Смекни!
smekni.com

Жанр элегии в творчестве В.А.Жуковского (стр. 10 из 10)

Элегия «Славянка» - это элегия панорамно-описательного типа, она имела значительное влияние на современную русскую поэзию. Новаторством элегии можно считать динамику в описании кар­тин окружающего мира, которая, в свою очередь, дополняется динамикой восприятия.

Жанр элегии в чистом виде с 1815 г. уступает место в творчестве Жуковского произведениям других жанров (песня, баллада и т.д.), но не исчезает вовсе. Элегические мотивы и образы занимают важнейшее место в эстетических стихотворных манифестах 1815-1924 гг. именно в этот период Жуковского привлекает поэтическая философия воспоминания, невыразимого, таинственного. В полной мере это выразилось в элегии «Невыразимое». Ее пафос- утверждение романтических идеалов, исследование внутреннего мира человека. Поэт видит, что не все можно выразить словесно, «присутствие Создателя в созданье» невозможно объяснить. В стихотворении важен образ молчания, с помощью которого поэт передает свое отношение к жизни. Элегия философична: происходит сближение воспоминаний о прошлом с райской, святой, бессмертной жизнью, даруемой праведным душам после смерти.

Одним из шедевров творчества В.А.Жуковского стала элегия «Море». Именно в ней поэт создает поэтическую философскую картину двоемирия, представленного двумя ядерными центрами: небом и морем.

Список использованной литературы

1. Афанасьев, В. Жуковский/ В.Афанасьев. – М., 1985.

2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений. Т. VII. – М., 1955.

3. Бессараб, М. Жуковский (книга о великом русском поэте)/ М.Бессараб. – М., 1975.

4. Власов, В., Назаренко, И. Минувших дней очарованье (В.А.Жуковский в Приокском крае) / В.Власов, И.Назаренко.- Тула, 1979.

5. Вольпе Ц. Прим. к разделу «Элегии»// Жуковский В. А. Стихотворения - Л.: Сов. писатель, 1939.—Т. 1.—С. 358—364.

6. Грехнев, В., А. Пушкин и элегическая поэтика времени// Болдинские чтения.— Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981.— С. 136—143.

7. Грехнев, В.А. «Сквозное» слово Жуковского// Русская речь, 1971, № 3. – С. 3-9.

8. Гуковский, Г. Пушкин и русские романтики/ Г.Гуковский. – М., 1965.

9. Жуковский, В.А. Собрание сочинений в 4 т. - М.-Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.

10. Зайцев, Б.К. Жуковский: литературная биография/ Б.К.Зайцев. – М.: Дружба народов, 2001.

11. Иезуитова, Р.В.Жуковский в Петербурге/ Р.В.Иезуитова. – Л., 1976.

12. Лихачев Д. С. Поэзия садов. К семантике садово-парко­вых стилей.—Л.: Наука, 1982.

13. Манн, Ю.В. Поэтика русского романтизма/ Ю.В.Манн. – М.: Наука, 1976.

14. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: эпоха романтизма/ Ю.В.Манн. – М.: Аспект Пресс, 2001.

15. Поэтика русской литературы. – М.: Изд-во РГГУ, 2001.

16. Резанов, В.И. Из разысканий о сочинениях В.А.Жуков­ского. - Вып. 2.—Гл. 39.—С. 361—371 (Творческая история эле­гии «Вечер»).

17. Русская элегия XVII - начала XX века. - Л., 1991.

18. Семенко, И.М. В.А.Жуковский/ И.М.Семенко. - Электронная публикация — РВБ, 2006.

19. Семенко, И. Жизнь и поэзия Жуковского / И.Семенко. – М., 1975.

20. Фризман, Л.Г. Жизнь лирического жанра/ Л.Г.Фризман.— М.: Наука, 1973.

21. Янушкевич, А.С. В мире В.А.Жуковского/ А.С.Янушкевич. – М.: Наука, 2006.

22. Янушкевич, А.С. В.А.Жуковский: Семинарий/ А.С.Янушкевич. – М., 1988.

23. Янушкевич, А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского/ А.С.Янушкевич. – Томск, 1985.


[1] Следует заметить, что жанр элегии легко пародируется в силу того, что язык жанра изобилует формулами и клише, а исходные сюжетные ситуации неизбежно повторяются. Прекрасный образец пародии на элегию включил И.А.Гончаров в тексте романа «Обыкновенная история», заставив запоздалого романтика Александра Адуева предаться сочинительству:

Отколь порой тоска и горе

Внезапной тучей налетят

И, сердце с жизнею поссоря,

В нем рой желаний заменят?

Зачем вдруг сумрачным ненастьем

Падет на душу тяжкий сон,

Каким неведомым ненастьем

Ее смутит внезапно он...

Вымученность и архаичность вирш Адуева-младшего становится особенно очевидна по мере развития повествования, когда постепенно души прекрасные порывы у героя сменяются прекраснодушием.

[2] Цитаты даны по изданию:

Янушкевич, А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского/ А.С.Янушкевич. – Томск, 1985.