Смекни!
smekni.com

Биография и творчество А.Ахматовой (стр. 4 из 4)

Как будто перекрестилась

И под темные своды схожу.

25 августа 1941

Осажденный Ленинград.

В поэме в плане ретроспекции создана часть I — «Девятьсот тринадцатый год. Петербургская повесть». Этот год был послед­ним мирным годом перед началом первой мировой войны, кото­рая и была началом конца Русской империи, разрушением того жизненного уклада, который веками создавался в России. Это было началом времени, приведшего к трагическим событиям.

Критика не без основания отмечала, что главными героями поэмы являются Город, Время, Память, а также одно из главней­ших действующих лиц — Совесть. В поэме личные судьбы героев — самоубийство в «Петербургской повести» — сопрягаются с траги­ческим, напряженным положением в стране. И не случайно в поэме действуют маски, которые не могут повлиять на ход истории, на судьбу Города, трагическая участь которого уже была наме­чена в 1913 году:

Петербург 1913 года. Были святки кострами согреты

И валились с мостов кареты, И весь траурный город плыл По неведомому назначенью, По Неве иль против теченья,— Только прочь от своих могил.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ветер рвал со стены афиши,

Дым плясал вприсядку на крыше, И кладбищем пахла сирень.

Первая часть поэмы была посвящена предреволюционному пе­риоду жизни Петербурга и России. Вторая часть связана с собы­тиями 1941 года. Фонтанный Дом — место действия первой и второй части поэмы.

Для понимания второй части очень важна ремарка автора, в которой в иносказательной форме указывается: «Место действия — Фонтанный Дом. Время —5 января 1941 года <...> Только что пронеслась адская, арлекинада тринадцатого года <...>, дым факелов, цветы на полу, навсегда потерянные священные суве­ниры... В печной трубе воет ветер, и в этом вое можно угадать очень глубоко и очень умело спрятанные обрывки Реквиема».

В этой ремарке кратко дана картина разрушения после три­надцатого года. Вторая часть поэмы — иносказание. Здесь только краткие намеки на пережитые трагедии:

Не дари, не дари, не дари мне Диадему с мертвого лба. ... И была для меня та тема, Как раздавленная хризантема На полу, когда гроб несут.

Ахматова признается:

Но сознаюсь, что применила

Симпатические чернила,

Я зеркальным письмом лишу.

В эпилоге поэмы говорится о судьбе родного Города и страны:

И стоит мой Город «зашитый»... Тяжелы надгробные плиты На бессонных очах твоих. <...> А веселое слово — дома — Никому теперь не знакомо, Все в чужое глядят окно. Кто в Ташкенте, а кто в Нью-Йорке, И изгнания воздух горький— Как отравленное вино.

В конце эпилога указывается па связь с поэмой «Реквием»:

И открылась мне та дорога, По которой ушло так много, По которой сына везли, И был долог путь погребальный Средь торжественной и хрустальной Тишины Сибирской земли. От того, что сделалось прахом, Обуянная смертным страхом И отмщения зная срок, Опустивши глаза сухие

И ломая руки, Россия

Предо мною шла на восток.

Таким образом, поэмы «Реквием» и «Поэма без героя» пред­ставляют своеобразную дилогию. Обе эти поэмы, созданные вели­ким русским поэтом, обличают те силы, что ввергли Россию в сти­хию разрушения и уничтожения.

В последние годы в стихах Ахматовой звучит мотив смерти, который она всегда осмысляла глубоко философски. В юности Ахматова тяжко болела туберкулезом. От туберкулеза погибли в раннем возрасте две ее сестры. Мотив смерти встречался и в ран­них стихах, теперь же этот мотив приобретает повое звучание:

Все мы немного у жизни в гостях, Жить — это только привычка...

Ахматовой был не свойствен страх смерти:

Но звонкий голос твой зовет меня оттуда

И просит не грустить и смерти ждать, как чуда,

Ну что ж! Попробую,

Еще в 1930 году она написала, что каждому начертано уйти из этого мира «путем всея земли», поэтому так ясно ей:

Что я живу в последний раз. Ни ласточкой, ни кленом, Ни тростником и не звездой, Ни родникового водой, Ни колокольным звоном — Не буду я людей смущать И сны чужие навещать Неутоленным стоном.

Анна Ахматова дорога читателю прежде всего тем. что через все испытания жизни, через бурные исторические события пронес­ла неизменно верную любовь к Родине, к человеку.

Ахматова была поэтом двух эпох: завершая поиски поэтов «серебряного века», она начала новый этап русской поэзии XX века. В наши дни творчество Ахматовой получило мировой резо­нанс. Столетие со дня ее рождения отмечали в Италии, Англии. США.

А. А. Ахматова достойна быть названной классиком русской литературы, чьи творения стали достоянием мировой культуры.