Смекни!
smekni.com

Кассационное производство в гражданском процессе (стр. 11 из 24)

Срок на подачу кассационных (частных) жалобы, представления имеет совершенно иную правовую природу, нежели срок исковой давности или срок обращения в суд по делам, возникающим из публичных правоотношений. Срок на обжалование судебных постановлений в кассационном порядке является процессуальным сроком, так как по его истечении неоспоренное судебное постановление вступает в законную силу и, следовательно, не может быть обжаловано в кассационном порядке[70]. Это означает, что пропуск кассатором указанного срока погашает его право требовать и соответствующую этому праву обязанность суда возбудить кассационное производство. По этой причине пропуск установленного законом срока на подачу кассационных (частных) жалобы, представления должен расцениваться законодателем как основание для отказа в возбуждении кассационного производства либо его прекращения[71].

Сохранение в ГПК слишком коротких сроков для подачи жалоб в суд второй инстанции продолжает оставаться одной из серьезнейших проблем доступности правосудия при обжаловании судебных актов. Предельная краткость сроков усугубляется одновременным действием следующих факторов, затрудняющих доступность судебной защиты в суде второй инстанции:

1) высылка копии решения лицам, присутствовавшим в судебном заседании, ГПК (ст. 214) не предусмотрена;

2) даже те определения суда, которые могут быть обжалованы отдельно от решения, высылаются участвующим в деле лицам лишь в специально предусмотренных законом случаях; при этом такие препятствующие движению процесса определения, как определения о приостановлении, о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения, в силу ст. 227 ГПК высылаются только лицам, не явившимся в судебное заседание;

3) законом не установлена обязанность суда фиксировать в судебном акте дату, когда он был изготовлен в полном объеме;

4) рассмотрение ходатайств о восстановлении процессуальных сроков (в судебном заседании с вызовом сторон - ч. 2 ст. 112 ГПК) чрезмерно усложнено;

В отсутствие прописанного в законе порядка фиксации в судебном акте даты его изготовления в окончательном виде распространена ситуация, когда судебные акты изготавливаются значительно позднее установленного законом предельного срока. Между тем судебный акт датирован днем его вынесения, т.е. днем, в который состоялось судебное заседание, завершившееся оглашением резолютивной части судебного акта. В такой ситуации лица, участвующие в деле, не имеют возможности доказать, когда именно судебный акт был изготовлен в окончательном виде. Соответственно заявитель жалобы, вынужденный подавать ее за пределами десятидневного срока, считая с даты, указанной в судебном акте как дата его вынесения, формально считается пропустившим срок на обжалование, в связи с чем вынужден подавать заявление о восстановлении пропущенного срока, хотя в действительности срок не пропущен.

Такое ходатайство подлежит рассмотрению в судебном заседании с вызовом сторон, заявитель должен доказать, что срок пропущен по уважительной причине, а именно вследствие несвоевременного изготовления судом судебного акта, т.е. фактически вообще не пропущен. В последнем случае суд должен отказать в ходатайстве о восстановлении срока, однако если заявитель не подает такого ходатайства, он рискует получить возврат кассационной жалобы как поданной за пределами срока на обжалование и не содержащего ходатайства о восстановлении срока.

Таким образом, законодатель крайне затрудняет обжалование судебных актов: законопослушный заявитель жалобы практически всегда оказывается в роли нарушившего срок, при этом доказать, что суд нарушил срок изготовления судебного акта, в отсутствие документальных подтверждений этого весьма проблематично. Кроме того, соответствующее регулирование влечет за собой затягивание процесса, искусственно увеличивает загрузку суда, создает неопределенность в отношении того, вступил судебный акт в законную силу или нет и с какого именно момента.

В арбитражных судах практика пошла по пути указания в судебном акте не только даты его вынесения, но и даты изготовления судебного акта в окончательном виде, сведения о дате изготовления решения включаются в вводную часть решения[72]. В судах общей юрисдикции существует практика указания только даты вынесения судебного акта.

Приведенные выше обстоятельства имеют своим следствием массовую практику подачи на не вступившие в законную силу судебные постановления судов общей юрисдикции так называемых "летучек", т.е. кратких жалоб, содержащих лишь указание заявителя на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного постановления без конкретизации, в чем именно состоит его незаконность и необоснованность, а также просьбу об отмене (изменении) судебного постановления.

Подача таких жалоб до ознакомления с полным текстом судебного постановления преследует цель прервать десятидневный срок на обжалование в условиях, когда заявитель не имеет возможности ознакомиться с полным текстом обжалуемого судебного акта, в том числе по причине нарушения судом срока его изготовления в окончательном виде. Обычно в таких жалобах указывается, что подробное обоснование доводов жалобы будет представлено дополнительно, после изготовления судебного постановления в полном объеме. В юридической литературе вопрос о законности подачи "предварительной жалобы" по-прежнему является дискуссионным. Нам же представляется более аргументированной позиция тех ученых, которые полагают, что эта практика соответствует закону, поскольку у лиц, участвующих в деле, право на обжалование решения возникает с момента объявления его резолютивной части[73].

Таким образом, чрезмерная краткость сроков на обжалование судебных постановлений в гражданском процессе не только не способствует реализации идеи скорого суда, но, напротив, оборачивается затягиванием рассмотрения дела, удлинением сроков вступления судебных постановлений в законную силу. Более длительные, чем установленные в ГПК, сроки обжалования судебных актов в арбитражном процессе позволяют подать в отведенный законом срок аргументированную жалобу, что, в свою очередь, способствует прогнозируемости по срокам прохождения дела в суде кассационной инстанции.

Необходимо поставить вопрос об увеличении срока подачи кассационной жалобы на постановление суда общей юрисдикции до двадцати дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, поскольку срок в течение десяти дней, на наш взгляд, недостаточен для подготовки и направления кассационной жалобы; это также препятствует реализации права на обжалование судебного акта, если суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока. А если учесть, что лицам, участвующим в деле, но не присутствующим в судебном заседании, копия решения суда высылается не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, то еще более очевидно, что существующая практика исчисления сроков подачи кассационной жалобы явно неприемлема.

Реализация такого предложения позволит исключить из судебной практики немотивированные жалобы, частые случаи отмены определений об отказе в восстановлении срока на подачу кассационной жалобы, даст возможность лицам, участвующим в деле, принимать решение о целесообразности обжалования вынесенного судебного решения обдуманно, а не в состоянии эмоциональной агрессии сразу же после его принятия.

ГПК РФ устанавливает только одно из двух последствий пропуска кассационного срока. Речь идёт о возвращении кассационной (частной) жалобы, представления. В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 342 ГПК РФ истечение срока обжалования, если в жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано, кассационная (частная) жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, а представление – прокурору. Вопрос о восстановлении кассационного срока разрешается судом первой инстанции по правилам ст. 112 ГПК РФ. Данная норма предусматривает возможность восстановления процессуального срока, пропущенного по уважительной причине[74]. Заявление о восстановлении пропущенного кассационного срока вместе с кассационными (частными) жалобой, представлением подаётся в суд первой инстанции[75]. На определение суда первой инстанции о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного кассационного срока могут быть поданы частная жалоба, представление[76]. В случае отмены определения суда первой инстанции об отказе в восстановлении кассационного срока, суд кассационной инстанции обязан рассмотреть по существу дело по кассационным (частным) жалобе, представлению[77].

Объектом кассационного обжалования согласно статье 337 ГПК РФ являются не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, за исключением решений и постановлений мировых судей, а именно:

- решения районных судов, решения гарнизонных военных судов – соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд;

- решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов – в Верховный суд РФ (в Судебную коллегию по гражданским делам и Военную коллегию соответственно);

- решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ – в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

В качестве самостоятельного объекта кассационного обжалования может выступать: