Смекни!
smekni.com

Недостатки российского законодательства в области авторского права в сфере издательской деятельности (стр. 4 из 6)

Нарушение исключительных прав, прав патентообладателя и прочее определяется «исходя из субъектного состава участников спора, если такой спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности»[28].

Относительно обратной силы закона, ВАС и ВС постановили, что положения части IV применяются не только к возникшим после введения её в действие, но и к правам и обязанностям по правоотношениям дл 01.01.2008, если такие правоотношения возникли после вышеуказанного срока.

Согласно Постановлению, возобновилось действие исключительных прав на произведения, перешедшие в общественное достояние после 31.12.1992, но до вступления в силу Федерального закона от 20.07.2004 N72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"». Действие исключительных прав возобновилось «и его срок исчисляется по правилам, предусмотренным статьей 1281 ГК РФ»[29].

Настоящее Постановление являет собой de-facto толкование новой части ГК высшими судебными органами. В силу выбранной темы данной курсовой работы, помимо срочных норм, указанных выше, были использованы следующие статьи Постановления.

Во-первых, статья 10 – рассмотрение судами вопросов, связанных с правом автора на вознаграждение. ВС и ВАС разъясняют, что право на вознаграждение входит в состав исключительного права, но при этом сохраняется за автором «и тогда, когда исключительное право ему не принадлежит»[30].

Во-вторых, статья 11, в которой ВС и ВАС поясняют, что исключительное право может быть внесено в уставный капитал в качестве вклада только с условием заключения «отдельного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой ГК РФ. В случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 Кодекса, такой отдельный договор подлежит государственной регистрации»[31]. Также исключительное право может быть использовано в качестве залога (а личные неимущественные – нет).

В-третьих – статья 28, которая рассматривает вопрос, связанный с определением объекта авторского права. ВС и ВАС постановляют, что таким объектом должен быть результат творческого труда (а не сугубо интеллектуальной деятельности), а отсутствие оригинальности «не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права»[32].

В-четвёртых, статья 29, в которой ВС и ВАС толкуют вопрос оценки авторского права на персонаж, определяя его как часть произведения, описывающего то или иное действующее лицо. Кроме того, автору предоставляется право на использование персонажа в другом произведении.

В-пятых, статья 31, толкующая вопрос о праве на неприкосновенность произведения. Суды постановляют, что изменение произведения в данном смысле не связано с созданием нового произведения на основе существующего. При этом согласие автора на изменение существующего произведения должно быть определённо выражено, а в случае отсутствия доказательства этого согласие ничтожно.

В-шестых, статья 32, постановляющая, что заключать договор на публичное исполнение произведения должен организатор такого исполнения.

В-седьмых, статьи 33, 34, которые разъясняют вопрос нарушений авторских прав, связанных с неправомерно введёнными в гражданский оборот произведениями. Так, снимается вина за нарушение авторских прав, в случае, если было использовано произведение, неправомерно используемое правообладателем. Но снятие копии с контрафакта является нарушением исключительных прав.

Также допускается снятие копии с разрешения автора для использования в некоммерческих индивидуальных или семейных целях; причём состав семьи, как постановляют ВС и ВАС в абзаце 3 статьи 34, определяется судом, применимо к конкретным делам.

В-восьмых, статья 35, которая разъясняет одну из лакун современного законодательства в сфере авторского права – вопрос авторского права пародий и соответствующих ему нарушений. Как постановляют ВС и ВАС надлежит считать пародию авторским правом автора пародии, а за автором пародированного произведения закрепляется право защищать свои честь, достоинство и деловую репутацию.

При этом в соответствии с изменением определения самого служебного произведения, с 31.12.2007 изменился подход к владельцу исключительных прав. В соответствии с рассматриваемым мной Постановлением, «необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное - исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения»[33].

В-девятых, пункт 2 статьи 38, который рассматривает вопрос трёхлетнего срока давности, которым обладает работодатель (заказчик) для того, чтобы не утратить исключительное право. Так, в отношении служебных произведений, созданных до введения в действие части IV ГК РФ такой отсчёт начинается с 01.01.2008, вне зависимости от даты создания произведения, но в зависимости от действий работодателя (заказчика).

В-десятых, в соответствии со статьёй 43 определяются условия для правомерности иска. Во-первых, в исковом заявлении должна быть чётко указанная фиксированная цена иска. Во-вторых, компенсация подлежит взысканию только при доказанности факта вины. В-третьих, размер компенсации определяется судом, при этом он должен быть обоснован судом, а также должен не превышать требуемую истцом сумму, и не должен быть меньше установленного «абзацем вторым статьи 1301, абзацем вторым статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпунктом 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ»[34].

Наконец, в статье 44 ВС и ВАС разъясняют судам, что перечень обеспечительных мер, принимаемых при рассмотрении дел, связанных с нарушениями в области авторского права, перечисленный в статье 1302 ГК не является полным. Обеспечительные меры определяются в соответствии не только с этой статьёй, но и с существующим гражданско-процессуальным законодательством.

Если говорить о конкретных процессах, то большинство дел судебного производства, связанных с авторским правом в издательской деятельности, являются спорами по старым договорам, заключённым до введения в действие части IV ГК РФ. Ключевой вопрос этих дел – сочетание двух законов - одного, действующего по контрактам, заключённым до 01.01.2008 и нового, действующего с вышеуказанной даты.

Одним из характерных дел было дело Федерального Арбитражного Суда (далее – ФАС) Московского округа N А40-31267/08-110-207[35]. Истцом в деле выступило ООО «Издательство «Астрель», ответчиком – ООО «Терра-Книжный клуб». Цена иска – 4 992 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.2008 г. взыскано 1 000 000 руб, а также 34 800 руб. расходов по оплате услуг представителя. Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.11.2008 года решение суда первой инстанции изменил, взыскал требуемые истцом изначально 4 992 000 руб. компенсации.

По мнению ответчика, правонарушение произошло в 2008 году, таким образом, подлежит применению пункт 3 статьи 1252 ГК РФ. Истец утверждает, что правонарушение произошло в декабре 2007 года (когда был издан контрафакт). Однако арбитражные суды основывались на том, что контрафакт был в продаже в июле 2007 года, на что так же ссылался истец.

Таким образом, ФАС Московского округа постановил об отмене решения АС г. Москвы и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда: «Определение момента совершения правонарушения имеет в данном деле значение для правильного рассмотрения спора, в том числе установления права, подлежащего применению». Согласно ст. 5 Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.12.2006 N 231-ФЗ часть IV ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

Одной из главных проблем авторского права в сфере издательской деятельности продолжает оставаться сеть интернет. С ней связано, например, Дело N А40-14138/09-5-163, рассмотренное ФАС Московского округа[36].

Истцом в нём выступило ООО «Издательство «Джем», ответчиком – ООО «Константа-трэвел», разместившая на своём сайте произведение, исключительные права на которое принадлежат истцу. Цена иска – 200 000 руб. Решением от 15 июня 2009 года Арбитражный суд города Москвы иск удовлетворил частично. Суд запретил ответчику использовать названное произведение, исключительное право на которое принадлежит истцу, а также взыскал компенсацию в размере 79 900 руб., посчитав требования истца завышенными. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2009 года N 09АП-14591/2009 решение оставлено без изменения, с поддержанием выводов суда первой инстанции.

Ответчик настаивает на неправомерно проведённом осмотре сайта. Тем не менее, ФАС постановляет оставить решение АС г. Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда без изменения, посчитав доводы кассационной жалобы о том, что протокол осмотра сайта не может быть надлежащим доказательством, так как составлен в отсутствие представителей ответчика и по обращению незаинтересованного лица, несостоятельными. ФАС ссылается на статью 102 «Основ законодательства РФ о нотариате» от 11.02.93 N 4462-1, согласно которой по просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.