Смекни!
smekni.com

Вечность в художественном восприятии С.Есенина (стр. 4 из 8)

Поэт воспринимает революцию как борь­бу добра и зла и выражает это с помощью библейских образов, ставших символическими: Саломея — олицетво­рение зла, Иоанн — мудрости и добра, город Содом — же­стокости и развращенности нравов жителей.

Примечательным, однако, является не само наличие большого количества библеизмов в стихотворениях о рево­люции, а использование их для выражения скифских представлений и скифской мятежности духа самого поэта. Поэтому обращение к религиозной лексике и библейской символике в годы революции не является свидетельством религиозных воззрений поэта. Наоборот, именно в эти годы с наибольшей громкостью звучат богоборческие мо­тивы в лирике Есенина.

Слиянием скифских представлений о революции и скифской мятежности духа поэта с библейской симво­ликой объясняются наиболее характерные черты стиля его поэзии революционных лет. Особенно отчетливо они представлены в «октябрьских» поэмах.

В произведениях революционных лет библейской символикой поэт стремится выразить смысл событий, происходящих на земле, оттенить до буйства восторженное к ним отношение. Осуществляя это, он включает церков­ные понятия в такие ритмико-интонационные и лексико-синтаксические ряды, в которых они обычно не употреб­лялись церковью.

Не устрашуся гибели,

Ни копий, ни стрел дождей,—

Так говорит по библии

Пророк Есенин Сергей.

Время мое приспело,

Не страшен мне лязг кнута.

Тело, Христово тело

Выплевываю изо рта.

Не хочу восприятъ спасения

Через муки его и крест:

Я иное постиг учение

Прободающих вечность звезд.

Я иное узрел пргйиествие —

Где не пляшет тгед правдой смерть.

Как овцу от поганой шерсти, я

Остригу голубую твердь. («Инония»)

С осознанием ложности в понимании целей революции в поэзию Есенина проникают и становятся лейтмо­тивом до отчаяния грустные тона и оттенки. Но это уже не тихая грусть, не легкая иноческая печаль. Разочаро­вание в революционных преобразованиях деревни совпало с имажинистским бунтарством и выразилось в бурной об­разности, запечатлевшей неудовлетворенность и смяте­ние поэта перед лицом современной ему действитель­ности.

Стихотворения и поэмы 1917—1918 годов и особенно «Инония» подвели итог не только социальным исканиям дореволюционного Есенина, они явились поэтическим воплощеиием всего комплекса идейно-художественных воз­зрений поэта.

Революция внесла в поэзию Есенина новые темы, имевшие большое историческое значение, заставила его размышлять над острыми социальными проблемами, на­полнила его произведения драматизмом, изменила спокойные ритмы и интимные интонации. В поэтике Есенина наметилось повышенное стремление к образности. И хотя сам принцип создания образа в своей основе сохранился (заставка, развернутая метафора), качество его резко из­менилось. Раньше поэт искал и находил в природе краски, близкие его настроению, и с их помощью выражал сокро­венные движения души, мельчайшие оттенки интимных чувств. Теперь в основу образности все чаще проникают библейские символы, с помощью которых создаются слож­ные метафоры, призванные раскрыть происходящие исторические события.

Человек — это всего лишь песчинка в просторах мироздания, жизнь его — мгновение в сравнении с вечностью Вселенной. Вот почему издавна не только ученые-астрономы, но и поэты обращали свои взоры в бескрайние, манящие к себе дали, чтобы попытаться проникнуть в тайны мироздания, а значит, и в тайны человеческой души. Не раз задумывался о глубинах Вселенной и Есенин.

Там, где вечно дремлет тайна,

Есть нездешние поля.

Только гость я, гость случайный

На горах твоих, земля.

Широки леса и воды,

Крепок взмах воздушных крыл.

Но века твои и годы

Затуманил бег светил... («Там, где вечно дремлет тайна…»)

Его как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человека и природы, человека и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти. Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт-философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной.

Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Оно развивается в двух планах: береза — девушка. Читатель так и не узнает о ком это стихотворение — о березе или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Берёзка в русской поэзии — символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна.

В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт пережитого, задумывается над будущим. Поэт был прав, когда говорил о том, что его лирика жива одной большой любовью к Родине. Любовь к Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведения. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.

Как и в народном творчестве, у Есенина почти пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущем. Нередко в его стихах природа настолько сливается с человеком, что сама оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь, предстает как частица природы.

Вместе с тем Есенина не переставали тревожить беспокойные, мучительные мысли. Рядом с произведениями, в которых Есенин, выражал стремление понять новую эпоху, найти в ней свое место, в его стихах последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой жизни.

Чувство любви к Родине - движущая сила поэзии Есенина. Этой любовью проникнуты и философские стихотворения, и поэтические картины природы, и раздумья о судьбах деревни. "Думы печальные" сопровождают все творчество поэта. Ими отмечены все этапы творческого пути: кризиса, подъема. Поэзия Есенина - поэтический монолог "о времени и о себе". Этот проникновенный лирик - противоречивая личность.

С каждым днем я становлюсь глухим,

И себе, и жизнь кому велела.

Где-то в поле чистом, у межи,

Оторвал я тень свою от тела. («Думы печальные»).

Любовь к окружающему у Есенина начинается с "принятием" себя. Именно это формирует отношение к жизни. Есенин до конца остался верен своему кредо: "Все встречаю, все приемлю". Он принимал жизнь и себя во всей сложности. В лирике Есенина отражены все противоречия: жажда жизни и уныние, вера и разочарование, воодушевление и отчаяние.

Будто жизнь на страдания моя обречена;

Горе вместе с тоской заградили мне путь…

Будто с радостью жизнь навсегда разлучена,

От тоски и от ран истомилася грудь.

Будто в жизни мне выпал страданья удел,

Незавидная мне в жизни выпала доля.

Есенин убежден, что жизнь - обман:

Даль туманная радость и счастье сулит,

А дойду - только слышатся вздохи да слезы,

Вдруг наступит гроза, сильней гром загремит

И разрушит волшебные, сладкие грезы. ("Моя жизнь")

Здесь же звучит мотив обреченности, фатализма. Но Есенин не становится рабом судьбы. Он жаждет полноты бытия, исполнен решимости изменить свою жизнь. Есенин, чувствуя себя зависимым от судьбы, от предопределения, борется с этим, сам пытается творить жизненный путь. В нем пробуждаются желания мыслить, чувствовать. В связи с этим пессимистические настроения сменяются оптимистическими:

О, верю, верю, счастье есть!

Еще и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О, верю, верю, счастье есть. ("Моя жизнь")

Есенин развивает мысль о том, что жизнь - обман. Он использует этот мотив в названии стихотворения "Жизнь - обман с чарующей тоской". Однако такое восприятие бытия не вызывает в нем презрения к жизни, более того он испытывает чувство благодарности:

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю. ("Жизнь - обман с чарующей тоской")

В поэзии Есенина запечатлены два лика жизни: лживая и чистая. Сам поэт стремится к вольной, пытается зачеркнуть свое прошлое, которое, по его мнению, препятствует светлой жизни. Поиски гармонии трагичны. Однако, поэт надеется и верит:

Ветры, ветры, о снежные ветры,

Заметите мою прошлую жизнь.

Я хочу быть отроком светлым

Иль цветком с луговой межи. («Ветры, ветры, о снежные ветры…»)

В стихотворении "Мне грустно на тебя смотреть" Есенин размышляет о неизбежности человеческой смерти, о мелочности, суетности существования, о неумолимом движении времени:

Смешная жизнь, смешной разлад.

Так было, и так будет после.

Как кладбище усеян сад

В берез обглоданные кости.

Вот такие отцвели и мы

И отшумели, как гости сада…("Мне грустно на тебя смотреть")

Стихотворение "Звуки печали" - это риторическое обращение:

Звуки печали, скорбные звуки,

Долго ль меня вам томить?

Скоро ли кончатся тяжкие муки,

Скоро ль спокойно мне жить? ("Звуки печали")

Поэт жаждет спокойной жизни, гармонии с самим собой, но прошлое его тяготит, "думы смутного рая" не дают "отрады покоя". В стихотворении "Слезы" он пишет:

Что же дальше? Опять эти муки?

Нет, довольно… Пора отдохнуть

И забыть эти грустные звуки,

Уж и так истомилася грудь. ("Слезы")