Смекни!
smekni.com

Недостатки российского законодательства в области авторского права в сфере издательской деятельности (стр. 3 из 6)

В ЗоАП принципы регулирования прав, связанных со служебными произведениями дополнялись также двумя статьями, исключёнными при инкорпорации авторского права в ГК РФ. Пункт 3 статьи 15 ЗоАП предоставляет заказчику право при любом использовании произведения указывать своё наименование; пункт 4 статьи 15 ЗоАП лишает авторских прав составителей энциклопедий, словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и другой периодики.

В отличие от ЗоАП, статья 1298 главы 70 ГК РФ регулирует также отношения, возникающие в случае наличия служебного контракта с государством или органом местного самоуправления. При этом такие отношения регулируются только в сфере исключительных прав. Так, пункт 1 статьи 1298 устанавливает возможность наличия исключительных прав у исполнителя (по умолчанию), у заказчика или совместно.

Исполнять договор авторского заказа, согласно пункту 2 статьи 1298, может как индивидуальный исполнитель, так и коллективный; в таком случае «исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию»[25]. Кроме того, положениями вышеуказанного пункта устанавливается право исполнителя на получение вознаграждения за затраты, понесённые в результате этих процессов.

Также заказчик вправе не получать исключительных прав, ограничиваясь лишь приобретением простой (неисключительной) лицензии на использование произведения для государственных или муниципальных нужд. В случае совместного ведения исключительными правами, заказчик вправе предоставить безвозмездную простую лицензию с уведомлением исполнителя.

В случае сохранения исключительных прав за исполнителем, он должен получить вознаграждение в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 1295 («Если работодатель в срок, предусмотренный в абзаце втором настоящего пункта (три года – В.О.), начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом»[26]).

Статья 1300 провозглашает также принципы информирования об авторском праве, являющегося также одним из прав автора; в связи с чем не допускается удаление или изменение авторской информации, а также использование произведения без указания на оную.

Пункт 3 статьи 1300, а также статьи 1301, 1302 регулируют судебно-претензионные отношения в связи с нарушениями в сфере авторского права в рамках гражданско-правовых отношений. Статья 1302 регулирует судебные действия в случае возбуждения дела по обвинению в производстве или распространению контрафактной продукции (в данном контексте – нарушающей авторские права).

Статьи 1285-1290 устанавливают типы договорных отношений и некоторые принципы оных. Так, статьи 1285, 1286, 1288 выделяют три типа договоров в сфере авторского права – договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор о предоставлении права использования произведения и договор авторского заказа.

Статьи 1287, 1289, 1290 дополнительно устанавливают: статья 1287 – особые условия издательского лицензионного договора (срок давности и порядок расторжения договора). Статья 1289 – срок исполнения авторского заказа (обязательность указания на срок исполнения, возможность продления срока (льготный срок), порядок отказа заказчика от договора в одностороннем порядке). Наконец, статья 1295 устанавливает ответственность по договорам, заключаемым автором произведения (ограниченность суммой реального ущерба, порядок возвращения аванса или уплаты неустойки).

При этом условия и принципы авторского договора в главе 70 ГК РФ не указываются (в отличие от статей 30-32 ЗоАП).

Как уже говорилось выше, одной из задач принятия IV части ГК РФ было приведение законодательства в сфере авторского права к принятым в Европе стандартам. В данном случае ориентацию на европейское законодательство можно объяснить как с позиций геополитических задач Российской Федерации (вступление в ВТО), так и с сугубо юридических (соответствие наиболее современному варианту регулирования авторского права).

Одним из важнейших европейских документов, ставших основой кодификации, стала Бернская конвенция принятая ещё 09 сентября 1886 года и с некоторыми изменениями сохранившаяся вплоть до нашего времени. В контексте данной работы этот документ представляет особую важность, так как своим заключением ознаменовал создание Союза по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения (статья 1).

Интересно, что новое российское законодательство в сфере авторского права никак не регулируется авторское право на устную информацию (политические речи и выступления, лекции, etc.), что также может частично относиться к теме данной курсовой работы (в случае издания подобной информации).

Впрочем, в общем и целом авторское право РФ соответствует Бернской конвенции. Она в таких же рамках устанавливает основные принципы авторского права РФ (сведение которых воедино в данной работе является одной из задач и будет произведено ниже).

06 сентября 1952 года была принята Парижская конвенция, устанавливавшая всемирно принятые нормы и принципы авторского права, а также минимальные сроки действия авторских прав и прочее. При этом подразумевается, что в случае международных споров между Договаривающимися странами приоритет имеет не их двусторонний договор, а данная Конвенция. Таким образом, можно говорить о том, что российское авторское право имеет ещё один источник – Парижскую конвенцию, так как она стала de-facto правопреемником Бернской.

Правовые отношения между Бернской и Парижской конвенциями оговариваются в статье XVII. Так, в пункте 1 говорится, что «настоящая Конвенция никоим образом не затрагивает положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений или принадлежности к Союзу, созданному этой Конвенцией».

Третьим международным документом в сфере авторского права является Договор ВОИС. ВОИС – Всемирная Организация Интеллектуальной Собственности. Данный Договор был принят 20 декабря 1996 года на дипломатической конференции и провозглашался не умаляющем существующие обязательства по Бернской конвенции.

В целом, основной упор в Договоре ВОИС делается на усовершенствовании международного законодательства в сфере авторского права в соответствии с требованиями времени (например, расширение регулирования авторского права на компьютерные программы и базы данных).

Наконец, важным документом в анализе принципов авторского права РФ является Конституция РФ, устанавливающая главные принципы, относящиеся, в том числе, и к авторскому праву – такие как, запрещение дискриминации по расовому, половому или любому другому признаку; свобода мысли и слова, etc. «Главная» же статья в Конституции, касательно авторского права – 44. В пункте 1 данной статьи устанавливается, что «каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания».

Таким образом, на основании вышесказанного можно выделить несколько принципов авторского права РФ в сфере издательской деятельности. Представляется необходимым разделить эти принципы на три группы: конституционно-правовые, гражданско-правовые и договорные.

1. Конституционно-правовые

a. Свобода творчества

b. Свобода слова

c. Запрет дискриминации

d. Основные права и свободы (частично связанные с авторским правом – например, свобода вероисповедания, открывающая автору возможность для заявления своей конфессиональной принадлежности или об отсутствии оной)

2. Гражданско-правовые

a. Наличие имущественных прав

b. Наличие личных неимущественных прав

c. Презумпция авторства

d. Возможность соавторства

e. Признание авторского права за обнародованными и необнародованными произведениями

f. Признание авторских

g. Признание авторских прав за переводами, составными и производными произведениями

h. Признание авторской информации, а также запрета на внесение дополнения к ней или удаления её без согласия автора

i. Запрет на искажение произведения без согласия автора

j. Установление сроков сохранения исключительных прав

k. Возможность использования без уведомления автора

l. Установление общественного достояния

m. Судебная защита авторских прав

3. Договорные

a. Приоритет договора над ГК РФ

b. Принципы договора авторского заказа и служебного договора

Глава 2 – Судебная практика РФ и авторское право в сфере издательской деятельности

закон авторский право издательский

26 марта 2009 года Верховный Суд РФ (далее – ВС) и Высший Арбитражный Суд РФ (далее – ВАС) выпустили Постановление «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвёртой гражданского кодекса Российской Федерации». Согласно ему, данное Постановление – акт разъясняющий первые вопросы, которые появились у судов в связи с введением в действие новой части ГК.

Во-первых, ВС и ВАС разъяснили юрисдикцию судов. Дела о нарушениях авторских прав, не связанные с нарушением финансовой составляющей авторского права (нарушение имущественных прав) рассматривают суды общей юрисдикции. Такими спорами могут быть, к примеру, «споры о том, кто является автором результата интеллектуальной деятельности, подведомственны судам общей юрисдикции как не связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности»[27].