности как существа, наделенного разумом, волей и чувствами, независимо оттого, что он о себе думает, и как его оценивают другие [13, с.115].

В соответствии с Преамбулой Международного пакта о гражданских и политических правах достоинство личности – это особенность, присущая всем членам человеческой семьи, признание достоинства людей, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и общего мира [13, с.116].

Принциправенства конституционных прав и свобод граждан Украины и их равенства перед законом (ст.24 Конституции Украины) означает, что запрещаются любые ограничения прав граждан по расовым, политическим, религиозным, половым, этническим, социальным, языковым либо иным признакам. Этот принцип имплантирован в Конституцию Украины из Всеобщей декларации прав человека, ст.2 которой утверждает: «Каждый человек должен иметь все права и все свободы, провозглашенные этой Декларацией, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Принцип неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека закреплен в ст.21 Конституции Украины и касается основных прав и свобод человека, то есть тех, которые зафиксированы в Конституции Украины. Человек имеет основные права от рождения, а не от государства. Государство не может «дарить» или «отбирать» эти права. Из указанного принципа следуют такие выводы:

1) человек не может быть лишен основных прав и свобод: ни одно из зафиксированных в Конституции Украины прав человека не может быть упразднено (отменено) государством;

2) отказ человека от своих основных прав и свобод является юридически недействительным;

3) в случае нарушения прав и свобод человека они должны быть восстановлены соответствующими органами государственной власти или законными действиями лица, права которого были нарушены;

4) основные конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены (сужены), кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины.

Ч.2 ст.64 Конституции запрещает даже в условиях военного или чрезвычайного положения ограничивать принцип равенства конституционных прав и свобод граждан, и следующие права и свободы: право на гражданство и право изменить гражданство; право на жизнь, право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право направлять индивидуальные и коллективные петиции; право на жилье; право на брак; равенство всех детей в своих правах; право на судебную защиту; право на возмещение материального и морального вреда; право знать свои права и обязанности; запрещение обратной силы закона; право на правовую помощь; право не выполнять явно преступные распоряжения или приказы; запрещение повторного привлечения к юридической ответственности; право на презумпцию невиновности; гарантия против самообвинения (статьи 24,25,27-29,40,47,51,52,55-63 Конституции Украины).

Принцип гарантированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина означает, что все, зафиксированные в Конституции Украины права и свободы человека должны быть обеспечены государством при помощи соответствующих механизмов, средств, которые способствовали бы полной и эффективной реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Общий принцип гарантии прав и свобод закреплен в ч.2,3ст.22 Конституции, который гласит: «Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Кроме того, практически каждая статья Конституции, закрепляющая определенное конкретное право человека, содержит и гарантию осуществления этого права. Например, право на жилье – «Каждому гарантируется неприкосновенность жилища» (ст.30 Конституции), право на труд – «Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения» (ст.43 Конституции). Таким образом, в Конституции Украины закреплено обязательство государства создавать все необходимые условия и механизмы реализации прав и свобод людей.

Принцип неисчерпываемости конституционного перечня прав и свобод человека и гражданина, закрепленный в ст.22 Конституции Украины, означает, что в будущем Конституция Украины может быть дополнена положениями, фиксирующими новые права и свободы человека и гражданина. Это связано с тем, что с развитием общества осознаются новые и новые права и свободы, присущие человеку от рождения или необходимые для полноправного участия гражданина в общественной и государственной жизни. На определенном этапе возникает необходимость их закрепления в Основном Законе с целью их гарантии, обеспечения надежной защиты со стороны государства.

Общий принцип единства закреплен в ст.23 Конституции Украины и звучит так: «Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности». Принцип единства прав человека и его обязанностей перед обществом находит свое отражение в наличии у каждого одновременно как прав и свобод, так и обязанностей; и в том, что ряд конституционных прав уже несут в себе качества обязанности (правовой или моральной). Например, право на свободу мысли и слова, свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст.34 Конституции Украины). Естественно данное право на свободу слова и распространения информации тесно сопряжено с обязанностью соблюдать моральные принципы: не унижать честь, достоинство других лиц, не распространять заведомо ложную информацию, которая может нанести вред материальному или моральному состоянию другого лица, соблюдать конфиденциальность, если данная информация является таковой и т.д. Или, например, право иметь собственность (ст.41 Конституции Украины). Данное право обязывает использовать свою собственность таким образом, чтобы не нанести вред экологии, ущерб правам, свободам и достоинству других лиц, интересам общества. В случае невыполнения этой обязанности, наступает юридическая ответственность владельца.

2. Конституционный статус прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Украине

2.1 Историческое развитие и становление прав и свобод человека

Исследование проблем свободы, способов ее достижения и реализации имеет древнюю историю. Такие исследования всегда были и остаются актуальными как для философии, политической идеологии, так и для юридической науки, в частности теории государства и права, философии права. Традиционное западное понимание свободы личности, выдвинутое прогрессивными мыслителями еще в XVII–XIX в.в. связывалось с отчуждением личности от общества, невмешательством государства в личные дела граждан, признанием свободы личности сферой, свободной от правового регулирования. Индивидуализм, основанный на философской доктрине, которая утверждает реальности индивидов как таковых, в отличии от родовой и видовой детерминации, признавал индивида особенной ценностью в политическом, экономическом и моральном плане. Так, Дж.Локк, который к главным правам и свободам относил право на равенство, индивидуальность и свободу действий, отождествлял свободу человека распоряжаться свой личностью, своими действиями, владениями со свободой вообще. Идея индивидуальной свободы у И.Канта исключала как возможность произвола самого индивида, та и возможность произвола общественного целого и ставила отношения между индивидом и обществом на почву взаимного признания. При этом Кант рассматривал право как систему гарантий, обеспечивающих возможность каждого действовать при наличии аналогичной возможности других. Свобода представляется как высшее благо и естественное право человека, защищать которое должно государство. Объективное право оказывается в таком случае системой субъективных прав, которые определяют, ограничивают и гарантируют возможность индивидов [23, с.71,72].

Становление прав человека связано с генезисом правовых норм, в которых формулировались путем установления конкретных правил поведения, возможности человека свободно пользоваться соответствующими благами с целью удовлетворения своих разнообразных потребностей.

В первобытном обществе подобные правила поведения имели синкретический характер, они определялись мононормами, т.е. нормами, не подлежащими дифференциации. В этих нормах находили свое отражение представления человека о полезном и вредном для племени. В целом это были жесткие предписания, направленные на сохранение целостности рода, племени в крайне сложных условиях бытия человека. Для мононорм характерным было то, что они никогда не предоставляли преимуществ одному члену рода над другими, то есть они закрепляли первобытное равенство человека.