Смекни!
smekni.com

Стихотворения 27 (стр. 7 из 28)

Больше не хочет молиться и ждать,

Больше не может страдать.

Точно задвинулись двери тюрьмы,

Душно мне, страшно от шепчущей тьмы,

Хочется в пропасть взглянуть и упасть,

Хочется Бога проклясть.

3

О, Даятель немых сновидений,

О, Создатель всемирного света,

Я не знаю Твоих откровений,

Я не слышу ответа.

Или трудно Тебе отозваться?

Или жаль Тебе скудного слова?

Вот уж струны готовы порваться

От страданья земного.

Не хочу славословий заемных,--

Лучше крики пытаемых пленных,

Если Ты не блистаешь для темных,

И терзаешь смиренных!

4

О, как Ты далек! Не найти мне Тебя, не найти!

Устали глаза от простора пустыни безлюдной.

Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути,

Да чахлые травы змеятся над почвою скудной.

Я жду, я тоскую. Вдали вырастают сады.

О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея.

Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды.

Все ближе, все ярче! -- И сердце забилось, робея.

Боится и шепчет: "Оазис!" -- Как сладко цвести

В садах, где, как праздник, пленительна жизнь

молодая.

Но что это? Кости верблюдов лежат на пути!

Все скрылось. Лишь носится ветер, пески наметая.

5

Но замер и ветер средь мертвых песков,

И тише, чем шорох увядших листов,

Протяжней, чем шум Океана,

Без слов, но, слагаясь в созвучия слов,

Из сфер неземного тумана,

Послышался голос, как будто бы зов,

Как будто дошедший сквозь бездну веков

Утихший полет урагана.

6

"Я откроюсь тебе в неожиданный миг,

И никто не узнает об этом,

Но в душе у тебя загорится родник,

Озаренный негаснущим светом.

Я откроюсь тебе в неожиданный миг

Не печалься. Не думай об этом.

Ты воскликнул, что Я бесконечно далек,--

Я в тебе, ты во Мне, безраздельно.

Но пока сохрани только этот намек: --

Все -- в одном. Все глубоко и цельно.

Я незримым лучом над тобою горю,

Я желанием правды в тебе говорю".

7

И там, где пустыня с Лазурью слилась,

Звезда ослепительным ликом зажглась.

Испуганно смотрит с немой вышины,--

И вот над пустыней зареяли сны.

Донесся откуда-то гаснущий звон,

И стал вырастать в вышину небосклон.

И взорам открылось при свете зарниц,

Что в небе есть тайны, но нет в нем границ.

И образ пустыни от взоров исчез,

За небом раздвинулось Небо небес.

Что жизнью казалось, то сном пронеслось,

И вечное, вечное счастье зажглось...

Рим.

Осень, 1897.

Горящие здания

----------------------------------------------------------------------------

Лирика современной души

1899 - Осень

Мир должен быть оправдан,

Чтоб можно было жить.

Бальмонт

i. Из записной книжки

(1899)

Эта книга почти целиком написана под властью

одного настроения, на долгие недели превратившего

мою жизнь в сказку. Я был захвачен страстной

волной, которая увлекла меня и держала в плену,

бросала вверх; бросала вниз, и я не мог выйти из

нее, пока сам не овладел ею, поняв ее сущность.

Я был в замкнутой башне, и видел сквозь темное

окно далекое ночное зарево, и хотел выйти из

башни, потому что в человеке есть неудержимая

потребность бежать к месту пожара. Но я не мог

выйти на волю, пока не понял самого себя.

Эта книга не напрасно названа лирикой

современной души. Никогда не создавая в своей душе

искусственной любви к тому, что является теперь

современностью и что в иных формах повторялось

неоднократно, я никогда не закрывал своего слуха

для голосов, звучащих из прошлого и неизбежного

грядущего. Я не уклонялся от самого себя и

спокойно отдаюсь тому потоку, который влечет к

новым берегам. В этой книге я говорю не только за

себя, но и за многих других, которые немотствуют,

не имея голоса, а иногда имея его, но не желая

говорить, немотствуют, но чувствуют гнет роковых

противоречий, быть может, гораздо сильнее, чем я.

У каждой души есть множество ликов, в каждом

человеке скрыто множество людей, и многие из этих

людей, образующих одного человека, должны быть

безжалостно ввергнуты в огонь. Нужно быть

беспощадным к себе. Только тогда можно достичь

чего-нибудь. Что до меня, я сделал это в

предлагаемой книге, и, быть может, тем, кто

чувствует созвучно со мной, она поможет придти к

тому внутреннему освобождению, которого я достиг

для себя.

В предшествующих своих книгах - Под Северным

Небом, В Безбрежности, и Тишина я показал, что

может сделать с Русским стихом поэт, любящий

музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий,

найденные впервые. Но этого недостаточно. Это

только часть творчества. Пусть же возникнет новое.

В воздухе есть скрытые течения, которые

пересоздают душу. Если мои друзья утомились

смотреть на белые облака, бегущие в голубых

пространствах, если мои враги устали слушать звуки

струнных инструментов, пусть и те и другие увидят

теперь, умею ли я ковать железо и закаливать

сталь.

3 сентября. Ночь.

Имение Поляковых "Баньки",

Московского уезда.

ii. Из записной книжки

(1903)

Мои враги

О, да, их имена суть многи,

Чужда им музыка мечты.

И так они серо-убоги,

Что им не нужно красоты.

Их дразнит трепет скрипки страстной,

И роз красивых лепестки.

Едва махнешь им тканью красной,

Они мятутся, как быки.

Зачем мы ярких красок ищем,

Зачем у нас так светел взгляд!

Нет, если вежлив ты, пред нищим

Скрывай, поэт, что ты богат.

Отдай свой дух мышиным войнам,

Забудь о бездне голубой.

Прилично ль быть красиво-стройным,

Когда уроды пред тобой!

Подслеповатыми глазами

Они косятся на цветы.

Они питаются червями,

О, косолапые кроты!

Едва они на Солнце глянут,-

И в норы прячутся сейчас:

Вдруг вовсе видеть перестанут,

И станут дырки вместо глаз.

Но мне до них какое дело,

Я в облаках моей мечты.

С недостижимого предела

Роняю любящим цветы.

Свечу и жгу лучом горячим,

И всем красивым шлю привет.

И я ничто - зверям незрячим,

Но зренью светлых - я расцвет!

14 августа. День.

Меррекюль, Эстляндской губ.

iii. Из записной книжки

(1904)

Как странно перебирать старые бумаги,

перелистывать страницы, которые жили - и погасли

для тебя, их написавшего. Они дороги и чужды, как

лепестки подаренных увядших цветов, как письма

женщин, в которых ты пробудил непонятность, что

зовется любовью, как выцветшие портреты отошедших

людей. Вот я смотрю на них, и многое в этом старом

удивляет меня новизной. В свете мгновений я

создавал эти слова. Мгновенья всегда единственны.

Они слагались в свою музыку, я был их частью,

когда они звенели. Они отзвенели и навеки унесли с

собой свою тайну. И я другой, мне перестало быть

понятным, что было так ярко-постижимо, когда я был

их созвучной и покорной частью, их соучастником. Я

другой, я один, мне осталось лишь несколько

золотых песчинок из сверкавшего потока времени,

несколько страстных рубинов, и несколько горячих

испанских гвоздик, и несколько красных мировых

роз.

Я живу слишком быстрой жизнью и не знаю

никого, кто так любил бы мгновенья, как я. Я иду,

я иду, я ухожу, я меняю, и изменяюсь сам. Я

отдаюсь мгновенью, и оно мне снова и снова

открывает свежие поляны. И вечно цветут мне новые

цветы.

Я откидываюсь от разума к страсти, я

опрокидываюсь от страстей в разум. Маятник влево,

маятник вправо. На циферблате ночей и дней

неизбежно должно быть движение. Но философия

мгновенья не есть философия земного маятника. Звон

мгновенья - когда его любишь как я - из области

надземных звонов. Я отдаюсь мировому, и Мир входит

в меня. Мне близки и звезды, и волны, и горы. Мне

близки звери и герои. Мне близки красивые и

некрасивые. Я говорю с другом, а сам в это время

далеко от него, за преградой веков, где-то в

древнем Риме, где-то в вечной Индии, где-то в той

стране, чье имя - Майя. Я говорю с врагом, а сам в

то же время тайно люблю его, хотя бы я говорил

самые жесткие слова. О, клянусь, в те мгновенья,

когда я - действительно я, мне близки все, мне

понятно и дорого все. Мне понятны вершины, я на

них всходил, мне понятно низкое, я низко падал,

мне понятно и то, что вне пределов высокого и

низкого. Я знаю полную свободу. Безмерность может

замкнуться в малое. Песчинка может превратиться в

систему звездных миров. И слабыми руками будут

воздвигнуты безмерные зданья во имя Красоты. И

сгорят города, и сгорят леса, а там, где они

шумели и молчали, возникнуть новые шелесты и

шорохи, ласки и улыбки, вечная жизнь.

Я знаю, что есть два бога: бог покоя и бог

движения. Я люблю их обоих. Но я не долго медлю с

первым. Я побыл с ним. Довольно. Я вижу быстрые

блестящие глаза. Магнит моей души! Я слышу свист

ветра. Я слышу пенье струн. Молот близ горнов.

Раскаты мировой музыки. Я отдаюсь мировому. Мне

страшно. Мне сладко. Мир вошел в меня. Прощай, мое

вчера. Скорей к неизвестному Завтра!

3 января. Ночь. К. Бальмонт.

Москва.

Крик часового

Мой наряд - бранные доспехи,

Мое отдохновенье - где битва и беда,

Моя постель - суровые утесы,

Мое дремать - не спать никогда.

Старинная Испанская песня

1. Крик часового

Сонет

Пройдя луга, леса, болота, горы,

Завоевав чужие города,

Солдаты спят. Потухнувшие взоры -

В пределах дум. Снует их череда.

Сады, пещеры, замки изо льда,

Забытых слов созвучные узоры,

Невинность чувств, погибших навсегда,-

Солдаты спят, как нищие, как воры.

Назавтра бой. Поспешен бег минут.

Все спят. Все спит. И пусть. Я - верный - тут.

До завтра сном беспечно усладитесь.

Но чу! Во тьме - чуть слышные шаги.

Их тысячи. Все ближе. А! Враги!

Товарищи! Товарищи! Проснитесь!

Отсветы зарева

А меж тем огонь безумный

И глухой, и многошумный,

Все горит.

Эдгар По